Черепанова Татьяна Константиновна
Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной работы в подготовительной группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный комплексно-тематический план коррекционно-образовательной работы подготовительной группе для детей с ОНР по теме : «Космос»
(1 и 2 недели апреля)
Черепанова Татьяна Константиновна, учитель-логопед
Задачи:
1. Формировать представления о Вселенной; о Солнце как источнике тепла и света; о Земле как планете жизни; о планетах Солнечной системы; об освоении космоса;
Публикация «Комплексно-тематический план коррекционно-образовательной работы в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
2. Развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, инициативу;
3. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной планете Земля;
4. Поощрять стремление отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, путешествия, наблюдения и другое);
5. Способствовать и побуждать к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками;
6. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности.
Итоговые события:
Выставка-презентация рисунков, подделок, изготовленных совместно с родителями по теме «Путешествие в Космос»;
Музыкальное развлечение «В гостях у звезд».
Направления развития по образовательным областям
I. Познавательно-речевое
1. Коммуникация
• Свободное общение, ситуативные разговоры: «Почему надо беречь нашу планету Зем-ля?», «О чем бы я спросил инопланетянина?»
• Моделирование ситуативного общения: «Интервью с космонавтами.
• Заучивание стихов: «Космонавт» В. Степанов, «Юпитер» А. Хайт.
• Речь с движениями: «Ракета» В. Волина, «Раз-два-три, кнопку жми» С. Чешева.
• Отгадывание загадок о космосе. Беседа после просмотра иллюстраций, книг о космосе, фильмов.
2. Познание
• Беседы: «Моя любимая планета Земля», «Планеты солнечной системы», «Почему бывает день и ночь, лето и зима?».
• Рассказ: «Собаки космонавты», «Солнце-источник жизни на Земле», «Как спутники по-могают людям?»
• Рассматривание: глобуса-макета Земли, иллюстрации Солнечной системы, карты звезд-ного неба, иллюстраций фотографий космонавтов.
• Наблюдение: «Движение Луны вокруг Земли».
• Моделирование: «Лунная дорожка».
• Оформление альбома: «Наша планета Земля».
• Создание коллажа: «Космическое путешествие».
• Поиск ответов на вопросы в детский иллюстрированныхэнциклопедиях.
• Игры: «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Сосчитай сколько», «Сигналы с другой планеты», «Головоломки», «Расставь планеты», «Космическая еда», «Кто быстрее».
• Конструирование: «Космический корабль», пазлы по теме «Космос».
• Создание макета «Звездное небо».
3. Чтение художественной литературы
• Чтение книг и последующая интегрированная деятельность:чтение, обсуждение, за-учивание стихов, рисование.
• Игра-фантазия «Незнайка и его друзья на неизвестной планете».
• Дидактическое упражнение «Я полечу в космос и возьму с собой, потому что…».
II. Социально-личностное направление развития
1. Социализация
• Свободное общение на социально-направленную тему «Кого берут в космонавты».
• Экскурсия в библиотеку. Викторинана тему «Космонавт».
• Просмотр фильма «Первый в космосе».
• Общение со сверстниками: выставка-презентация детских рисунков, поделокрисунков, поделок «Путешествие в космос».
• Сюжетно-ролевая игра «Космические туристы».
• Маршрут выходного дня: посещение Планетария.
2. Труд
• Рассказ о профессии космонавта.
• Ручной труд: создание альбома «Береги нашу планету Земля», оформление выставки-презентации «Путешествие в космос». «Путешествие в космос».
• Изготовление настольно-печатной игры «От терний к звездам», изготовление украшений для музыкального зала, атрибутов для танца «Звездочки» и «Инопланетяне», атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космические туристы».
3. Безопасность
• Беседы о безопасностиправила поведения вразличных ситуациях.
III. Художественно-эстетическое направление развития
1. Художественное творчество
• Лепка: «Космодром», «Веселые инопланетяне».
• Рисование: «Полет в космос», «Невиданная планета», «Животные, птицы и растения других планет», эмблемы команд космонавтов.
• Аппликация: «Жители неизвестной планеты».
• Создание коллажа «Космическое путешествие».
2. Музыка
• Тематическое занятие «Космические фантазии».
• Развлечения: «На космических просторах», «В гостях у звезд».
• Танцевальное творчество: «Танец звездочек», «Танец инопланетян».
• Слушание песен: «К дальним планетам» (С. Туликов, Ю. Папухин, «Трава у дома» (В. Мигуля, А. Поперечный).
IV.Физическое направление развития
1. Физкультура
• Космическая гимнастика.
• Подвижные игры: «Космонавты», «Метеоритный дождь».
• Игры-соревнования: «Кто быстрее долетит до Луны».
• Физкультурный досуг: «Большое космическое путешествие».
2. Здоровье
• Беседа «Космическая еда», «Как живут в космосе?»
Создание условий для самостоятельной деятельности
• Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания: «Моя первая книга о космосе» К. А. Порцевский, «Первый в космосе» В. Бороздин, «О звездах и планетах» В. Калашников, «О чем рассказал телескоп» П. Клушанцев, «Я выхожу в космос» А. Леонов, «Незнайка на Луне» Н. Носов, «Как мальчик стал космонавтом» Л. Обухова, русская народная сказка «Солнце, Месяц, Ворон-Воронович».
• Подборка фотографий, иллюстраций о Космосе (космонавты, космические корабли, космическая станция, спутники и др. ; серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям о космосе»).
• Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное из-готовление атрибутов. «Строители космодрома» : строительные инструменты, защитные мас-ки/очки, сварочный аппарат, чертежи/схемы построек. «Космическое путешествие» : имитаторы скафандров, плакаты с видами Земли из космоса, карта звездного неба, телескоп, фотоаппараты, блокноты для записей и зарисовок, пульт управления, спутниковая связь, наушники, микрофон, тюбики с космической едой, эмблемы отрядов космонавтов.
• Игровые атрибуты для игр-спутников: «Кафе», «Больница», «Семья».
• Центр театрализованных и режиссерских игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов (игровые поля «Солнечный город», «Лунная поверхность», «Неизвестная планета»; театральные куклы/фигурки жителей Солнечного города, инопланетян; предметы-заместители).
• Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр: маршрутные игры, ил-люстрирующие космические путешествия: «Звездные разведчики», «Космическая одиссея», «Не-знайка на Луне»; интеллектуальные развивающие игры: «Подбери по силуэту» (космические ко-рабли); «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» (космические обитатели); «Сложи узор» Никитина (космические корабли).
• Центр строительно-конструктивных игр: создание мини-выставки «Космические ко-рабли»; создание схем, чертежей космических кораблей; строительный материал, модули, конст-рукторы.
• Центр продуктивных видов деятельности: выставка «Космос в картинах художников»; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации, художественного труда
Взаимодействие с семьей
• Создание выставкирисунков, поделок, изготовленных совместно с родителями по теме «Путешествие в космос».
• Маршрут выходного дня:посещение Планетария.
• Посещение библиотеки совместно с родителями, участие в викторине «О Космосе».
Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме «Космос»
Черепанова Татьяна Константиновна, учитель-логопед
Коррекционно-образовательные цели :
1. Уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, космодром, космонавтика, корабль (космический, планета, названия планет (Марс, Луна, Земля и т. д., полёт, орбита, Солнечная система; первый, космический, полная (Луна, растущая, убывающая (Луна).
2. Совершенствование грамматического строя речи (образование родственных слов, согла-сование относительных прилагательных с существительными в роде и числе).
3. Закрепление навыков анализа и синтеза слов и предложений.
4. Расширение представлений о Космосе.
5. Совершенствование навыков чтения.
Коррекционно-воспитательные цели :
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.
2. Воспитание самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
• иллюстрации: «Солнечная система», «Марс», «Луна», «Земля»;
• фланелеграф с изображением звездного неба;
• изображение полной луны, растущей и убывающей (для фланелеграфа);
• макет «Движение Луны вокруг Земли»;
• коврик «Лунная дорожка»;
• игрушки: кукла-человек, машинка, самолёт, ракета;
• карандаш;
• таблички на подставках: «50 лет», «6 месяцев», «3-4 недели», «2-3 дня»;
• головоломка «Собери слово»;
• карточка с деформированным предложением;
• индивидуальные кармашки «схема предложений»;
• сюрприз-угощение «звездный мармелад»;
• магнитофон.
Предварительная работа :
• беседа по теме «Космос»;
• рассматривание иллюстраций, книг о космосе, фотографий космонавтов;
• заучивание стихотворения «Юпитер» А. Хайт;
• слушание песен о Космосе;
• моделирование макета «Движение Луны вокруг Солнца».
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед встречает детей в группе, организует приветствие. Просит детей встать полу-кругом.
Логопед: Скажите, какое сегодня число?
Дети: Сегодня 12 апреля.
Логопед: Скажите, какой сегодня праздник?
Дети: Сегодня День Космонавтики.
Логопед: Почему мы отмечаем День Космонавтики 12 апреля?
Дети: Потому что 12 апреля впервые человек полетел в космос.
Логопед: Кто был первым летчиком-космонавтом?
Дети: Юрий Гагарин.
Логопед: Назовите первую женщину – космонавта.
Дети: Валентина Терешкова.
Логопед: Кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?
Дети: Алексей Леонов.
Стихотворение-считалка «Юпитер» (речь с движениями).
Логопед просит детей сесть на коврик, показывает картинку Солнечной системы.
Логопед: Космос издавна притягивал, манил людей. Космос – это большая солнечная се-мья. Планеты вращаются вокруг одной и очень горячей звезды под названием Солнце. Какое сти-хотворение вы знаете о Космосе или планетах.
Дети: Стихотворение «Юпитер».
Логопед: Старайтесь говорить четко, выразительно.
Юпитер (А. Хайт)
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом
И девятая планета
Под названием Плутон.
Логопед демонстрирует иллюстрации планет.
Логопед: Узнайте планету, которую я покажу.
Дети: Это планета Марс.
Логопед: Правильно. Как вы догадались?
Дети: Марс большая, круглая, красная планета.
Логопед:А это какая планета?
Дети: Это Земля.
Логопед: Верно. Что вы можете сказать о Земле? Какая она?
Дети: Земля голубая, красивая, на ней можно рассмотреть леса и моря.
Логопед:А ещё, какую планету вы узнали?
Дети: Я узнал Луну.
Логопед: А Луна, какая?
Дети: Луна маленькая, холодная, круглая. Кажется, что Луна легкая.
Игра «На что похожа?».
Логопед: Луна – это самая близкая к Земле планета – спутник. Луна движется вокруг Зем-ли.
Логопед демонстрирует движение Луны при помощи глобуса и маленького мячика или спе-циально выполненного макета.
Логопед: Скажите, на что похожа Луна?
Дети: На шар. На блинчик. На тарелку. На букву «О».
Логопед: Луна меняет свой вид от полного круга до тонкого серпа. Луна бывает «растущая» и «убывающая».
Логопед выставляет изображение Луны на фланелеграфе.
Логопед: Если месяц смотрит рожком влево, и мы приставим слева карандаш, то кажите, какая буква получится?
Логопед конструирует букву «Р».
Дети: Получилась буква «Р».
Логопед: Значит Луна «растущая». Издалека приложите пальчик так, чтобы получилась бу-ква «Р».
Дети выполняют задание.
Логопед: А если Луна смотрит вправо? Снова приложим карандаш, помоги мне, Илюша. На какую букву похожа?
Дети: Значит, Луна «убывающая».
Логопед: Если на небе вы увидите Луну, то теперь самостоятельно сможете узнать, какая она, «растущая» или «убывающая».
Игра «Лунная дорожка».
Логопед: Луна находится далеко от нас. Но давайте, пофантазируем. Проложим «лунную дорожку».
Логопед просит детей развернуть коврик. Дети располагаются вокруг коврика.
Логопед: Перед вами стоят игрушки и таблички. Прочитайте, что написано на табличках?
Дети читают таблички: «50 лет», «6 месяцев», «3-4 недели», «2-3 дня».
Логопед: Как вы думаете, сколько времени нам пришлось бы идти до Луны? Выберите таб-личку с ответом.
Логопед в начале «Лунной дорожки» ставит куклу – человечка и помогает детям выбрать нужную табличку.
Логопед: А если бы мы поехали на машине? Сколько бы времени занял наш путь? Паша, поставь машинку и выбери табличку.
Ребёнок выполняет задание и комментирует свои действия.
Логопед: Если мы полетим на самолете?
Ребенок ставит игрушку – самолет, табличку и комментирует свои действия.
Логопед: Правильно. А на ракете мы долетим… Правильно, за два – три дня.
Если дети ошибаются, то необходимо выяснить, что движется быстрее: человек или машина; машина или самолет. Что дольше по времени: 6 месяцев или 3 – 4 недели; 3 – 4 недели или 2 – 3 дня.
Логопед:А вы хотели бы побывать в космосе?
Дети: Да.
Логопед: Тогда занимайте свои места.
Дети садятся за столы.
Игра «Слова – родственники».
Логопед: Перед вылетом поиграем в игру «Слова – родственники». Подберите похожие слова к слову «Космос».
Дети: Космонавт.
Если дети затрудняются, то задать наводящие вопросы.
Логопед: А как будет называться корабль, на котором мы полетим?
Дети: Космический.
Логопед: Как называется наука о космосе?
Дети: Космонавтика.
Логопед: Как называется площадка, откуда взлетает космический корабль?
Дети: Космодром.
Логопед: Правильно.
Логопед показывает иллюстрацию космодрома.
Логопед: Космонавты к полету с космодрома «Байконур» готовы?
Дети: Да!
Логопед: Пять, четыре, три, два, один, пуск!
Дети имитируют движение руками «заводим мотор».
Дети: Р-р-р!
Логопед: Мы в космосе. Корабль движется по космической орбите вокруг Земли.
Звучит музыка «Время вперед», под руководством детей проводится «Космическая раз-минка».
Игра «Космическая еда».
Логопед:В полет космонавты берут не обычную еду.
Логопед показывает детям серебристый мешочек. Достает из него тюбики. Дети чита-ют названия.
Логопед: Пюре из картофеля – какое пюре?
Дети: … картофельное пюре.
Логопед: Пюре из моркови – какое?
Дети: … морковное пюре.
Логопед: Каша из гречи – какая?
Дети: … гречневая каша.
Логопед: Каша из овса?
Дети: … овсяная каша.
Логопед: Сок из яблок – какой сок?
Дети: … яблочный сок.
Логопед: Сок из апельсинов – какой сок?
Дети: … апельсиновый сок.
Логопед: Отлично, вы правильно назвали слова.
Игра «Собери слово».
Звучат сигналы (азбука Морзе).
Логопед: Дети, слышите, мы получили сигналы. С какой планеты нам посылают сигналы, вы узнаете, если расставите буквы по порядку.
1.
А С Р М
2 4 3 1
2.
У Н Л А
2 4 3 1
3.
С Р Т А У Н
1 5 3 2 4 6
Игра «Составь предложение».
Логопед: Дети, мы получили телеграмму, но все слова перепутались. Прочитайте слова и составьте предложение.
Логопед показывает карточку. Дети составляют предложения из слов: космиче-ский,корабль, Землю, на, летит.
Дети выкладывают схему предложения. Работа с предложением.
Логопед: Сколько слов в предложении?
Дети: В этом предложении пять слов.
Логопед: Назовите слово – действие.
Дети: Слово – действие «летит».
Логопед: Какое слово находится на четвертом месте?
Дети:На четвертом месте находится короткое слово – «на».
Логопед: Поднимите полоску-слово, которую я назову.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Ну, а теперь мы возвращаемся на Землю.
Итог занятия.
Логопед: Дети, вам понравилось путешествие в Космос? Что вам запомнилось? Какие игры вам понравились? Все вы были активными, внимательными, старательными. Из космоса для вас прислали угощения «Звездный мармелад».