Получи документы

Организация и проведение исследования на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста

Елена Гаврилова
Организация и проведение исследования на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста
▼ Скачать

Нами был проведен эксперимент с группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 12 человек ГДОУ - детского сада № 29, комбинированного вида. Мы проводили беседу в январе 2012 года, потом занимались по разработанному нами индивидуальному плану, а в мае 2012 года провели повторную беседу по тем же вопросам. Результаты данного эксперимента представлены графически в виде диаграмм.

Публикация «Организация и проведение исследования на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Целью данного эксперимента являлось стремление показать необходимость экологического воспитания детей средствами художественной литературы, обогащение их словарного запаса и осознанно правильное их отношение к природе.

Подготовка к исследованию. Приготовиться к выразительному чтению сказки В. Бианки «Сказка несказка». Нарисовать старика и сову из сказки «Сказка несказка» (размер рисунка 50 х 100 см, вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить «подарки» от детей.

Проведение исследования. Исследование проводится с одними и теми же детьми 5 - 6 лет и состоит из 3 частей:

1. Экспериментатор предлагает подгруппе детей прослушать сказку В. Бианки «Сказка несказка».

2. Работа ведется индивидуально. Каждому ребенку напоминают в чем смысл пословицы «Вместе тесно – а врозь, хоть брось».

3. Работа ведется индивидуально. Детям предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два героя: старик и сова. После этого он должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце».

В первой части наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы, вопросы, мимика. Во второй серии оценивают правильность объяснения детьми данной пословицы. По итогам выбора в третьей серии эксперимента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора.

Таблица 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной группе

№ п/п Имя ребенка Эмоциональное состояние Правильность объяснения пословицы Степень уверенности в выборе

1 Вера П. равнодушие понял неуверенно

2 Лариса Г. интерес понял неуверенно

3 Максим Е. равнодушие не понял неуверенно

4 Дима Н. равнодушие не понял уверенно

5 Сережа К. интерес понял неуверенно

6 Настя Ц. равнодушие не понял уверенно

7 Наташа Т. интерес не понял неуверенно

8 Аня М. равнодушие понял неуверенно

9 Рома Щ. интерес не понял уверенно

10 Нина Ф. равнодушие понял неуверенно

11 Даша С. равнодушие не понял уверенно

12 Андрей В. интерес не понял неуверенно

Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе

№ п/п Имя ребенка Эмоциональное состояние Правильность объяснения пословицы Степень уверенности в выборе

1 Вика П. равнодушие понял неуверенно

2 Лена А. интерес понял неуверенно

3 Миша С. равнодушие не понял неуверенно

4 Даша Н. равнодушие не понял уверенно

5 Сережа Р. интерес понял неуверенно

6 Настя Б. равнодушие не понял уверенно

7 Наташа В. интерес не понял неуверенно

8 Алина М. равнодушие понял неуверенно

9 Руслан Х. интерес не понял уверенно

10 Данил Г. равнодушие понял неуверенно

11 Илья Л. равнодушие не понял уверенно

12 Антон Ж. интерес не понял неуверенно

Таким образом, мы видим, что в большинстве своем у детей была негативная реакция на прочитанную сказку, что говорит о необходимости работы с детьми в данном направлении. У детей прослеживается непонимание прочитанного текста, низкий словарный запас, неумение сделать правильный нравственный выбор. Поэтому нами был разработан план работы с детьми по данной теме.

Анализ результатов исследования и составление рекомендаций по использованию художественной литературы в программе экологического воспитания старших дошкольников

Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.

На следующем этапе эксперимента была организована работа с детьми, исключающая авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Конспект занятия на тему: «Зимующие птицы» представлен в приложении.

Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению наблюдений, общению детей с природой : с деревьями, птицами. Поэтому сразу была проведена прогулка с закреплением знаний по данной теме.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Практическая деятельность детей проявилась в их театрализации сказки В. Бианки «Сова».

Большое значение придавалась работа с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей" и по вопросу использования художественной литературы в семье "Книга в семье" (прилагается, которые дали нам дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей и многое другое.

На последнем этапе эксперимента была организована работа по разработанному нами перспективному плану в течение полугода. В середине мая месяца нами была проведена беседа по произведению В. Бианки «Сова» по представленному в приложении.

На контрольном этапе эксперимента участвовало две группы детей 5-6 лет : экспериментальная (12 детей) и контрольная (12 детей).

Все методики контрольного этапа по своему содержанию аналогичны методикам констатирующего этапа и проводились в одинаковых условиях для обеих групп.

Данная методика позволила установить, что дети экспериментальной группы во много раз улучшили свои показатели. Результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Результаты контрольного этапа эксперимента в контрольной группе

№ п/п Имя ребенка Эмоциональное состояние Правильность объяснения пословицы Степень уверенности в выборе

1 Вера П. интерес понял уверенно

2 Лариса Г. интерес понял неуверенно

3 Максим Е. равнодушие понял уверенно

4 Дима Н. интерес не понял уверенно

5 Сережа К. интерес понял неуверенно

6 Настя Ц. интерес понял уверенно

7 Наташа Т. интерес не понял неуверенно

8 Аня М. интерес понял неуверенно

9 Рома Щ. интерес понял уверенно

10 Нина Ф. равнодушие понял уверенно

11 Даша С. интерес не понял уверенно

12 Андрей В. интерес понял уверенно

Таблица 4. Результаты контрольного этапа эксперимента в экспериментальной группе

№ п/п Имя ребенка Эмоциональное состояние Правильность объяснения пословицы Степень уверенности в выборе

1 Вика П. интерес поняла уверенно

2 Лена А. интерес поняла уверенно

3 Миша С. равнодушие не понял неуверенно

4 Даша Н. интерес поняла уверенно

5 Сережа Р. интерес понял уверенно

6 Настя Б. интерес поняла уверенно

7 Наташа В. интерес поняла уверенно

8 Алина М. равнодушие не поняла неуверенно

9 Руслан Х. интерес не понял не уверенно

10 Данил Г. интерес понял уверенно

11 Илья Л. интерес понял уверенно

12 Антон Ж. интерес понял неуверенно

Вывод: Таким образом, мы видим, что после работы с детьми по разработанному нами перспективному плану, все показатели у них гораздо улучшились. Использование разных форм работы способствовало общему поднятию эстетической культуры детей. Дети стали более осознанно воспринимать прочитанные им произведения, выносить из них соответствующий смысл. Использование в процессе работы произведений природоведческой направленности способствовало повышению общей экологической культуры дошкольников. Дети научились видеть прекрасное в природе, бережно относится к живым объектам природы. Кроме этого был расширен общий словарный запас детей, они научились более адекватно выражать свои внутренние чувства и мысли.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природы неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Перспективный план работы

Январь Экскурсии в библиотеку «Чей это дом». Создание библиотеки в группе.

Работа с родителями. Заполнение анкеты.

Февраль Занятие на тему «Зимующие птицы». Прогулка.

Март «В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Сова».

Апрель Выставка книг о животных. Дополнительные занятия с экспериментальной группой – чтение книг о животных.

Публикации по теме:

План работы с родителями на учебный год План работы с родителями детского корпуса № 4 ГДОУ ДС  «ДОГ «Малыш»    на 2011-2012 уч. год. Оформление.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация и проведение исследования на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2015 в 01:24
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация и проведение исследования на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД