Светлана Коткова
Партнёрские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЭ на тему «Партнёрские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников: от имитации к действию»
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Партнёрские отношения дошкольных образовательных организаций с родителями в личностном развитии дошкольников» размещена в разделах
Появление на свет долгожданного малыша – это всегда радость. Молодые мама и папа заворожено ждут этого события. И вот, наконец, семья становиться полной. В жизни появляется неоспоримый смысл, желание творить всё для и ради своего сокровища. Молодые родители стараются сделать жизнь своего малыша благополучной и счастливой. Идут дни, недели, месяцы. Вот он сделал первые шаги, сказал первое, берущее за душу, слово - МАМА. Ваш малыш подрастает, младенческий период заканчивается и у вашего ребёнка начинается новый жизненный этап – раннее детство, когда он переступает порог дошкольного учреждения и погружается в новую социальную среду, ранее не знакомую и не изведанную. Вы передаёте своего малыша в мои заботливые руки. Главным в работе любого воспитателя ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
В условиях, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего подрастающего поколения, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Вовлечение родителей в жизнь группы – важный и значимый момент в общении с ребенком, который повышает уровень педагогической культуры родителей. В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять, какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать. Целью любого грамотного педагога является - формирование равноправных, доверительных отношений с семьей, оказание помощи современной семье в деле воспитания и образования детей, предупреждение появления отчуждения между ребенком и его семьей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Я работаю воспитателем первой младшей группы. Моя работа- начало всех начал. Ежегодно я открываю двери десяткам малышей третьего года жизни в удивительный и сказочный мир детства. Передо мною стоит не лёгкая задача создания условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. И, как я уже отмечала ранее, - все мои усилия будут тщетны без активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе именно в этот сложный для ребёнка период, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс.
Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни.
При формировании новой группы я знакомлюсь со всеми родителями. После знакомства обязательно организуется экскурсия по детскому саду: родители знакомятся с группой, в которой будут прибывать их дети, с информационными уголками. В заключение первой встречи родители заполняют анкеты. С момента знакомства и в дальнейшем одной из основных моих задач как воспитателя является располагающее отношение к родителям. Если они с самого начала сотрудничества с детским садом будут видеть во мне друга, союзника, помощника, то совместная деятельность будет успешна.
Свою работу по взаимодействию с родителями я реализую через разнообразные формы, которые представляю вашему вниманию:
Информационно-аналитические формы общения с родителями помогают выявить интересы, запросы родителей. В своей работе в качестве таких форм я использую - социологические опросы, анкетирование, тестирование, а также нетрадиционные формы, такие как - «Почта доверия», «Сундучок пожеланий и предложений».
Познавательная форма помогает познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Примером такой формы работы служит кружок «Школа молодых родителей». Заседания кружка проводятся в форме игрового практикума, конкурса, путешествия. В конце таких встреч проводятся обсуждения с родителями – что понравилось, какие советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
Досуговая форма – эту форму работы я использую для установления эмоционального контакта между мной (педагогом, родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду
Наглядно-информационная форма используется мной для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы с дошкольниками. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет и др.
В ходе моей работы с родителями я не раз убеждаюсь в том, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.