Алина Харитонова
Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной работе с элементами ТРИЗ «На что похожа вода» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (линии развития)
Физическое развитие.
Продолжать развивать двигательную активность.
Закреплять навыки бега и ходьбы в разных направлениях без сталкивания.
Закрепить навыки бросания и ловли мяча.
Познавательное развитие.
Продолжать знакомить с моделями человечков и их свойствами.
Познакомить со свойствами воды (текучесть, развивать любознательность, стремление и интерес экспериментировать и исследовать.
Формировать представления о глобусе – как модели Земли.
Закрепить основные направления сторон света – Северный, Южный полюс, среде обитания.
Публикация «Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной работе с элементами ТРИЗ „На что похожа вода“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Закрепить знания о живой и неживой природе.
Закрепить моделирование маленькими человечками – взаимодействие воды с разными
веществами и двух состояний воды (жидкое, твердое)
Продолжать формировать представления о природных явлениях и их взаимосвязях.
Социализация.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Закрепить экологически-оберегающее отношение к воде, раскрыть важность воды в жизни человека.
Воспитывать доброжелательное, дружеское отношение друг к другу.
Воспитывать любознательность, заинтересованность.
Воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли.
Креативное развитие.
Учить детей размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи.
Развивать у детей изобретательские умения, учить использовать методы ТРИЗ.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное.
Учить понимать образный смысл моделирования.
Развивать творческое воображение,наблюдательность, быстроту и логичность мышления.
Учить делать выводы из имеющихся знаний.
Закрепить нахождение противоречий и противоположностей в игровых ситуациях.
Речевое развитие
Продолжать развивать связную, последовательную речь детей.
Активизировать лексический материал по темам «Дикие животные», «Климат различных материков и сторон света».
Упражнять детей в практическом употреблении предлогов, развивать фразовую речь.
Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Развивать речь детей, обогащать их словарь (модель Земли;южный, северный полюс; экватор; пипетка; прилагательное – безвкусная; глагол - течь).
Активизировать в речи прилагательные – ласковое, беспокойное, злое, буйное.
Закрепить в словарном запасе - океаны, моря, озера, реки
Продолжать закреплять согласовывать существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе, времени.
Продолжать учить находить антонимы к словам.
Художественно-эстетическое развитие
Закрепить умения и навыки рисования по мокрому листу
Эмоциональное развитие
Закреплять пантомимические, мимические навыки в играх.
Развивать имитационные движения.
Вызывать радостное, эмоциональное настроение.
МАТЕРИАЛ:
Посуда с холодной водой.
Термос с горячей водой. Одноразовые стаканчики
Чай, растворимый кофе; лимон, соль, сахар, перец, варенье.
Глобус, мяч, краски, трубочки для сока
Карточки схемы вкуса с человечками (твердые - сахар, соль, перец; твердо-жидкие – лимон; водные)
Карточки-схемы на нахождение предметов по заданным признакам.
Чистые листы, краски, емкость с водой (апельсиновый сок).
Ход занятия:
1 часть
1. Игра «Скажи наоборот»
В. – А вы грустные ребята?
Д. – Мы веселые ребята.
В. – Вы ленивые?
Д. – Мы трудолюбивые.
В. – Вы не дружные?
Д. – Мы дружные.
В. – Вы злые?
Д. – Мы добрые.
2. Игра «Будь внимательным» (мяч).
- Чего больше на кухне: кастрюль или посуды?
- Какого цвета волосы у Колобка?
- Из какой посуды нельзя ничего съесть?
- Кто громче кричит: петух или рыба?
- Что едят крокодилы на Южном полюсе?
2 часть
В. - Молодцы! А где можно увидеть Южный, Северный полюс в нашей группе? Давайте к нему подойдем. А что такое, вообще, глобус? (ответы детей)
В. - А я вот знаю, что на этих полюсах очень жарко, растут бананы и ананасы, гуляют слоны и жирафы. (Д. - нет). А где же они живут? (в странах расположенных на экваторе). А люди с каким цветом кожи там живут? Как их называют? (негры).
В. - Давайте посмотрим на глобус и скажем, почему здесь так много цветов? (голубой – вода, коричневый – земля). Чего больше воды или земли? А где находится вода? (океаны, моря, озера, реки). А как вы думаете зачем нужна вода? (размышления детей). Вы знаете, вода живая и там живут, какие человечки? (водные) .Ну-ка покажите их. (дети в движении показывают водных человечков).
3 часть Опытно-экспериментальная (специально отведенная зона на столе)
В. - Подойдите вот сюда и посмотрите, что у меня в руках? (прозрачная колба с водой). Есть у воды цвет? А цветной она может стать? Что для этого надо сделать? (добавить краску).
-Вот сейчас я к человечкам воды добавлю человечков краски. О, чудо, какого цвета стала вода? А теперь вы попробуйте (дети берут пробирки с водой и самостоятельно проводят опыт)
-А если у воды запах? (нюхают и дают ответ). Что же надо сделать чтобы появился запах? Закройте глаза, сейчас случится волшебство. (Заварить отдельно в 2-х стаканчиках чай и кофе и пронести возле детей). Ну, понюхали, что же это такое? (кофе, чай).
-Теперь попробуем воду на вкус, какая она? – Безвкусная (уточняется название). Давайте опять поиграем с нашими человечками, смотрите они приготовили для нас 4 стаканчика (стаканчики мечены цветом). Я возьму пипетку (уточняется название предмета) наполню ее и капну вам на ладошку из каждого стаканчика, а вы попробуйте. Что же произошло с безвкусной водой? Какая она? (дети называют вкусовые ощущения – соленая, кислая, горькая, сладкая) А теперь смотрите человечки рассыпали свои автопортреты и мы должны к каждому стаканчику найти схему-портрет (дети находят карточки вкуса и кладут возле стаканчиков)
В. - Посмотрите, человечки прислали нам подарок в кувшине (апельсиновый сок, а возле него записка, Что же это могло бы значить? Прежде чем попробовать, может это человечки краски и воды, надо отгадать. С кем же подружились водные человечки (разгадывание предмета по карточкам-схемам –нахождение предмета по заданным признакам)
Форма(круг) - цвет(оранжевый)- величина(большая и маленькая стрелки)- где растет(дерево)- как используется в пище(стакан с соком)
(дети разгадывают - апельсин, значит это - апельсиновый сок. Воспитатель разливает, дает трубочки, дети пробуют)
4 часть Моделирование в игровой форме 2-х состояний воды (жидкое, твердое)
Дети выполняют движения согласно рассказу воспитателя
В. - Ну а теперь поиграем на коврике в маленьких человечков. Представьте, что вы водные человечки – капельки. Капельки бегают, веселятся - КАП-КАП-КАП! Вдруг стало холодать, водные человечки замерзли и превратились в твердых. А каких? (ледяных). Появилась… (сосулька). Но вот появилось солнышко, согрело замерзших человечков и они опять превратились… (водные). КАП- КАП - КАП! Подружились человечки (берут друг друга под ручку) и превратились в ручеек, который побежал по Земле в моря, речки, океаны. Значить вода. что может делать? Она может ТЕЧЬ (уточняется свойство).
5 часть Игры ТРИЗ
В. – Вот летом мы любим все купаться в теплом море. Я знаю, чтобы море стало теплым его надо нагреть обогревателем. (Д. – нет, его нагревает солнце)
1. Игра «Хорошо – плохо» (объект – СОЛНЦЕ) (дети называют положительные и отрицательные качества)
-В какое время года Солнце бывает добрым, а в какое злым?
2. Игра «Живое – неживое» (мяч) – нахождение предметов и объектов неживой и живой природы
3. Игра «Море».
- Какое море в теплую погоду? (ласковое)
- Какое в ветряную погоду? (беспокойное)
- Какое в шторм? (злое, буйное)
6 часть Нетрадиционное рисование - по мокрому «Море»
В. - Сегодня маленькие человечки нам много сюрпризов подготовили. Давайте и мы им подарим наши картины. Подойдем к столу (специально отведенная зона для рисования, смотрите здесь тоже есть человечки воды и красок. А картины мы будем рисовать на мокрых листах. (показ воспитателем техники рисования по мокрому).
Техника рисования:
Полностью намочить лист бумаги
Нанести голубую краску на кисточку обильно
Заштриховать мокрый лист краской (краска должна растечься по бумаге
(полюбоваться работами и похвалить детей)