Марина Баховец
Комплекс заданий по развитию графомоторных навыков
Комплекс заданий по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников при подготовке
к обучению в школе.
Выполнила: Баховец Марина Вячеславовна
ГБОУ Школа в Капотне
Воспитатель
Комплекс заданий по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников при подготовке к обучению в школе.
Публикация «Комплекс заданий по развитию графомоторных навыков» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1 Этап. Обучает правильному захвату пишущего предмета, умению проводить прямые вертикальные прерывистые линии на альбомном листе бумаги в направлении сверху вниз: 1 уровень
2 уровень
2. Формируется умение безотрывно проводить горизонтальные прямые линии от одного графического объекта до другого в направлении слева направо:
1 уровень:
2 уровень.
3. Дети учатся последовательно обводить формы по штрихпунктирной линии, ориентируясь на указатель стрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т. п
4. Формируется умение проводить безотрывно спиралевидную линию от центра по нарастающей к периферии и наоборот – от периферии к центру в направлениях слева направо и справа налево, при этом внимание ребенка фиксируется на точке, с которой начинается линия: клубочки, нитки, круги на воде.
2 Этап
Первая серия. Дети обучаются штриховать контуры геометрических форм, простых предметных изображений, ориентируясь на точки и указатель стрелку
Вторая серия. Дети овладевают умением проводить безотрывные линии дорожки (прямые, волнистые, ломаные) шириной от 2 до 2,5 см и от 1 до 1,5 см в направлении сверху вниз, слева направо, ориентируясь на вспомогательные ориентиры точки, стрелки, штрих пунктирные линии.
1уровень
2 уровень
Третья серия.
Формируется умение копировать изображения простых геометрических форм и предметов (круг, треугольник, гриб, домик, снеговик и др.) на плоскости листа (снизу, сверху, слева, справа) и дорисовывать их. Закрепляется умение проводить разные линии по заданной штрихпунктирной. Для мотивации используются игровые приемы с предметами, сюжетные картинки
1уровень
2уровень
3 этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые ориентировочные действия:
Первая серия. Формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта
Вторая серия. Дети учатся ориентироваться на альбомном листе бумаги
Третья серия.
Закрепляется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги (определять середину листа, что изображено наверху и внизу, слева и справа, в углах – верхнем левом и верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом);
Четвертая серия. Включает графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу. Дети обучаются соблюдать интервалы и очередность геометрических фигур; последовательно обводить формы по штрихпунктирной линии, ориентируясь на указатель стрелку: обведи фигуры в ряду, дорисуй следующую фигуру, нарисуй свой узор и т. п
4 этап включает пять серий графических заданий
Первая серия. Учит выполнять упражнения в пределах широкой строки (ширина 4 см, ориентироваться на строке (фиксировать середину, верхнюю и нижнюю границы строки). Закрепляет умение проводить прямые безотрывные линии по этим границам с ориентировкой на точки начала и конца графического действия. Вести вертикальные, наклонные, волнистые и ломаные линии в пределах строки, ориентируясь на стрелку.
Вторая серия. Формируется умение ориентироваться на альбомном листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см, зрительно фиксировать одну клетку, обводить ее, показывать ее углы, проводить разные линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные) по клеткам, отсчитывать клетки, ориентироваться по точкам, по стрелке. Вырабатываются умения копировать простые изображения по клеткам в разных плоскостях листа бумаги: наверху – внизу, слева справа; работать по образцу; доводить упражнения до конца.
Третья серия. Закрепляются умения ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку (1,5х1,5 см) и работать по образцу (копировать последовательно графические изображения простых предметов по клеткам, соблюдая очередность и интервалы между элементами, а также высоту и ширину изображения); переносить графические изображения на плоскость листа: сверху – снизу, слева – справа; доводить начатое графическое действие до конца : нарисуй домики, флажки, круги по клеткам, продолжи ряд, нарисуй кораблик слева, нарисуй башню справа, дорисуй по клеткам и т. п.
Четвертая серия.
Закрепляются умения ориентироваться на крупной строке (ширина 4 см); копировать графические эле менты в пределах строки (соблюдать интервалы между эле ментами, очередность, ориентироваться на точки, стрелку, штрихпунктирные линии); последовательно копировать элементы букв (наклонные линии, полуовалы, овалы, крючки, петли, зигзаги); завершать графическое действие : проведи линии по стрелке, продолжи ряд и т. п
Пятая серия.
Закрепляется умение ориентироваться на строке шириной 2 см. После того как у ребенка сформируются графические умения и навыки в пределах крупной строки (4 см, рекомендуем повторить упражнения четвертой серии на строке шириной 2 см. Этот переход важен для дальнейшего выполнения упражнений на поле листа тетради в крупную линейку