Равзанат Джалалова
Комплексно-тематическое планирование по шахматам для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование по шахматам для детей 6–7 лет
Подготовил:
Воспитатель Джалалова Равзанат Батдалгаджиевна
Тема занятий: Цель:
Сентябрь
Беседа «Знакомство с миром шахмат»,
Темочки:
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
«В стране шахматных чудес» познакомить с историей возникновения шахмат, великими шахматистами; с фигурами, пешками, уточнить, как они выглядят (цвет, величина);
«В стране шахматных чудес» - чтение сказки;
Знакомство с легендой «Мудрец» воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию;
Сравнение косых и прямых линий Сравнить косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из
8-ми полей, у косых – от 2-х до 8-и полей.
Развивать внимание.
Чтение сказки «Волшебная доска», рассматривание шахматной доски
познакомить с шахматной доской, уточнить, как расположены поля на доске, развивать мелкую моторику, глазомер;
Дидактическая игра «Сложи доску», дид/упр «Закрась клеточку» Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер
Чудесный мешочек. Учить определить на ощупь фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
Разучить игру «кто больше побьет пешек противника» Воспитывать самостоятельность
Покажи и назови Учить показывать и называть фигуры
Октябрь
Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая
клеточка слева была белая. Учить штриховать косыми линиями черные поля.
«Проспекты, улицы, переулки волшебной доски» Познакомить детей с вертикальными, горизонтальными, диагональными линиями, их обозначениями
Д/И «Что пропало?». учить определить каких фигур недостает в начальной позиции, найти эти фигуры и расставить на свои места.
Д/И «составь доску из вертикальных и горизонтальных линий» Закрепить знания о вертикальных и горизонтальных линиях.
Дид/игры «Составь доску», «Выложи на доске», дид/упр «Закрась линию» Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер; Закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях;
Рисование шахматной доски в тетради в клетку, чтобы угловая
клеточка слева была белая. Учить штриховать косыми линиями черные поля. Развивать мелкую моторику руки.
Ноябрь
Д/игры «Шахматное лото», «Пройди и назови поле»
«Ни шагу назад» - чтение сказки Учить ориентироваться на плоскости, закрепить знания об обозначениях; продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку;
Вертикальные линии и их буквенные обозначения Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным
обозначением.
Упражнять детей в произношении латинских букв: А (а, В (бэ, С
(цэ, D (дэ, Е (е, F (эф, G (жэ, Н (аш).
Нарисовать вертикальные и горизонтальные, диагональные линии на шахматной доске карандашами разных цветов Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии.
Нарисовать их на шахматной доске карандашами разных цветов.
Закрепить их обозначение.
«Шахматная эстафета» «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото»,
«Пройди и назови поле».
Учить детей хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото»,
«Пройди и назови поле».
Развивать внимание, память.
«Ни шагу назад» - знакомство с пешками д/игра «Кто быстрее» Познакомить детей с местом пешек на доске, тем как ходят пешки, по каким линиям, как «бьют»; развивать ориентировку на плоскости, логическое мышление.
тема: «Черные и белые пехотинцы» - загадывание загадок, д/игры «Сложи пешку», «Кто быстрее?» Уточнить знания детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках их месте на доске, ходами, развивать логическое мышление.
Знакомство с пешкой Познакомить детей с пешкой – она не является фигурой.
Объяснить, что белые пешки располагаются на 2-ой горизонтали,
а черные – на 7-ой.
Прививать интерес к шахматам.
Дид/игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», решение заданий №1,2,3, Игра- викторина «Шахматная шкатулка» Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках, их месте на доске, ходами, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.
Декабрь
Игра «Кто в домике живет» Продолжать знакомить детей с пешками, на каких полях они стоят,
называть их.
Игра «Кто в домике живет»
Объяснить, как ходит пешка. (Идет прямо, с исходной позиции может перейти на 2 поля вперед).
Воспитывать терпеливость.
Дид/упражнение «Кто скорее дойдет до 1-ой или 8-ой горизонтали?», решение диаграмм № 13,14,15 Уточнить знания детей о пешках, их месте на доске; как пешка ходит, «бьет»; развивать логическое мышление, смекалку, умение принимать самостоятельно правильное решение.
«Пешечная эстафета»
Игра «Кто вперед» Учить детей расставлять пешки на скорость, называя вслух поля.
Игра «Кто вперед» (выигрывает тот, кто скорее достигнет 8-ой горизонтали (белые) или 1-ой (черные пехотинцы).
Развивать мышление, внимание.
Разучить игру «Кто больше побьет пешек противника» Объяснить детям, как пешка бьет пешку противника (наискосок,
влево или вправо по диагонали, куда она ставится.
Разучить игру «Кто больше побьет пешек противника». Воспитывать самостоятельность.
выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-ой или 8-ой горизонтали. Познакомить детей с пешечными заповедями: начинай игру центральными пешками по вертикалям: «С», «D», «E», «F», не допускай сдваивания пешек на одной горизонтали, выручай «застрявшую» пешку, стремись добраться до 1-ой или 8-ой горизонтали.
Воспитывать усидчивость, терпеливость.
Тема: «Прямолинейная, бесхитростная фигура", знакомство с ладьей, чтение сказки, загадывание загадок Познакомить детей с новой фигурой, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура, «бьет». Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку; отвечать на вопросы по содержанию.
Развлечение «В стране шахматных чудес»
Объяснить детям правила для играющих в шахматы : «Тронул –
ходи», «Ход сделан, обратно не вернешь» и т. д.
Рисовать пешку, штриховать в одном направлении простым карандашом Развивать мелкую моторику руки.
Тема: Дид/игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», разбор диаграмм № 17, 18 задачи: Уточнить знания детей о новой фигуре «ладье», ее месте на доске, как ходит эта фигура, «бьет», развивать мышление, внимание.
Январь
Развлечение
«В царстве шахмат» 1. Овладевать шахматной игрой.
2. Отгадывать загадки о шахматных фигурах.
Воспитывать любовь детей к шахматам, уверенность в своих силах.
тема: Дид/игры «Чудесный мешочек», «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске». Уточнить имеющиеся у детей знания, развивать память, логическое мышление, ориентировку на плоскости
«Что изменилось?» и «Чего не стало?» Провести игры для развития наблюдательности и шахматной памяти : Развивать внимание, память
«Праздник пешки» (2-е команды)
Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает
своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка.
За каждый ответ – фишка.
Развивать находчивость, речь, сообразительность.
Познакомить детей с новой фигурой – ладьей. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л».
3. Развивать внимание, интерес к игре в шахматы.
Белые – Л al и Л h1?
черные – Л а8 и Л h8.
1. Учить ставить ладьи на первоначальное место:
Белые – Л al и Л h1?
черные – Л а8 и Л h8.
2. Объяснить и показать ход ладьи, взятие.
3. Развивать логическое мышление.
Тема: Игра пешками и ладьей, разбор диаграмм 19,20,21,22,23 Закрепить знания о пешках, ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.
Февраль
«Тайны шахматной доски»
Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей, о
том, как ходят другие фигуры.
Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать память, внимание, логическое мышление (см. приложение No 3)
(Практическое занятие)
Выполнение упражнений, как при ходе белых пешек, ладья бессильна против пехоты, и что меняется при ходе черных.
Сделать вывод, кто сильней, ладья или 8 пешек.
Развитие изобретательности, логического мышления.
«Пешки против ладьи». Провести соревнование «пешки против ладьи».
Предложить детям решить позицию, (см. диаграмму 21а В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы» М., «Просвещение» – 1991 г. – стр. 48).
Приучать ребят к решению проблемных ситуаций.
Начальная расстановка фигур.
Правила игры в шахматы.
1. Закреплять умение правильно располагать шахматную доску между двумя игроками.
2. Закреплять умение правильно располагать фигуры на доске.
3. Познакомить с правилами игры в шахматы.
4. Учить не бояться поражений.
Воспитывать скромность детей, сдержанность, честность.
«Загадки шахматной шкатулки».
1. Отвечать на вопросы, где стоит ладья на доске до начала игры,
чем отличается ее ход от хода пешки? Что у них общего?
2. Как ладья осуществляет взятие пешек и ладей противника?
3. Игра «Найди сходство и различие» (см. приложение No 1).
4. Воспитание усидчивости.
конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит Заучивание стихотворения о ладье (см. Г. М. Зенков «Первый
шах»
1. Провести конкурс, кто правильно и быстро покажет и объяснит,
какое преимущество дают игроку сдвоенные ладьи?
2. Заучивание стихотворения о ладье (см. Г. М. Зенков «Первый
шах» стр. 24).
3. Развивать память, речь.
Знакомство Слоном
1. Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением.
2. Чтение стихотворения о нем (см. Г. М. Зенков «Первый шах» стр. 28)
3. Развивать память, дисциплинированность у детей.
Слон против слона
1. Закрепить место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Игра на уничтожение. Слон против слона. Два слона против двух.
2. Развивать способность самостоятельно принимать решения.
Март
Чернопольные и белопольные слоны 1. Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны.
2. Сосчитать, сколько полей может контролировать слон, находясь
на начальной позиции.
3. Закрепить порядковый и количественный счет.
Турнир «Лучший игрок» 1. Провести турнир на «лучшего игрока» (см. приложение No 4).
2. Закрепить знания во сколько очков оценивается каждая изученная
фигура и пешка, почему слонов надо быстрее выводить в центр.
3. Развивать сообразительность, находчивость.
эстафета с пешками, ладьями и слонами на правильную
и быструю их расстановку на исходную позицию 1. Провести эстафету с пешками, ладьями и слонами на правильную
и быструю их расстановку на исходную позицию, называя вслух поля, на
которые они ставятся.
2. Закрепить полученные знания, развивать целеустремленность,
внимание.
Игра «Шахматный мешочек» 1. Объяснить детям, как спастись от слона, если он напал на пешку
или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой?
2. Игра «Шахматный мешочек» (см. приложение No 1).
3. Развивать логическое мышление, память.
Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры. 1. Познакомить детей с могучей фигурой – ферзем, как он передвигается, в чем заключается его сила, где он располагается до начала игры.
2. Практически закрепить передвижение ферзя по полю.
3. Воспитывать сосредоточенность, выдержку.
Расширить знания детей о ферзе Игра «Что изменилось» 1. Расширить знания детей о ферзе : куда нужно поставить его, чтобы
он держал под контролем наибольшее число полей доски, как ферзь берет
пешки и фигуры противника, когда выводить его с исходной позиции.
2. Игра «Что изменилось»
3. Развивать сообразительность, находчивость.
«И Король жаждет боя» 1. Познакомить ребят с главной фигурой – королем: стоит на клетке Е4, ходит на одну клетку во всех направлениях, каким значком обозн-ся.
2. Обойти королем шахматную доску с al, побывать на центральных
клетках d4, d5, e4, e5 и вернуться обратно.
3. Взятие. Короля не бьют, под бой ставить нельзя.
4. Развивать логическое мышление, внимание, память.
«Король против других фигур» 1. Закрепить знания детей о шахматной фигуре – Короле, о его возможностях.
2. Развивать умение ориентироваться, память, внимание, мышление.
Апрель
Рокировка 1. Познакомить детей с рокировкой – единственным ходом в шахматах, который делается сразу двумя фигурами – королем и ладьей.
2. Ответь на вопросы из «шахматного мешочка».
а) Почему король слабее ферзя, но главнее его? Когда король опасен?
в) Почему в начале игры короля надо прятать подальше?
г) Полагается ли королю приз, если он, как и пешка, достигает 1-ой горизонтали (черный) и 8-ой белый король.
3. Развитие комбинационного зрения.
Виды рокировок 1. Закрепить знания детей о короткой и длинной рокировке, показать на магнитной доске. Записать обозначение о-о – короткая и о-о-о длинная рокировка.
2. Игра изученными фигурами из начального положения.
3. Рассказать о 3-х правилах, когда нельзя делать рокировку.
4. Развивать усидчивость, внимание.
Развивать память, логическое мышление.
Турнир на «Чемпиона недели»
1. Закрепить полученные знания детей на предыдущих занятиях.
2. Воспитывать интерес к шахматам, усидчивость, владение навыка
ми решения простейших шахматных задач.
Ответь на вопросы из «Шахматной коробки».
1. Назвать по-шахматному адрес дома, где «живет» ферзь.
2. Сколько полей вместе контролирует ладья и слон и сколько один
ферзь?
3. Как спастись от ферзя?
4. Как взаимодействует ферзь с пешками и фигурами?
5. Развивать умственные способности детей.
Развлечение «В Царстве шахмат»
1. Овладевать шахматной игрой.
2. Отгадывать загадки о шахматных фигурах.
3. Воспитывать любовь детей к шахматам, уверенность в своих силах.
Начальная расстановка фигур.
Правила игры в шахматы. 5. Закреплять умение правильно располагать шахматную доску между двумя игроками.
6. Закреплять умение правильно располагать фигуры на доске.
7. Познакомить с правилами игры в шахматы.
8. Учить не бояться поражений.
9. Воспитывать скромность детей, сдержанность, честность.
Шах 1. Закрепить весь пройденный материал.
2. Обучить элементарным основам шахматной игры.
3. Познакомить с понятием шах (нападение на короля).
4. Познакомить со способами защиты от шаха.
5. Цель шахов.
6. Развитие последовательности мышления.
«Мат» 1. Объяснить, что такое мат (Победа одного и поражение другого шахматиста).
2. Продемонстрировать несколько вариантов матов (можно линейных, с помощью пешек, ферзя и др.).
3. Предложить спасти короля от этого «шаха». Сделать вывод, что «мат» - это шах, то которого нет защиты и конец шахматной игры.
4. Показать, как поставить мат двумя слонами.
«Мат или не мат» 1. Закрепить знания детей о мате.
2. Показать матовые ситуации на магнитной доске.
3. Закрепить умение ставить мат в один ход.
4. Воспитывать внимательность, точный расчёт.
5. Развивать внимание, память.
Май
«Ничья» 1. Познакомить ребят с патовой ситуацией и ничьей.
а) ничья при равенстве сил.
б) ничья при трехкратном повторении ходов.
в) ничья при позиции «Вечный шах».
г) ничья при недостаточном преимуществе.
д) пат – это особый вид ничьей.
2. Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
3. Закрепить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
4. Игра в парах.
5. Воспитывать усидчивость, внимательность, точно рассчитывать правильные ходы.
«Пат или не пат» 1. Закрепить понятие «пат».
2. Дать понятие «жертва».
3. Развивать внимание, мышление.
4. Воспитывать усидчивость, терпение.
«Дебют» 1. Познакомить ребят с началом партии – дебютом. Подготовительная стадия к борьбе.
2. Рассказать о 3-х главных правилах дебюта.
а) борьба за центр.
б) выводить в центр «легкие» фигуры.
в) рокировка.
3. Развитие внимательности, памяти, логического мышления.
Развлечение «В гостях у шахматного короля» 1. Закрепить знания о шахматной игре.
2. Овладение элементарными основами шахматной игры.
3. Развивать комбинационное зрение, предвидеть результат.
4. Воспитание выдержки, собранности, внимания.