Галина Шимохина
Комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе «Мама, папа, я — дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
(май)
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
по теме «Мама, папа, я – дружная семья»
вторая младшая группа.
Цель: формировать умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи.
Задачи:
- создавать игровые, проблемные ситуации, способствующие расширению знаний о семье;
- создавать условия для развития представлений о своем внешнем облике, гендерных принадлежностей;
Публикация «Комплексно-тематическое планирование во второй младшей группе „Мама, папа, я — дружная семья“» размещена в разделах
- развивать познавательные интересы детей, любознательность, поддерживать детскую инициативу;
- формировать познавательные действия, обучать способам познавательной, коммуникативной, игровой и творческой деятельности;
Итоговое мероприятие: создание семейного фотоальбома, выставка детских работ.
ПОНЕДЕЛЬНИК 15 мая[/b]
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно-эстетическое развитие (музыка) по плану музыкального руководителя.
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)
«Моя семья»
Программное содержание:
формировать у детей понятий о семье и её членах, воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Планируемые результаты: ребенок называет членов семьи, знает их имена.
Мотивация: Мишутка получил письмо от бабушки, а кто это не знает.
Постановка цели: как можем ему помочь: рассказать Мишутке о семье.
Предметно-практическая среда: игрушка медвежонок, конверт, иллюстрация «Семья», куклы из кукольного театра бабушка и дедушка.
Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-личностная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение.
Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»:
деятельность в группе.
Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями
Алгоритм действий:
• Сюрпризный момент – приход Мишутки с письмом от бабушки Загадушки;
• Отгадывание загадки про маму;
• Беседа:
Как зовут твою маму?
Ты для мамы кто?
• Отгадывание загадки про папу;
• Динамическая пауза-путешествие в деревню на поезде;
• Приход бабушки и дедушки (куклы)
• Пальчиковая гимнастика
«Моя семья»;
• Рассматривание иллюстрации семьи;
• Рассказ для Мишки;
• Итог.
Помощь и поддержка: ситуация припоминания, поощрение.
Организация контроля и самоконтроля: контроль результата образовательной деятельности.
Практическое применение: рисование семьи.
Мониторинг индивидуального развития. Оценка уровня представлений детей о семье.
Индивидуальная работа в период НОД:
Побуждать Дашу, Максима отвечать на поставленные вопросы.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Прием: Круг, утреннее приветствие.
Вводная беседа «Как мы будем проживать эту неделю», информация об итоговом мероприятии.
Ситуативная беседа «Моя семья»
Индивидуальная работа (Маша, Костя).
Д. И. «Наведи порядок».
Цель: развивать внимание, сосредоточенность; упражнять в сравнении предметов по величине (высокие - низкие, широкие - узкие).
Утренняя гимнастика
К. Г. Н. Вспомнить о правилах поведения за столом (правильно держать ложку, кушать аккуратно, не торопясь, тщательно пережевывать пищу, вытирать рот салфеткой, выходя из-за стола говорить «Спасибо»).
Прогулка: Наблюдение за птицами.
Цель: продолжать наблюдать за птицами, прилетающими на участок (порхают, весело щебечут, вьют гнезда).
Трудовая деятельность: уборка игрушек после прогулки.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений;
П. И. «Ловишки».
Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием.
П. И. «Вышли мышки как-то раз».
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать ловкость; воспитывать желание играть с воспитателем.
Индивидуальная работа на прогулке (Вика, Заур)-
развитие движений – хождение змейкой;
Цель: закрепление умения обходить ориентиры, не пропуская и не сбивая.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна
Цель: способствовать постепенному переходу функций организма к активной деятельности.
Закаливающие процедуры (ходьба по массажным дорожкам).
Д. И. «Угадай по описанию»
(члены семьи)
Цель: развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Индивидуальная работа
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Цель: развитие мелкой моторики (Саша, Кирилл Л.)
Прогулка:
Малоподвижная игра «Запомни движение»
Цель: развивать зрительно-моторную память, внимание.
Вечерняя процедура: КРУГ, СБОР информации.
Самостоятельная деятельность детей
Внесение дидактического пособия «Европейская семья».
Рассматривание иллюстраций
«Животные и их детеныши»
Игры с выносным материалом
(мяч, лопатки, формочки)
Коммуникативные игры на прогулке: игры с выносным материалом - учить объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения.
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы
Информирование родителей о теме недели: «Мама, папа, я – дружная семья».
Творческое задание: создание семейного альбома.
ВТОРНИК 16 мая
Непосредственно образовательная деятельность
Физическое развитие по плану инструктора по физической культуре.
Познавательное развитие (ФЭМП)
«Заячья семья»
Программное содержание: сравнение предметов по ширине и высоте, умение располагать в возрастающей и убывающей последовательности. Планируемые результаты: ребенок сравнивает предметы, располагает в возрастающей и убывающей последовательности.
Мотивация: помочь зайчатам спрятаться от волка.
Постановка цели: беседа - рассуждение: «Как будем помогать зайчатам?».
Предметно-практическая среда: игрушка заяц, раздаточный материал (домики и двери, морковки разной величины, картинки заячьей семьи.
Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»:
ситуативно-личностная форма общения.
Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: деятельность в группе, индивидуально.
Среда отношений к миру, другим людям, к себе: отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.
Алгоритм действий:
• 1. Организационно-сюрпризный момент -
появление гостя (зайчонка);
• Художественное слово
Раз, два, три, четыре, пять-
Вышел зайчик погулять
Вдруг волчище выбегает-
Зайка в домик убегает.
• Работа с раздаточным материалом в парах (домики, двери);
• Физкультминутка.
Игра «Зеркало»
• Д. И. «Строимся на зарядку»
• Д. И. «Угости морковкой»
• Итог.
Помощь и поддержка: демонстрация похожих действий, параллельное выполнение работы взрослым.
Организация контроля и самоконтроля: сравнение с образцом.
Практическое применение: оформление дидактического материала для игры в группе (величина).
Мониторинг индивидуального развития: определение уровня актуального и зоны блажайщего развития.
Индивидуальная работа в период НОД:
формировать у Вики понятия шире, уже; закреплять знание геометрических фигур.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Прием: Круг, утреннее приветствие.
Д. И. «Вежливость»
Цель: учить детей, входя в группу здороваться.
Индивидуальная работа
«Расскажи о мамочке»
Цель: развивать связную речь (Аня, Соня)
Утренняя гимнастика
К. Г. Н. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить закатывать рукава, мыть руки после пользования туалетом.
Прогулка:
Рассматривание «Цветы на участке»
Цель: рассмотреть появившиеся цветы тюльпанов, активизировать внимание и память, формировать желание беречь и сохранять природу, вызвать интерес к окружающему миру.
Трудовая деятельность.
Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
Подвижные игры «Совушка»; «Гуси, гуси»
Цель: учить выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении; развивать быстроту, ловкость
Индивидуальная работа на прогулке (Данил, Миша) рассматривание набухших почек сирени.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна, закаливающие процедуры (босохождение).
Повторение пальчиковой гимнастики «Цветок»
Д. И. «Чья семья?» (разрезные картинки по теме «Животные и их детеныши»)
Прогулка:
П. И. «Раз, два, три – ко мне беги»
Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа (Платон)
Цель: продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (прыгать на двух ногах, приземляться в прыжках).
Вечерняя процедура: КРУГ, СБОР информации
Самостоятельная деятельность детей
Создать условия для сюжетно-ролевой игры «Дочки-матери».
Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.
Игры с выносным материалом
(мяч, лопатки, формочки)
Индивидуальное консультирование по запросам
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной [/b]программы
Привлечение родителей к оформлению группы, согласно тематике недели.
СРЕДА 17 мая
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно-эстетическое развитие) рисование.
«Дружная семейка» .
Программное содержание: научить детей нетрадиционным способам рисования - кляксография.
Планируемые результаты: ребенок умеет дорисовывать портрет, используя кляксу; проявляет творческие способности, фантазию, воображение.
Мотивация: кукла Катя хотела нарисовать портрет своей семьи, а получились только кляксы. Что же делать?
Постановка цели: как можем помочь кукле: нарисуем и покажем.
Предметно-практическая среда: кукла, иллюстрации семьи, бумага, кляксы, кисточки, вода, салфетки.
Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-деловая форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное. Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: индивидуально-групповая деятельность.
Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на ]вопросы,
Алгоритм действий:[/i]
• Сюрпризный момент, появление гостя.
• Проблемная ситуация: кукла Катя хотела нарисовать портрет своей семьи, а получились только кляксы. Что же делать?
• Показ техники рисования
• Детская деятельность, рисование.
• Итог - создание галереи семейных портретов (выставка работ).
Помощь и поддержка: способ помощи и поддержки, показ.
Организация контроля и самоконтроля: сравнение с образцом.
Практическое применение: организация выставки детских работ.
Мониторинг индивидуального развития: оценка степени овладения способом нетрадиционного рисования.
Индивидуальная работа в период НОД:
Упражнять Кирилла Ф. и Дину в умении набирать краску на кисточку и промывать кисть после завершения работы.
Художественно-эстетическое развитие (музыка) по плану музыкального руководителя.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Прием: Круг, утреннее приветствие.
Беседа: «Лесные правила»
Цель: формировать положительное отношение к природе, интерес к окружающему миру и любознательность; воспитывать культуру поведения в лесу, парке.
Индивидуальная работа (Соня, Саша)
Д. И. «Кукла Катя собирается на прогулку»
Цель: показать образец одевания на прогулку; учить одеваться в соответствии с погодой; Утренняя гимнастика
«По утрам зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!»
К. Г. Н. Воспитывать культуру поведения в раздевалке, закреплять алгоритм одевания по прогулку: сначала одеваем колготки, кофту, штаны и т. д. Поощрять употребление
«волшебных слов» при обращении за помощью.
Прогулка: наблюдение за тучами и дождем.
Цель: пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
И устал, и перестал.
Трудовая деятельность: уборка игрушек после прогулки.
Цель: воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
П. И. «Солнышко и дождик». Цель: учить действовать по сигналу взрослого; развивать ловкость, уверенность в себе.
Индивидуальная работа на прогулке (Костя, Даша).
Цель: упражнять в умении ловить мяч двумя руками.
Вторая половина дня:
Постепенное пробуждение, закаливающие процедуры
(обтирание влажным полотенцем).
Индивидуальная работа
обведение ладошек (подготовка для аппликации)
(Миша, Алеша).
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Прогулка:
П. И. «У медведя во бору».
Цель: тренировать в беге, увертывании.
Вечерняя процедура: КРУГ, СБОР информации.
Самостоятельная деятельность детей
Коммуникативная и игровая деятельность на прогулке.
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы
Индивидуальное консультирование по запросам
Презентация родителям галереи семейных портретов (выставка детских работ).
ЧЕТВЕРГ 18 мая
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие (Развитие речи)
«Всем нужна семья».
Программное содержание: обогащать и расширять представления детей о семье, стимулировать речевую деятельность детей. Учить детей уважительно относится к членам семьи.
Планируемые результаты: хорошо понимает устную речь, пополнение лексикона детей новыми словами.
Мотивация: цыпленок потерялся, просит найти его маму.
Постановка цели: как узнаем: рассмотрим иллюстрации, послушаем голоса животных.
Предметно-практическая среда: картинка цыпленка, карточки к игре, атрибуты для дыхательной гимнастики, голоса (аудиозапись).
Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-деловая форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное.
Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»: групповая деятельность.
Среда отношений к миру, другим людям, к себе:
выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.
Алгоритм действий:
• Сюрпризный момент (появление цыпленка);
• Проблемная ситуация: цыпленок забыл, как зовут его родителей;
• Д. И. «Найди семью детеныша» (по голосу).
• Динамическая пауза;
• Беседа о членах семьи детей;
• Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – старший брат
Вслед за ним сестренка –
Милая девчонка.
И самый славный малыш - это Я.
• Рассматривание иллюстраций семьи;
• Итог.
Помощь и поддержка: ситуация припоминания, поощрение. Организация контроля и самоконтроля: контроль результата образовательной деятельности.
Практическое применение: выставка книг о семье.
Мониторинг индивидуального развития. Оценка уровня представлений детей о семье.
Индивидуальная работа в период НОД:
Индивидуальная работа по развитию речи с Максимом, Машей - упражнять в составлении предложений о семье.
Физическое развитие по плану инструктора по физической культуре.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Прием: Круг, утреннее приветствие.
Игра – инсценировка «Мама лишь одна бывает»
Цель: показать значимый для ребенка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; вовлекать в игровую ситуацию.
Индивидуальная работа
(Катя, Аня)
Д. И. «Кого не стало?»
(члены семьи)
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Утренняя гимнастика
К. Г. Н. Во время приема пищи продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.
Прогулка:
Наблюдение за солнцем.
Цель: продолжать наблюдать за тем, что солнце не только светит, но и греет;
Трудовая деятельность: уборка игрового материала после прогулки.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений;
П. И. «Дружные ребята».
Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать ловкость; воспитывать желание играть с воспитателем.
П. И. «Найди свой цвет».
Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.
Индивидуальная работа на прогулке (Кирилл Л., Платон)
Цель: продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (прыжки в длину с места).
Вторая половина дня: Гимнастика после сна, закаливающие процедуры (ходьба по массажным дорожкам).
Социально - коммуникативная деятельность:
Рассматривание модели локомотива с вагонами.
Цель: обратить внимание детей на внешний вид локомотива, строение и функциональное назначение вагонов (для перевозки людей, грузов, топлива)
Прогулка:
П. И. «Вышли мышки»
Вечерняя процедура: КРУГ, СБОР информации
Самостоятельная деятельность детей
Коммуникативная и игровая деятельность на прогулке
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы
Индивидуальное консультирование по запросам
родителей.
Памятка для родителей «Прочитайте детям дома»:
• Л. Квитко «Бабушкины руки»;
• А. Яковлев «Мама»;
• Л. Воронкова «Как Вовка бабушек выручал»;
• Л. Толстой «Старый дед и внучек»;
ПЯТНИЦА 19 мая
Непосредственно образовательная деятельность
Художественно-эстетическое развитие) аппликация.
Итоговое мероприятие аппликация
«Мы - семья».
Программное содержание: продолжать учить детей пользоваться клеем; развивать умение составлять композицию изображения. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Планируемые результаты: проявляет творческие
способности, воплощает разнообразные замыслы. Мотивация: сделать подарок для членов своей семьи.
Постановка цели: рассуждение: что сделать, чтобы было понятно, что у нас дружная семья?
Предметно-практическая среда: картон, цветные ладошки разной величины, клей, салфетки.
Среда взаимодействия «Взрослый - ребенок»: ситуативно-личностная форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, способ поддержки – поощрение
. Среда взаимодействия «Ребенок - ребенок»:
деятельность в группе, парами, индивидуально.
Среда отношений к миру, другим людям, к себе: выражают свои эмоции, отвечают на вопросы, размышляют, делятся впечатлениями.
Алгоритм действий:
• Сюрпризный момент - превращение ладошки;
• Игра «Доделай, как у меня»;
• Динамическая пауза;
• Совместная деятельность;
• Размещение аппликации;
• Итог.
Помощь и поддержка: демонстрация похожих действий, повторение знакомых действий, параллельное выполнение работы со взрослым.
О]рганизация контроля и самоконтроля: сравнение с образцом, со своими предыдущими работами.
Практическое применение результатов: выставка работ.
Мониторинг индивидуального развития: оценка степени овладения способом аппликации.
Индивидуальная работа в период НОД:
Упражнять Соню и Данила в умении правильно пользоваться клеем: аккуратно промазывать всю форму, прижимать, удалять салфеткой излишки клея.
Физическое развитие по плану инструктора по физической культуре.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Прием: Круг, утреннее приветствие.
Подведение итогов прожитой недели.
Загадки о членах семьи
Цель: развивать память, мышление, логику.
Д. И. «Назови ласково»
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные (братик, сестричка, бабуля и т. д.)
Индивидуальная работа
(Полина, Лера)
Д. И. «Разложи картинки по порядку»
Цель: развивать речь, внимание, память.
Утренняя гимнастика
К. Г. Н. Продолжать учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать).
Прогулка:
Наблюдение грузовиком.
Цель: рассмотреть детали грузовика, для чего они нужны, закрепить форму, цвет, размер. П. И.
«Воробушки и автомобиль». Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.
П. И. «Кто лучше прыгнет?». Цель: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;
закреплять умение прыгать.
Трудовая деятельность
сбор поломанных веток на участке
- приучать к труду, оказывать помощь взрослым.
Вторая половина дня:
Гимнастика после сна, закаливающие процедуры
(босохождение)
Подведение итогов недели.
Обозначение темы на следующую неделю.
Чтение: А. Барто «Вовка - добрая душа».
Цель: познакомить произведением, воспитывать любовь и уважение к своим родным;
Индивидуальная работа (Миша, Аня, Костя) разучивание имени и отчества мамы и папы
Прогулка:
П. И. «Мышеловка».
Цель: развивать быстроту и выносливость; умение бегать, не задевая друг друга, находить свое место.
Вечерняя процедура: КРУГ, подведение итогов.
Самостоятельная деятельность детей
Коммуникативная и игровая деятельность на прогулке.
Сюжетные игры по выбору детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы
Информация по теме следующей недели.
Итоговое мероприятие –
Совместное оформление групповой выставки «Мама, папа, я – дружная семья» и презентация семейного альбома
Цель: приобщать родителей к совместной деятельности по теме недели;