Ольга Коновалова
Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины. Картины помогали подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми среднего дошкольного возраста мною учитывался ряд требований:
Публикация «Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
– реалистичность изображенных объектов, явлений природы;
– ясность замысла художника;
– художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием;
– учет возрастных возможностей восприятия детей.
Работу по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста я проводила в два этапа: в непосредственно-образовательной и игровой деятельностях.
На первом этапе были проведены два занятия: «Как звери в лесу готовятся к зиме» и «Наблюдение за карасиком».
На занятии «Как звери в лесу готовятся к зиме» использовались предметные и сюжетные картины, модели, которые помогали закреплять и уточнять представления детей о ранее виденном, а также давали новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.
Рассматривание картин проводилось неоднократно, так как необходимо было обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом.
С помощью демонстрации моделей успешно осуществлялось обобщение и систематизация знаний детей о природе в процессе НОД на тему «Наблюдение за карасиком». С детьми среднего дошкольного возраста мы использовали разные виды моделей. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Также применялась самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой у детей формировалось представление о внешнем виде и движении рыбы. В процессе проведения занятия развивали умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, отличительные ее признаки (чешуя); кроме это закрепляли знания о том, что рыбке для жизни необ-ходима вода и пища, воспитывали желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.
Введение модели требовало определенной последовательности. Вначале изучалась сама модель и только затем использовалась для познания природных явлений. Начиналось введение модели на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия организовывалось рассматривание животного, обучала детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагировались разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.
Далее рассматривалась та или иная модель сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д.). Для демонстрации воспитатель готовил модели крупного размера. На первых занятиях показывал детям модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения реальных объектов был понят детьми, педагог представлял в модели всю необхо-димую группу выделенных признаков.
Для усвоения принципа моделирования определенное значение имело использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель давал детям задание: «Расскажите о рыбке подробно. Какая она? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».
Также использовалась демонстрация моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.
На втором этапе детям предлагались различные виды игр, цели которых постепенно усложнялись.
1. «Чьи детеныши?»
Цель. Уточнить знанияо животных и их детенышах, научить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (медведь – медведи; медвежонок – медвежата, развивать мелкую моторику рук.
Содержание. Дети называют животных и пристегивают нужные детали к панно, рядом размещают их детенышей (одного или нескольких, называя их.
2. «Кто где спрятался?»
Цель. Закреплять представления детей о местах обитания диких и домашних животных.
Содержание. Детали расположены на панно. Дети говорят, кто и где находится (медведь в берлоге, белка на дереве, кошка в доме, собака в конуре и т. д.).
3. «Листочки»
Цель. Продолжать учить классифицировать листья деревьев по цвету и размеру, упражнять в умении называть деревья, которым они принадлежат.
Содержание. Дети из трех-четырех листочков выбирают подходящий для определенного дерева и располагают их на панно.
4. «Фрукты»
Цель. Закреплять знания о фруктах,учить составлять группу из фруктов (яблоки, груши, называть их.
Содержание. Дети располагают на дереве фрукты и отвечают на вопросы: Как называются эти фрукты? Какой они формы?
5. «Когда это бывает?»
Цель. Формировать представления детей о природных явлениях, умение соотносить их со временем года; развивать внимание.
Содержание. Дети располагают на панно «снежинки», «дождинки». Воспитатель спрашивает: когда они (снежинки, дождинки) бывают?
Также в ходе работы по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста были проведены упражнения с игрушками-вкладышами. Для этого использовалось специально разработанное панно, изготовленное с помощью родителей, из высококачественной фанеры (размер 145х120 см, толщина 10 мм) и плотно прикрепленное к стене. Оно имело форму домика, на котором расположены дорожки различной конфигурации с подвижными бегунками красного, желтого, синего и зеленого цвета, шестнадцать поворачивающихся окошек с изображениями животных, деревьев, ягод, насекомых, зоны, изображающие лес, дом, воду, воздух, съемные игрушки-вкладыши (яблоко, груша, банан, лимон, помидор, морковь, огурец, свекла).
Упражнения с окошками и игрушками-вкладышами:
1. «Кто лучше расскажет?». Описательный рассказ о фрукте, (овоще).
2. «Фрукты – овощи». Все вкладыши вынимаются из своих ячеек и выкладываются в произвольном порядке. Затем педагог предлагает одному ребенку вставить в ячейки только фрукты, или только овощи. Остальные проверяют правильность выполнения задания.
3. «Большой – маленький». Педагог вставляет в ячейку вкладыш со взрослым животным, и предлагает малышам найти его детеныша.
4. «Кто где живет?». Педагог предлагает детям поместить в определенную зону, (например, лес) его обитателей.
5. «Кто лишний?» Назвать, какое их четырех открытых окошек лишнее, и объяснить почему. Используется подобное задание на выделение четвертого лишнего по обобщающим понятиям, таким как дикие животные, насекомые, деревья, птицы и др.
Проведение упражнений с окошками и игрушками-вкладышами на специально разработанном панно «Кто лучше расскажет», «Фрукты – овощи «Большой – маленький», «Кто, где живет?» «Кто лишний?» помогло закрепить и углубить представления малышей о животных и растениях, их строении, характерных особенностях.
На третьем этапебыла проведена консультация с воспитателями, где был предложен наглядно-иллюстративный материал и новые пособия для работы с детьми 4-5 лет. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Особую ценность имеют цветные, большого размера наглядные пособия, на которых изображены: животные наших лесов, деревья, кустарники, овощи, птицы, домашние животные и их детеныши. Для педагогов была предложена картотека для занятий «Времена года».
Особо значимыми являются сюжетные картины о природе в разные времена года.
Таким образом, проведенная работа по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством использования наглядно-иллюстративного материала способствовала развитию представлений детей о живых и неживых объектах природы; об их характерных признаках, о строении, местах обитания. У детей расширились представления о растениях как живых существах. Появились знания о зависимости жизни животных о сезонных изменениях в природе.