Ольга Абдуллаева
«Зима». Комплекс нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук детей
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики по
теме «Зима».
1этап: развитие движений кистей рук
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
«СНЕЖОК»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони
очень гладкий вместе, гладят одной ладонью другую.)
Публикация «„Зима“, Комплекс нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук детей» размещена в разделах
И совсем -совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз - подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают
воображаемый снежок.)
Два поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И. сломаем. (Топают.)
Н. Нищева
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
«ЗИМА»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальцы, начиная с большего.)
Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг. Сжимают ладони
вместе.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)
Раз – подбросим. Два – поймаем. (Подбрасывают и ловят «снежок».)
Три – уроним (Роняют воображаемый снежок.)
И.. . сломаем. (Топают.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальцы по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и
средним пальцами.)
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, «Насыпают крошки» - имитируют
движения всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладони.)
Съели суп и спать легли. (Двигают воображаемой ложкой
затем укладывают руки под щеку.)
Игра «Ветерок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
Оборудование: резиновые груши небольшого размера (по количеству детей.)
Ход игры:
Педагог раздаёт детям резиновые груши, демонстрирует как можно сжать её в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветерок вместе».
Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, педагог поднесит грушу к рукам и щёчкам малышей. Затем раздаёт им резиновые груши и предлагает «сделать ветерок».
Можно предложить детям сдуть со стола ватку, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха (падает снежок).
2 этап: развитие различных типов захватывания
Игровое упражнение «Бумажные снежки»
Цель: развивать силу рук, хватательные движения.
Оборудование: листы белой бумаги.
Педагог предлагает детям листы бумаги смять в комки. Дети 1 младшей группы «комкают» двумя руками, дети 2 младшей и средней групп выполняют задание «комкая» только одной рукой. Начинают с уголка листа, чтобы весь лист поместился в кулачке (следует объяснить, что мять можно только ненужную бумагу).
Затем предлагается детям поиграть в «снежки».
3 этап: развитие соотносящих действий
Упражнение с крышками «Конькобежец»
Цель: развивать подражательные и соотносящие движения рук.
Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, фольга.
Пусть малыши попробуют себя в роли конькобежца или поиграют в «фигуриста». Педагог вместе с детьми оборачивают фольгой крышки от пластиковых бутылок. Надев «коньки» на пальцы педагог и дети имитируют движения конькобежцев. Упражнение выполняется одной рукой, для 2 младшей и средней группы упражнение усложняется, дети одновременно «шагают» двумя руками сразу. Можно провести соревнование среди детей, кто первым доберётся до условного финиша.
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
Игра «Путешествие в зеркально-песочное царство»
Цель: развитие подражательных и соотносящих движений рук.
Оборудование: коробка от конфет, зеркало, мука.
Ход игры:
Для игры берётся коробка от конфет, на дне которой лежит зеркало и насыпана мука («снег», для отображения зимних историй). Дети пальчиком водят по «снегу» - рисуют картину, а затем рассказывают свою придуманную историю. Игра способствует обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе творческого рассказывания.
4 этап: развитие подражательных движений рук
Упражнение с дидактическим пособием «Ёлочка»
Цель: развитие подражательных движений рук.
Оборудование: дидактическое пособие «Ёлочка», шишки, яблоки, грибочки, ягодки на липучках, кнопках, пуговицах.
Ход упражнения:
Детям предлагается нарядить ёлочку к Новогоднему празднику для лесных зверят. Дети сами из предложенного набора «игрушек» выбирают чем нарядить ёлочку. Украшают шишками, пристёгивают на кнопочках, липучках ягодки, грибочки.
Для 2 младшей и средней группы задание усложняется, дети плетут гирлянды из ленточек, завязывают бантики, пристёгивают украшения на пуговицы.
Игра - занятие с мобильным тренажёром «Снеговик»
Цель: развитие соотносящих действий, умения различать и называть цвета, закрепление представления о величине (большой, маленький).
Оборудование: коробка с приклеенными горловинами от пластиковых бутылок, тренажёр со съёмными вкладышами «Снеговик», поддон с пробками разных цветов, игрушка медведь.
Ход игры:
Приходит в гости игрушечный медвежонок. После традиционного приветствия и знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что Мишка чем—то озабочен. Рассказывает, что спешил в гости снеговик, но споткнулся и потерял один комочек. Мишка просит помочь найти потерю. На столе разложены тренажёры «Снеговик». Воспитатель обращает внимание детей на то, что комочки у него разного размера, и что не хватает большого комочка.
Воспитатель фиксирует внимание на том, что комочек должен быть белого цвета, показывает карточку белого цвета.
В поддоне с крышками разных цветов, дети находят белые крышки и прикручивают к тренажёру, собирают снеговика.
Прогулка
Упражнение «Выложи сам» - выкладывание снежинок из веточек или палочек.
Упражнение «Составь узор» - составить узор из цветных льдинок.
Упражнение «Нарисуй» - нарисовать на снегу машину, Деда Мороза, Снегурочку и т. д.
Упражнение «Игры со снегом» - лепим снежки, метаем в даль.
Самомассаж с сосновой шишкой
Берём сосновую шишку и катаем её между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, у ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Самомассаж с прищепками
Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.
На картине у зимы всё бело от снега:
Поле, дальние холмы, изгородь, телега.
Игра - занятие «Пирожки для лесных зверят»
Цель: развивать различные типы захватывания: кулаком, щепотью, согласованную работу обеих рук.
Оборудование: тесто, изюм (фасоль, горох, камушки, поднос, карандаш.
Ход игры:
Предложите детям отщипнуть кусочек теста и размять его в руках, затем положить его на поднос и сделать в нём «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите детям положить изюминки.
Для детей средней группы задание усложняется, дети придают пирожкам необычную форму и украшают пирожки природным материалом, либо фигуркам, сделанными из солёного теста.
5 этап: развитие тактильных ощущений пальцев рук
Игра "Снеговик и его друзья"
Цель: развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Оборудование: коробка с горловинами от пластиковых бутылок, вкладыш снеговик, тактильные крышки.
Ход игры:
Берё м крышки от пластиковых бутылок и наклеиваем на них кружочки из различных тканей белого цвета: шёлк, шерсть, мохер, букле, атлас, мех.
Для начала изучаем с ребенком все крышки с разным материалом, находим одинаковые.
Детям младшего возраста даётся задание найти одинаковые крышки и собрать снеговика.
Для детей второй младшей и средней группы усложняется задание, крышки помещаются в «Тактильный мешочек» дети с закрытыми глазами должны найти одинаковые крышки и собрать снеговика.
Игра «Найдём корм для птичек»
Цель: развитие тактильных ощущений пальцев рук.
Материал: солёное тесто, горох, рис, пшено.
Ход игры:
Берём кусочки солёного теста и закатываем в него горох, формируем шарик.
Детям даётся задание найти в тесте горошины.
Для второй младшей и средней группы задание усложнить, заменив горох на рис, а затем на пшено.