Марина Глинская
Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время внимание психологов, физиологов, педагогов, специалистам по разным видам спорта привлечено к дошкольному возрасту, поскольку педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о громадных резервах развития детей. Как утверждают многие советские и зарубежные ученые (Д. В. Эльконик, А. В. Запорожец, А. М. Леушин, Б. А. Ананьев и др., дошкольный возраст имеет не приходящее значение для всестороннего развития индивида, является сенситивным в формировании человеческой личности, развитии ее способностей. Это период интенсивного развития умственных, двигательных и других способностей.
Публикация «Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Движение - естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, устойчивость к болезням. Движение оказывают существенное влияние на развитие интеллекта ребенка.
Существует естественная связь между двигательными навыками и качеством движений. Наблюдения показывают, чем шире объем движений, которыми владеют дети, тем легче им проявлять свои двигательные способности, выбирая подходящий способ действия.
Психологи отмечают, что в процессе двигательной деятельности не только удовлетворяется потребность в движении, но и возникает новая потребность – в физических напряжениях. При этом преобразуется сама потребность в движении: она становится потребностью не только двигаться, но и испытывать при этом напряжение, соответствующее интенсивности деятельности.
При определенных условиях дошкольники могут усвоить такие знания, достичь такого уровня в развитии движений, обрести такие нравственно-волевые качества, которые до сих пор считались недоступными для этого возраста.
Однако потенциальные возможности детей представляют собой не готовые качества и способности, не созревают на определенной возрастной ступени «спонтанно», а требуют соответствующим образом организованного обучения и воспитания.
Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка дошкольного возраста, для его гармонического развития создаются при учете следующих требований:
1. Необходимо предусматривать не только то, что ребенок может усвоить при интенсивной тренировке, но и требующиеся для этого физические и духовные силы.
Нельзя забывать, что всякого рода перегрузки, переутомления чрезвычайно вредны на разных этапах развития, когда созревание организма не закончилось и работоспособность ребенка ограничена.
2. Максимальный педагогический эффект может быть достигнут при применении методов и форм воспитания, соответствующих психофизическим особенностям дошкольного возраста.
3. Подлинно развивающий характер дошкольное воспитание приобретет лишь в том случае, если учитывается особая роль дошкольного детства в развитии человека.
Вопрос о содержании обучения приобретает решающее значение для развития ребенка. Целенаправленное формирование двигательных качеств позволяет значительно повысить уровень физической подготовленности детей, успешно решать вопросы подготовки детей к школе.
Каким же должно быть содержание физического воспитания, направленного на овладение дошкольниками необходимым объемом двигательных умений и навыков и обеспечивающего полноценное и гармоническое развитие его двигательных способностей – эти вопросы относятся к числу важных и актуальных проблем физического воспитания.
Можно сказать, что экспериментальная работа, выполненная в направлении по внедрению нетрадиционных форм обучения и воспитания при организации физкультурных занятий и двигательной активности в течение дня, способствуют развитию двигательных качеств, является важной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальное значение в период подготовки детей к школе, имеет социальная адаптация детей. Занятия в нетрадиционной фирме помогают детям ориентироваться в разных ситуациях, способствуют развитию коммуникабельности, формируют самосознание и самооценку. Занятия такого типа благотворно сказываются на развитии эмоциональности, способствуют раскрытию индивидуальных способностей ребенка, а состояние здоровья во многом зависит от эмоциональной сферы.
Проводя физкультурные занятия с детьми, я обратила внимание на закономерность, дети охотнее занимаются и быстрее овладевают физическими навыками, когда занятия проводятся в игровой или подражательной форме.
Для того чтобы эффективнее учить детей согласовывать свои действия с движениями физрука и других детей, направленно, развивать скоростно-силовые качества создавать условия для полноценного физического здоровья, сформировать привычку к физической культуре, я стала проводить с детьми занятия в нетрадиционной форме.
На третьем году жизни ребенок переходит на новую ступень развития. Он уже умеет самостоятельно передвигаться, действовать с предметами, начинает активно общаться с помощью речи. Данному возрасту характерно наглядно-действенное мышление, когда выполнение, какого либо задания, требует действий ориентировочной основы и собственных действий ребенка. Появляется игровой замысел, роли, игровые действия, связанные с несложным сюжетом.
Для детей младшего дошкольного возраста разработала ролевые, сюжетно-игровые и в сказочной форме занятия:
• «Прогулка в лес»,
• «Цыплята»,
• Подснежники»,
• «Кошка и котята».
Эти занятия построены на целостности ситуации, но в то же время соблюдают технологию, теорию и методику построения физкультурных занятий. На этих занятиях дети охотно выполняют подражательные движения вслед за физруком. На них можно проследить взаимообусловленность с другими занятиями, на этих занятиях дети опираются на знания полученные ранее. Так же в такие занятия можно включить задачи по звуковой культуре речи, элементы массажа, дыхательной гимнастики.
Период с 4-х до 5-и лет характеризуется интенсивным психическим и физическим развитием. Нервные процессы у ребенка среднего возраста еще не совершенны. Процесс возбуждения остается преобладающим. При нарушении привычных условий жизни, утомлении не редко проявляются бурные эмоции, Двигательная возбудимость. В этом возрасте увеличивается влияние воли, памяти, внимания, самостоятельности в процессе воспитания.
Мышление детей этого возраста носит наглядно-образный характер. Внимание становится значительно устойчивей, но еще недостаточно сформирован компонент произвольного внимания и памяти – удержания мотива деятельности. Поэтому важно использовать различные внешние опоры, различные формы подсказа.
В среднем дошкольном возрасте начинают развиваться процессы произвольного припоминания, а значит и преднамеренного запоминания. Для детей средней группы использую в работе сюжетные, сюжетно-игровые занятия:
• «Мама зайчиха и зайчики»,
• «Найдем цыпленку маму»,
• «Часики»,
включаю в занятия элементы аэробики.
К 5 году жизни у детей начинает все ярче проявляться воображение. Оно возникает на основе восприятия и запоминания действительности.
На занятиях:
• «Летим в горы и на море»,
• «Поехали в гости на поезде»,
дети не только подражают движениям физрука, но и используют свои наблюдения и знания, полученные на других занятиях.
6 – летний возраст является переломным в развитии двигательного анализатора. Дети этого возраста
выполняют упражнения технично и уверенно. Они уже способны дифференцировать свои личные усилия, поэтому могут выполнять упражнения с различной амплитудой, в медленном и быстром темпе. Эти качества хорошо использовать на занятиях по аэробике.
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 6 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Поэтому на занятиях надо решать комплекс взаимосвязанных задач:
• оздоровительных,
• воспитательных,
• образовательных,
включая в них не только классические приемы по здоровье сберегающим технологиям и методам обучения, физическим упражнениям, но и концептуальный подход в оздоровлении детей, повышении их двигательной активности.
Все эти требования учтены при составлении занятий для старших дошкольников :
• «Летим в горы и на море»,
• «Четыре времени года»,
• «Остров здоровья»,
• «В гости к зверям в зоопарк».
Двигательным особенностям принадлежит важная роль не только в успешном освоении движениями, расширении функциональных возможностей детского организма, но и в повышении умственной работоспособности. Чтобы добиться высоких результатов, в какой либо деятельности, необходимо создать условия, соответствующее обучение и воспитание на начальном этапе формирования двигательных способностей.