Земфира Барадиновна Хапаева
Комплексно — тематическое планирование в средней группе для детей 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ
Сентябрь
1 неделя «До свиданье лето! Здравствуй детский сад!»
Продолжать знакомить с детским садом как с ближайшим социальным окружением ребенка. Расширять представление о профессиях сотрудников детского. Дать представление о новом ста-тусе детей. Они уже воспитанники средней группы. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
Экскурсия по детскому саду.
Праздник «День знаний»
Индивидуальные беседы о начале учебного года «Что необходимо ребенку на занятиях»
2 неделя. «Осень в гости к нам при-шла»
Публикация «Комплексно — тематическое планирование в средней группе для детей 4–5 лет» размещена в разделах
Уточнить признаки наступления осени в живой и неживой природе. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Формирование обобщенных представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Итоговое мероприятие
«От зернышка до хлебушка»
Консультация в уголок здоровья: «Вита-минный календарь. Осень».
3. неделя «Дикие и до-маш-ние жи-вот-ные»
Расширить представление детей о домашних животных и птицах, их повадках, зависимости от че-ловека. Расширить знание детей о жилище домашних животных, питании. Закрепить знания о повадках домашних животных и птиц, их пользы для человека.
Инсценированные сказки «Зимовье зверей»
Участие в изго-товление костю-мов к сказке.
4 неделя «ПДД» Ребёнок и дорога»
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице, в общественном транспорте. Продолжать объяснять, что останов-ки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транс-порт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого, только в присутствии взрослых, не мешая окружающим. Воспитывать основы без-опасности собственной жизни на дорогах.
С/ролевая игра
«Школа пешеходных наук» Папка передвижка ПДД
Октябрь
1 неделя Я вырасту здоровым.
Расширить представление детей о здоровье и здо-ровом образе жизни, воспитывать стремление ве-сти здоровый образ жизни. Формировать положи-тельную самооценку к себе и своим близким.
Фото вы-ставка
«Я вы-расту здоровым» Папка ширма «Ключи здоровья»
2 неделя «Золотая осень»
Формировать обобщенные представления об осе-ни, как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе. Расширять и систематизировать знания о диких домашних живот-ных, птицах. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями.
«Осенний праздник»
Мини выставка «Дары осенней природы» Папка-передвижка Расскажите детям об осени». Папка-передвижка «Витаминный календарь»»
3 неделя «Мой дом, моя семья» Дать детям знание о жизни и быте своих предков, представление о родственных отношениях. Формировать заботливое отношение к своим близким. Познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка…
Проектная деятельность «Моя семья»
«Консультация в родительский уголок «Как воспитать уважение к старшим»
4 неделя «Моя малая Роди-на» Расширять представление о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, города, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», патриотические чувства.
Экскурсии по достопримечательным местам города Папка-передвижка
Фотоальбом «Памятные места нашего города».
Ноябрь
1 неделя «День народного единства»
Единство России Формировать начальные представления о родном крае, родной стране, их истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю, родной стране. Формировать представления о государственных праздниках.
Проектная деятельность «Дружат дети всей Земли»
Участие в праздновании Дня народного Единства
2 неделя «Дружат дети всей Земли»
Продолжать воспитывать дружеские взаимо-отношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Формировать умение договариваться, помогать друг другу. Развивать стремление радовать старших хо-рошими поступками. Развивать у мальчиков и девочек качества, свойственные их полу.
Спортивное развлечение «Болеем за свою команду»
Консультация для родителей «Воспитываем толерантность в себе и в детях»
3 неделя «Все профессии нужны, все профессии Важны»
Расширять представления об основных профессиях жителей города, об общественной значимости труда людей. Воспитывать ува-жительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Воспитывать интерес к различным профессиям, уделяя особое внимание профессиям родителей и месту их работы. Воспитывать потребность трудиться
Викторина «Все работы хороши,выбирай на вкус»
Оформление стенда «Профессии»
4 неделя «День матери»
Мама –самый главный человек в жизни.
Воспитывать уважение к материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих де-тей. Читать произведения о семье, матери.
Праздник, посвященный "Дню матери" Проектная деятельность ко дню Матери. Выставка детского рисунка
Декабрь
1 неделя «Зимушка-зима»
Познакомить с природными особенностями зимних месяцев. Обогащать и активизировать словарь детей: снегопад, вьюга, пурга, метель, буран, снежинки, поземка, изморозь. Учить замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках. Формировать экологически грамотное поведение в быту, в природе.
Выставка рисунков «Белоснежная зима»
Консультация: «Внимание! Наступает зима!»
2 неделя «Животные и птицы зимой»
Уточнять и расширять представление детей о зимующих птицах, их характерных особенностях.
Закреплять и расширять знания о приспособлении птиц к зиме: поведении, питании. Способствовать воспитанию заботливого отношения.
Викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?» Презентация красной книги.
Изготовление кормушек для птиц
3 неделя «Азбука безопасности»
Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Беседа по ПДД. Консульт. : «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»
4 неделя Мастерская Деда Мороза.
Расширять представление детей о празднике Новый год, познакомить с национальными традициями встречи Нового года в разных странах. Привлекать детей к активно-му и разнообразному участию к подготовке к празднику. Поддерживать чувство удовлетворения, возникающее при участии в кол-лективной деятельности.
«Изго-товление открыток-приглашений
Пошив костюмов к новогоднему утреннику
5 неделя «К нам приходит новый год.»
Вызывать эмоциональное отношение к празднику, принимать активное участие в нем.
Январь
1 неделя выходные Каникулы
2 неделя «Зимние забавы»
Виды спорта, развлечения. Художественное творчество по впечатлениям от праздника.
Значение зимних видов спорта для здоровья человека
Физкультурный досуг «Зимние забавы»
Прощание с елкой Консультация: «Профилактика детского травматизма»
3 неделя «Маленькие исследователи»
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы. Формировать первичный исследовательский и познаватель-ный интерес через экспериментирование с во-дой и льдом.
Заседание клуба «Знатоков и любителей природы»
4 неделя «Жизни на Севере»
Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики. Формировать представление об особенностях зимы в разных полушариях Земли
Путешествие на Северный полюс развлечение Совместно с ребенком нарисовать рисунки «Мир животных Севера»
Февраль
1 неделя «Я познаю себя» Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (детский сад, школа, взрослый, пожилой). Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу. Формировать привычку здорового образа жизни Выставка рисунков
«Я вырасту здоровым»
Развлечение «Папа, мама, я-спортивная семья»
2 неделя «Былины и сказки»
Воспитывать уважение друг к другу, к старшим. Закреплять умение правильного ис-пользования вежливых слов в процессе обще-ния. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
Выставка рисунков «История России»
Пополнение уголка книг сказками о богатырях
3 неделя «Культура и народные традиции»
Расширять представление об искусстве, традициях и обычаев народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разно-образии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материа-лов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства; уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров; прививать интерес к различным видам народных промыслов, приобщать к народ-ным промыслам через собственные работы. Выставка детского творче-ства.
Праздник Масле-ница. Патриотическое воспитание через народ-ные игры
4 неделя «День защитника Отечества»
Закреплять представления детей о Российской Армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Знакомить с раз-личными родами войск (пехота, танковые, воздушные, морские). Воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.
Праздник 23 февраля - День защитника Отечества. Папка-передвижка
Праздник 23 февраля - День Защитника Отечества
Март
1 неделя «8 Марта»
Систематизировать и обобщать знания о профессиях мам. Расширять представления детей о родственных связях, о правилах общения в семье. Расширять представления детей о профессиях мам и бабушек, их важности для людей. Воспитывать уважение к труду мам и бабушек и делание делать им подарки. Познакомить с разнообразием подарков для мам и бабушек. Закреплять умение придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине. Активизировать словарь: название профессий и связанных с ними действий.
Праздник 8 Марта посвященный мамам «Добрые, любимые, родные
Папка-передвижка «Учите стихи с детьми»
2 неделя «Весенняя капель»
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружаю-щей среды, жизнью живых организмов и человека. Совершенствовать умение выявлять существенные признаки ранней и поздней весны; уточнять знания о сезонных изменениях. Упражнять в составлении описательных рассказов с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. Закреплять правила безопасности при работе с предметами для труда. Выявлять связь между добросовестным отношением к труду и качеством результата труда. Формировать активный словарь детей словами, обозначающими орудия труда, инструменты.
Посадка семян в огороде и цветнике
Папка- передвижка «Расскажите ребенку о весне»
3 неделя «В мире искусств»
Познакомить детей с историей возникновения театра. Закрепить с детьми знания о разных видах театра: теневой, театр рук, театр актеров. Совершен-ствовать умение слушать сказки и сопереживать героям. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Развить представ-ление о необходимости знания правил поведения, формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опт детей. Воспитывать поло-жительное отношение детей к театрализованным играм. Активизировать словарь: домашняя, наряд-ная одежда, опасность, воспитанный, терпеливый, аплодисменты, фойе Показ кукольного театра для малышей детьми
«Использование театральной деятельности в работе с детьми»
4 неделя «Книжкина неделя»
Познакомить с эволюцией письменности и книгопечатания: от первых знаков на папирусе и бересте до современной книги, закрепить знание об изго-товлении книг, показать, как она преобразовывалась под влиянием творчества человека; формировать представление о библиотеке и профессии биб-лиотекаря. Воспитать бережное отношение к книге.
Конкурс чтецов. Экскурсия в библиотеку «Роль книги в жизни ребенка» Анкетирование
Апрель[/b]
1 неделя «Если хочешь быть здоров»
Формировать представление о человеке, о функциях и возможностях частей тела человека, о способах ухода за ними (уши, глаза, зубы, руки, ноги). Формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Знакомить с понятием «режим дня», «правильное питание», «закаливание»
Фотовыставка «Моя спортивная семья».
Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности»
2 неделя «День космонавтики»
Расширять представление детей о космосе; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса. Развивать навыки творческого рассказывания, придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Формировать навыки выражения своего мнения. Со-вершенствовать у детей понятие «космос», объяснить, что собой представляет «Солнечная система». Воспитывать у детей уважение к труду людей, связанных с освоением космоса. Воспитывать интерес, развивать память, воображение.
Проект «Космос» Папка ширма «Кос-мос»
3 не-де-ля 17.04-21.04 31. «Зем-ля- наш общий дом» Развитие у детей понимания того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек – часть природы; что на здоровье человека и животных влияют чистота водоёмов, почвы, воздушной среды. Воспитание у детей при-родоохранного поведения, формирование представлений о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. Формирование позиции по-мощника и защитника живой природы.
Оформление альбома «Наши наблюдения и исследования»
Участие в оформлении альбома
4 неделя «Транспорт»
Дать представление о различных видах транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный. Закреплять знания о правилах дорожного движения.
Раскрыть значение транспорта в жизни со-временного общества. Воспитывать интерес к профессиям людей, связанных с транспортом.
Посещения комнаты дорожного движения
Встреча с сотрудником ДПС
Папка ширма «Соблюдайте правила дорожного движения»
Май
1 неделя «День Победы»
Расширять и углублять представления детей о ве-ликом событии в истории России - День Победы, о том, как в годы войны храбро сражались и защищали страну от врагов. Формировать знания о тра-диции празднования Дня Победы в России. Воспитывать гражданственность, чувство любви к родине на основе изучения военной истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы ВОВ. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы, живописи и музыкой военных лет. Воспитывать будущих за-щитников Отечества, стремление быть смелым и отважным. Праздник, посвящен-ный Дню Победы. Возложение цветов к памятнику войны.
Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое Война!»
2 неделя «В мире пред-метов и ве-щей»
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их: посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая. Рассказать, что любая вещь создана трудом многих людей. Воспитывать бережное отношение ко всем предметам. С/ролевая игра
«Школа пешеходных наук»»
Папка ширма Конкурс рекламных плакатов «Это интересно всем»
3 неделя «Насекомые»
Уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», используя различные виды детской дея-тельности, уточнение особенности внешнего вида насекомых, закрепление знаний о способах пита-ния, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, знаний для жизни других обитателей природы.
Развлечение «Путешествие в страну насекомых»
Консультация: «Экологическое воспитание ребёнка 4-5 лет в семье».
4 неделя «Вот и стали мы на год взрослей».
Организовать все виды детской деятельности вокруг темы прощания с детским садом. Формировать обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета.
Межгрупповой конкурс «Нарисуем лето»
Итоговое родительское собрание по теме: «Скоро лето»
Пояснительная записка к комплексно-тематическому планированию
Организационной основой с реализации комплексно-тематического принципа по-строения Образовательной программы МКДОУ «Вики» являются определённые темы месяца и тематические недели, которые реализуются через проекты, календарные праздники, развлечения, сезонные явления, познавательно-исследовательскую деятельность. Тематические недели ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- явлениям социально-нравственной жизни ребенка (В мире прекрасного, Веж-ливо о вежливом, Наши добрые делаи др.);
- окружающей природе (Этот загадочный подводный мир, В мире птиц, Жи-вотные и их детеныши, Наш дом-Земляи др.);
- миру искусства и литературы (Мир театра, Неделя детской книги и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства, праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День города, День народного единства, День защитника Отечества, День Победы и др. ,
- сезонным явлениям (Осень разноцветная, Зимушка-зима, Весна красная,
- народной культуре и традициям (знакомство с народными праздниками, промыслами).
Введение одинаковых тем в различных возрастных группах обеспечивает достиже-ние единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на про-тяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следу-ющее:
- каждый месяц планировать мероприятия, связанные со знаменательными датами (викторины, КВН, чтение различной литературы, фольклор, кукольные театры и т. п.).
- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими празд-никами или событиями;
- формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть поз-воляют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образова-тельных областей.
Комплексно-тематическое планирование позволяет осуществить интеграцию разно-образного содержания, разных форм работы.
Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса оно обес-печивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решает поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходи-мом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «миниму-му». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принци-пе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Использованная литература
1. «Программа дошкольного образования от рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др., 2015
2. «Конструирование в детском саду» И. А. Лыкова
3. «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Средняя группа. О. В. Дыбина
4. В. В. Гербова. «Развитие речи в детском саду». Средняя группа.
5. «Математика в детском саду». В. Н. Новикова.
6. Л. В Куцакова. «Конструирование из строительного материала».
7. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
8. И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математи-ческих представлений»
9. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы «Под ре-дакцией Н. Е. Вераксы Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
10. Хрестоматии для дошкольников