Елена Головко
Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Слова - приятели»
Цель: умение подбирать близкие по значению слова (синонимы)
Ход:
Жара – зной, жар, пекло
Тишина – безмолвие, затишье, тишь
Жаркий – горячий, палящий, знойный, раскалённый
Игра «Слова - неприятели»
Цель: обогащать словарь антонимов по теме
Ход:
Гром – тишина
погожий – ненастный
жаркий – холодный
облачный – безоблачный
прохладный – знойный
дождливый – солнечный
ветреный – тихий
летний – зимний
ясный – пасмурный
засушливое – дождливое
Игра «Слова - родственники»
Публикация «Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме „Лето“ в старшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Лето
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Цель: развивать умение подбирать родственные (однокоренные слова)
Ход:
Лето – летний, летняя, по-летнему
ветер – ветерок, ветрище, ветреный
гроза – грозовой, грозовая
дождь – дождливый, дождевик, дождливая, дождище
река – речной, речка, речушка, речная
солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный.
Игра «Очень сложные слова»
Цель: образовать сложное слово из двух простых
Ход:
Сено косит – сенокосилка
сено сушит – сеносушилка
сено косят – сенокосы
зерно сушит – зерносушилка
гром отводит – громоотвод
разные цветы – разноцветный
солнце печёт – солнцепёк
Игра «Самый-самый»
Цель: образование степеней сравнения качественных прилагательных
Ход:
Ясный – яснее – самый ясный
жаркий – жарче – самый жаркий
мелкий – мельче – самый мелкий (мельчайший)
редкий – реже – самый редкий (редчайший)
тихий – тише – самый тихий (тишайший)
Игра «Новые слова»
Цель: образование глаголов с помощью приставок
Ход:
Греть – пригреть, отогреть, согреть, обогреть, подогреть
купаться – выкупаться, искупаться
мочить – намочить, отмочить, промочить, замочить
косить – скосить, выкосить
Игра «Подбери слово»
Цель: изменение прилагательных по родам и числам
Ход:
Какое лето - жаркое, знойное, холодное, теплое, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное, яркое, разноцветное, радостное. Солнце летом (какое) — желтое, жаркое, яркое, теплое.
Небо летом (какое) — голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.
Облака летом (какие) — высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.
Трава летом (какая) — зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.
Вода летом (какая) — теплая, прохладная, приятная, освежающая.
Дождь летом (какой) — теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
День летом (какой) – летний, жаркий, знойный, тёплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, ясный, пасмурный.
Дети летом (какие) — веселые, радостные, забавные, шумные.
Игра «Один - много»
Цель: образование ед. и множ. числа существительных в именит. и родит. падежах
Ход:
Цветок – два цветка – много цветов
облако - … -
дождинка - … - …
костёр - … - …
палатка - … - …
молния - … - …
панамка - … - …
зонт - … - …
капля - … - …
аромат - … - …
удочка - … - …
поход – … - …
купальник - … - …
сарафан - … - …
Игра «Подбери пару»
Цель: согласование существительных с прилагательными и причастиями
Ход:
Моросящий - … дождь
скошенный - … луг
загоревшая - … девочка
цветущая - … поляна
благоухающие - … цветы
отдохнувшие - … дети
обжигающее - … солнце
плывущие - … облака
купающиеся - … люди
Игра «Я – он – она – вы – мы - ты»
Цель: спряжение глаголов
Ход:
Я - загораю, купаюсь, плыву (еду, отдыхаю, радуюсь)
Ты - … ; мы - …; вы - …; он - …; она - …; они - …
Игра «Телеграф»
Цель: совершенствовать навык слогового
анализа слов
Ход:
«Прохлопай» слова и определи, сколько в слове слогов
Ле-то, ра-ду-га, и-юнь, ли –вень, солн-це, не-бо, жа-ра, зной, а-ро-мат, мол-ни-я, све-жесть, цве-те-ни-е, ше-лест, ро-са, ры-бал-ка, жаж-да, бо-со-нож-ки, ли-мо-над, мо-ро-же-но-е, па-нам-ка, за-гар, град, мо-ре
Игра «Есть – нет…»
Цель: изменение существительных по падежам (употребление в Родит. п.)
Ход:
Есть солнце – нет солнца
туча - …
гроза - …
тепло - …
жара - …
шторм - …
гром - …
раскат - …
град - …
радуга - …
роса - …
туман - …
жажда - …
загар - …
панамка - …
Игра «Почему вместе?»
Цель: установление связи между предметами по совокупности обстоятельств
Ход:
Воспитатель называет два слова, ребёнок находит связь
Дерево – листва, платье – девочка (наряжаются,
кузнечик – мяч – мальчик (прыгают,
гром – молния – дождь (гроза,
жара – зной – засуха (сильно светит солнце,
купальник – волны – загар (море,
благоухают – цветут – подарок (цветы)
Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
- На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.
- Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.
- Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед.
- Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь.
- Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза.
- Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы.
- Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова.
- Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь.
Игра «Скажи ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе
Ход:
Солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, облако, лужа, панама, дождь
ЧИСТОГОВОРКИ
Цель: автоматизация поставленных звуков
Ход:
АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем загорать
РА – РА – РА - на улице жара
ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды
КЕ – КЕ – КЕ - купаемся в реке
ТА – ТА – ТА - летом красота
ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы
АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы
АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать
АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу
ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди
ОК – ОК – ОК - в песочнице песок
НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки