Тамара Охлопкова
Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи.
Тема. "Лес. Ель. "
(для детей 5-6 лет)
Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о ели и традициях,
связанных с этим деревом.
2. Закрепить правила поведения в лесу.
3. Упражнять в употреблении форм единственного и
множественного числа имён существительных именительного
и родительного падежей.
4. Упражнять в образовании и употреблении существительных
с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Расширять лексический запас:
Публикация «Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи „Лес, Ель“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- подбор родственных слов (ель;
- многозначное слово «иголки».
6. Закрепить употребление в речи простых предлогов.
7. Развивать мышление, воображение, зрительное восприятие,
слуховое внимание, мелкую моторику.
8. Воспитывать бережное отношение и любовь к родной
природе.
Оборудование: три зелёных треугольника, картинки-символы «Чего нельзя делать в лесу»; предметные картинки: ель – ели, ветка – ветки, шишка - шишки, иголка – иголки; большая и маленькая ели; картинки двух новогодних ёлок (для сравнения); картинка «Животные и птицы около ёлки»; еловые шишки (по две на каждого ребёнка); шаблоны ёлки, разрезные картинки ёлки, палочки (для выкладывания); мяч.
Ход.
1. Организационный момент.
Мотивация - конверт с письмом.
Логопед: - Дети, нам пришло письмо с загадкой. Я не смогла её отгадать, помогите мне, пожалуйста.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
2. Развитие слухового внимания - выкладывание ёлки из треугольников с опорой на инструкцию логопеда.
Логопед: - Чтобы узнать, верно ли вы отгадали загадку, нужно выполнить задание: выбрать самый большой треугольник и положить его внизу, затем выбрать треугольник поменьше и положить его над большим и сверху – самый маленький. Что получилось? (Ёлка). Загадку отгадали правильно!
3. Развитие логического мышления, упражнение в употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных - игровое упражнение «Если исчезнет лес…»
Логопед: - Сейчас мы отправимся в лес. Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? Кто живёт в лесу?
(Дети отвечают на вопрос, логопед одновременно с ответами рисует схему:
грибы
ягоды
цветы
птицы
насекомые
чистый воздух (облачко)
Логопед: - Ребята, что будет, если исчезнет лес? (Логопед закрывает изображение леса на схеме листом бумаги)
Дети: - Не будет грибов, цветов, …
Логопед: - Как нужно относиться к лесу? (Вывод: лес нужно беречь)
4. Беседа о правилах поведения в лесу, составление предложений по
картинкам - схемам : «Чего нельзя делать в лесу, а что можно»
Логопед: - Перед тем, как отправиться в лес, вспомним, как нужно вести себя
в лесу. Чего нельзя делать в лесу, а что можно?
(Дети отвечают, опираясь на картинки-схемы)
Дети: - В лесу нельзя шуметь, можно слушать птиц.
- В лесу нельзя ломать ветки, можно сажать деревья.
- В лесу нельзя мусорить, можно убирать мусор.
- В лесу нельзя жечь костры, можно играть на полянке.
Логопед: - Пора в путь!
(Под музыку дети идут в «лес» - декорации: 2-3 ёлки)
5. Рассказ логопеда о ёлке.
Логопед: - Вот мы и в лесу. Какие деревья тут растут? (Ёлки). Присядьте на пеньки и послушайте мой рассказ.
Давным-давно люди считали ель хозяйкой растений, зверей и птиц. Они верили, что ель защищает человека от бед. Чтобы отблагодарить и задобрить ель, люди украшали её. С тех пор каждый год мы украшаем ёлку.
Издавна ель использовали в хозяйстве. Из неё делали избы, инструменты (например, лопаты). Хороша ель для изготовления музыкальных инструментов-балалаек, гуслей, пианино.
Беседа по рассказу:
-Почему с давних пор люди любят ёлку?
- Что делают из ёлки?
6. Упражнение в образовании и употреблении родственных слов.
Логопед: - Мы в лесу. Какие деревья здесь растут? (Ели). Как можно назвать этот лес, какой он? (Еловый).
- Подумайте, как ещё можно назвать еловый лес? (Ельник). Значит, где мы? (Мы в ельнике).
Рассматривание еловой ветки:
- С какого дерева ветка? Какая ветка? (еловая).
- Какие шишки? (еловые).
- Какие иголки? (еловые).
- Как ласково назовём ёлку? (ёлочка).
- Украсим ёлку игрушками. Какие игрушки? (ёлочные).
7. Многозначное слово «иголки».
А) Логопед: - У ёлки есть иголки. У кого ещё есть иголки? (У ежа).
- Кому ещё нужны иголки? (Швее, портнихе).
(Показ картинок: еловые, ежовые, швейная иголки).
- Как вы думаете, почему их называют одним словом? (Если дети затрудняются: Чем они похожи) (Все иголки острые, длинные, тонкие).
Б) Составление предложений со словом «иголка».
- Какие иголки у ежа? У ежа колючие иголки.
- Какие иголки у ёлки? У ёлки зелёные иголки.
- Чем шьёт портниха? Портниха шьёт иголкой.
8. Употребление существительных с уменьшительно - ласкательными
суффиксами - игра «Большая и маленькая ёлки».
Логопед: - Я буду говорить про большую ёлку, а вы про маленькую.
(Логопед показывает картинки большой и маленькой ёлки, называет часть большой ёлки, дети по очереди подбегают к логопеду и называют такую же часть, но у маленькой ёлочки).
Логопед: Ребёнок (подбегая к логопеду):
Это ёлка. Это ёлочка.
Это ветка. Это веточка.
Это иголка. Это иголочка.
Это шишка. Это шишечка.
9. Употребление единственного и множественного числа существительных – игра с мячом «Один - много».
А) именительный падеж
Логопед: - В лесу на поляне можно играть. Сейчас мы поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы назовете много предметов и бросите мяч мне.
Логопед: Ребёнок:
Ёлка ёлки
Ёлочка ёлочки
Ветка ветки
Веточка веточки
Иголка иголки
Иголочка иголочки
Шишка шишки
Шишечка шишечки
Б) родительный падеж
Логопед: - Вспомните и назовите, чего много у ёлки. (У ёлки много веток, иголок, шишек.)
10. Физкультурная минутка.
А) Пальчиковая игра «Ёлочка»
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними.
Пальчики ты разведи.
(Локти в стороны, прямые пальцы переплести)
Б) Упражнения с еловыми шишками:
- сжимание/разжимание (одновременно двумя руками, поочерёдно)
- покатать между ладонями
В) Координация речи с движением.
Логопед: - Что прячется в еловых шишках? (семена)
- Что вырастет из этих семян? (ёлки)
В лесу родилась ёлочка, присесть, обхватить колени
руками.
В лесу она росла, медленно встать, подняться на
носки, потянуться
Зимой и летом стройная, Покачивание из стороны в
Зелёная была сторону.
10. Составление простых предложений с предлогами по картинке «Около ёлки».
А) Рассматривание картинки:
- Кто (что) изображено на картинке?
Б) Составление предложений:
- Расскажите, кто где находится.
(Если дети затрудняются – вопросы).
Дети: Белка сидит на ёлке.
Сова сидит на ёлке.
Птица летит над ёлкой.
Заяц сидит за ёлкой.
Лиса сидит около (у) ёлки.
Грибы растут под ёлкой.
Логопед: - Маленькие слова на, над, за, около, у, под помогают понять, кто же где находится.
11. Развитие зрительного восприятия, мышления – сравнение двух ёлок.
Логопед (показывает картинки двух похожих ёлок): - Скоро новый год, мне прислали две одинаковых открытки. (Логопед подчеркивает, что ёлки
одинаковые, хотя на самом деле они отличаются. Если дети не высказывают возражений, логопед задаёт вопросы: одинаковы ли ёлки? Есть ли какое-нибудь отличие)
Логопед: - На самом деле ёлки разные! А я-то думала, что одинаковые. Посмотрите и расскажите, чем они отличаются? (снежинки – свечи, шары – бусы, звезда – пика, мешок – коробка).
12. Игровое упражнение «Что ты можешь сам сделать, чтобы не обидеть ёлочку».
Логопед: - Ёлка – замечательное дерево, но часто люди обижают ёлку: ломают ветки, а то и срубают на новый год. Придумайте, как сделать, чтобы и группу украсить к празднику, и ёлочку не обижать?
(варианты: нарисовать ёлку, сделать из бумаги, украсить искусственную ель, нарядить ёлку не в группе, а живую на улице).
13. Развитие мелкой моторики – продуктивная деятельность.
Логопед: - Пора возвращаться из леса в группу. Попрощаемся с ёлочками.
(Дети прощаются, уходят под музыку «домой»)
Логопед: - Вот мы и в группе. В память о нашей прогулке в еловый лес предлагаю изобразить ёлку. Выбирайте сами как:
- сложить ёлку из спичек;
- обвести шаблон;
- сложить разрезную картинку;
14. Итог.
Логопед: - Замечательные ёлочки получились.
- Вспомним, куда мы с вами ходили? (в еловый лес)
- Какое настроение у вас после прогулки в лес?
- Как вы относитесь к ёлочке.
По итогам занятия был составлен альбом лексико-грамматических упражнений " В лесу родилась елочка"