МААМ-картинки

Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет (8 фото)

Тамара Охлопкова
Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи.

Тема. "Лес. Ель. "

(для детей 5-6 лет)

Задачи: 1. Закрепить и расширить знания детей о ели и традициях,

связанных с этим деревом.

2. Закрепить правила поведения в лесу.

3. Упражнять в употреблении форм единственного и

множественного числа имён существительных именительного

и родительного падежей.

4. Упражнять в образовании и употреблении существительных

с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Расширять лексический запас:

Публикация «Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи „Лес, Ель“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

- подбор родственных слов (ель;

- многозначное слово «иголки».

6. Закрепить употребление в речи простых предлогов.

7. Развивать мышление, воображение, зрительное восприятие,

слуховое внимание, мелкую моторику.

8. Воспитывать бережное отношение и любовь к родной

природе.

Оборудование: три зелёных треугольника, картинки-символы «Чего нельзя делать в лесу»; предметные картинки: ель – ели, ветка – ветки, шишка - шишки, иголка – иголки; большая и маленькая ели; картинки двух новогодних ёлок (для сравнения); картинка «Животные и птицы около ёлки»; еловые шишки (по две на каждого ребёнка); шаблоны ёлки, разрезные картинки ёлки, палочки (для выкладывания); мяч.

Ход.

1. Организационный момент.

Мотивация - конверт с письмом.

Логопед: - Дети, нам пришло письмо с загадкой. Я не смогла её отгадать, помогите мне, пожалуйста.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица

Ничего не шьёт,

А в иголках круглый год.

(Ёлка)

2. Развитие слухового внимания - выкладывание ёлки из треугольников с опорой на инструкцию логопеда.

Логопед: - Чтобы узнать, верно ли вы отгадали загадку, нужно выполнить задание: выбрать самый большой треугольник и положить его внизу, затем выбрать треугольник поменьше и положить его над большим и сверху – самый маленький. Что получилось? (Ёлка). Загадку отгадали правильно!

3. Развитие логического мышления, упражнение в употреблении формы родительного падежа множественного числа существительных - игровое упражнение «Если исчезнет лес…»

Логопед: - Сейчас мы отправимся в лес. Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? Кто живёт в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, логопед одновременно с ответами рисует схему:

грибы

ягоды

цветы

лес животные

птицы

насекомые

чистый воздух (облачко)

Логопед: - Ребята, что будет, если исчезнет лес? (Логопед закрывает изображение леса на схеме листом бумаги)

Дети: - Не будет грибов, цветов, …

Логопед: - Как нужно относиться к лесу? (Вывод: лес нужно беречь)

4. Беседа о правилах поведения в лесу, составление предложений по

картинкам - схемам : «Чего нельзя делать в лесу, а что можно»

Логопед: - Перед тем, как отправиться в лес, вспомним, как нужно вести себя

в лесу. Чего нельзя делать в лесу, а что можно?

(Дети отвечают, опираясь на картинки-схемы)

Дети: - В лесу нельзя шуметь, можно слушать птиц.

- В лесу нельзя ломать ветки, можно сажать деревья.

- В лесу нельзя мусорить, можно убирать мусор.

- В лесу нельзя жечь костры, можно играть на полянке.

Логопед: - Пора в путь!

(Под музыку дети идут в «лес» - декорации: 2-3 ёлки)

5. Рассказ логопеда о ёлке.

Логопед: - Вот мы и в лесу. Какие деревья тут растут? (Ёлки). Присядьте на пеньки и послушайте мой рассказ.

Давным-давно люди считали ель хозяйкой растений, зверей и птиц. Они верили, что ель защищает человека от бед. Чтобы отблагодарить и задобрить ель, люди украшали её. С тех пор каждый год мы украшаем ёлку.

Издавна ель использовали в хозяйстве. Из неё делали избы, инструменты (например, лопаты). Хороша ель для изготовления музыкальных инструментов-балалаек, гуслей, пианино.

Беседа по рассказу:

-Почему с давних пор люди любят ёлку?

- Что делают из ёлки?

6. Упражнение в образовании и употреблении родственных слов.

Логопед: - Мы в лесу. Какие деревья здесь растут? (Ели). Как можно назвать этот лес, какой он? (Еловый).

- Подумайте, как ещё можно назвать еловый лес? (Ельник). Значит, где мы? (Мы в ельнике).

Рассматривание еловой ветки:

- С какого дерева ветка? Какая ветка? (еловая).

- Какие шишки? (еловые).

- Какие иголки? (еловые).

- Как ласково назовём ёлку? (ёлочка).

- Украсим ёлку игрушками. Какие игрушки? (ёлочные).

Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет

7. Многозначное слово «иголки».

А) Логопед: - У ёлки есть иголки. У кого ещё есть иголки? (У ежа).

- Кому ещё нужны иголки? (Швее, портнихе).

(Показ картинок: еловые, ежовые, швейная иголки).

- Как вы думаете, почему их называют одним словом? (Если дети затрудняются: Чем они похожи) (Все иголки острые, длинные, тонкие).

Б) Составление предложений со словом «иголка».

- Какие иголки у ежа? У ежа колючие иголки.

- Какие иголки у ёлки? У ёлки зелёные иголки.

- Чем шьёт портниха? Портниха шьёт иголкой.

Фото «Лес. Ель»

8. Употребление существительных с уменьшительно - ласкательными

суффиксами - игра «Большая и маленькая ёлки».

Логопед: - Я буду говорить про большую ёлку, а вы про маленькую.

(Логопед показывает картинки большой и маленькой ёлки, называет часть большой ёлки, дети по очереди подбегают к логопеду и называют такую же часть, но у маленькой ёлочки).

Логопед: Ребёнок (подбегая к логопеду):

Это ёлка. Это ёлочка.

Это ветка. Это веточка.

Это иголка. Это иголочка.

Это шишка. Это шишечка.

Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи  для детей 5–6 лет - фото

9. Употребление единственного и множественного числа существительных – игра с мячом «Один - много».

А) именительный падеж

Логопед: - В лесу на поляне можно играть. Сейчас мы поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы назовете много предметов и бросите мяч мне.

Логопед: Ребёнок:

Ёлка ёлки

Ёлочка ёлочки

Ветка ветки

Веточка веточки

Иголка иголки

Иголочка иголочки

Шишка шишки

Шишечка шишечки

Фото №1 Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико грамматического строя речи

Б) родительный падеж

Логопед: - Вспомните и назовите, чего много у ёлки. (У ёлки много веток, иголок, шишек.)

10. Физкультурная минутка.

А) Пальчиковая игра «Ёлочка»

Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними.

Пальчики ты разведи.

(Локти в стороны, прямые пальцы переплести)

Б) Упражнения с еловыми шишками:

- сжимание/разжимание (одновременно двумя руками, поочерёдно)

- покатать между ладонями

В) Координация речи с движением.

Логопед: - Что прячется в еловых шишках? (семена)

- Что вырастет из этих семян? (ёлки)

В лесу родилась ёлочка, присесть, обхватить колени

руками.

В лесу она росла, медленно встать, подняться на

носки, потянуться

Зимой и летом стройная, Покачивание из стороны в

Зелёная была сторону.

10. Составление простых предложений с предлогами по картинке «Около ёлки».

Фото №2 для детей лет Задачи

А) Рассматривание картинки:

- Кто (что) изображено на картинке?

Б) Составление предложений:

- Расскажите, кто где находится.

(Если дети затрудняются – вопросы).

Дети: Белка сидит на ёлке.

Сова сидит на ёлке.

Птица летит над ёлкой.

Заяц сидит за ёлкой.

Лиса сидит около (у) ёлки.

Грибы растут под ёлкой.

Логопед: - Маленькие слова на, над, за, около, у, под помогают понять, кто же где находится.

11. Развитие зрительного восприятия, мышления – сравнение двух ёлок.

Фото №3 Закрепить и расширить знания детей о ели и традициях связанных с этим деревом

Логопед (показывает картинки двух похожих ёлок): - Скоро новый год, мне прислали две одинаковых открытки. (Логопед подчеркивает, что ёлки

одинаковые, хотя на самом деле они отличаются. Если дети не высказывают возражений, логопед задаёт вопросы: одинаковы ли ёлки? Есть ли какое-нибудь отличие)

Логопед: - На самом деле ёлки разные! А я-то думала, что одинаковые. Посмотрите и расскажите, чем они отличаются? (снежинки – свечи, шары – бусы, звезда – пика, мешок – коробка).

12. Игровое упражнение «Что ты можешь сам сделать, чтобы не обидеть ёлочку».

Логопед: - Ёлка – замечательное дерево, но часто люди обижают ёлку: ломают ветки, а то и срубают на новый год. Придумайте, как сделать, чтобы и группу украсить к празднику, и ёлочку не обижать?

(варианты: нарисовать ёлку, сделать из бумаги, украсить искусственную ель, нарядить ёлку не в группе, а живую на улице).

13. Развитие мелкой моторики – продуктивная деятельность.

Логопед: - Пора возвращаться из леса в группу. Попрощаемся с ёлочками.

(Дети прощаются, уходят под музыку «домой»)

Логопед: - Вот мы и в группе. В память о нашей прогулке в еловый лес предлагаю изобразить ёлку. Выбирайте сами как:

- сложить ёлку из спичек;

- обвести шаблон;

- сложить разрезную картинку;

Фото №4 Закрепить правила поведения в лесу

14. Итог.

Логопед: - Замечательные ёлочки получились.

- Вспомним, куда мы с вами ходили? (в еловый лес)

- Какое настроение у вас после прогулки в лес?

- Как вы относитесь к ёлочке.

По итогам занятия был составлен альбом лексико-грамматических упражнений " В лесу родилась елочка"

Фото №5 Упражнять в употреблении форм единственного и множественного числа имён существительных именительного и родительного падежей
Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 17:55
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексная НОД по экологическому воспитанию и формированию лексико-грамматического строя речи «Лес. Ель» для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Охлопкова (УИ 369443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД