Лилия Бударина
Комплекс игровой деятельности по познавательному развитию с использованием технологии «Палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игровой деятельности
по познавательному развитию
с использованием технологии «Палочки КЮИЗЕНЕРА»
(цветные счетные палочки)
Младший дошкольный возраст
Составитель: Бударина Л. И.
пос. Свободный
Пояснительная записка
Публикация «Комплекс игровой деятельности по познавательному развитию с использованием технологии „Палочки Кюизенера“» размещена в разделах
Ребёнок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры - исследования. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые ещё называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребё нка формировать понятие: цвет, числовую последовательность, состав числа, отношение «больше – меньше», право – лево, между, длиннее, выше и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно – действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ним, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Актуальность
Наблюдение за образовательным процессом за детьми младшего дошкольного возраста позволило сделать вывод о том, сенсорный опыт и основные мыслительные операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы нуждалась в многофункциональном развивающем дидактическом пособии, которое позволит «через руки», в доступной форме подвести детей к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализовать в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере способствуют специфике и особенностям формирования сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного.
Данный комплекс игровой деятельности реализуется с детьми младшего дошкольного возраста, по развитию у детей математического и конструктивного мышления, творческого воображения, воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. Материал рассчитан на возможности ребёнка с постепенным переходом от простого к сложному.
Цель. Формировать у детей сенсорных эталонов и элементарных математических и конструктивных представлений с помощью палочек Кюизенера.
Задачи.
1. Познакомить детей с цветом и его оттенками (различать цвет, классифицировать по цвету, размером, высотой.
2. Познакомить детей с основными геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; сторона, высота, длинна; длиннее – короче, больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше.
3. Формировать умение следовать устным инструкциям.
4. Развивать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение; пространственные представления; познавательные процессы : восприятие, внимание, память, мышление; мелкую моторику рук и глазомер; способности к моделированию и конструированию.
5. Воспитывать интерес к дидактическим играм, самостоятельность, инициативу, стремление доводить начатое дело до конца.
Принципы.
1. Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
2. Наглядность (наличие дидактических материалов).
3. Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребёнка, реализация творческих потребностей).
4. Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций теоретические основы).
5. «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Комплекс игровой деятельности позволяет индивидуализировать ложные игровые задания : более сильным детям можно подбирать варианты посложнее, менее подготовленным – работу проще. При этом развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе игровой деятельности используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физминуток.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей :
• объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);
• репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);
• частично – поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);
• исследовательский (самостоятельная творческая работа);
• фронтальный (одновременно со всей группой);
• индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
• групповой (работы в парах);
• индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
Участники: дети 3 – 4 и 4 – 5 лет.
Временные ресурсы: один раз в неделю (среда, во вторую половину дня.
Материал: палочки Кюизенера (цветные счётные палочки).
Прогнозируемые результаты. Основным результатом должно стать формирование у воспитанников первоначального интереса к познанию, развитие внимания, восприятия, памяти, речи и мыслительных операций.
Умение узнавать и называть – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Уметь классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более) признакам. Находить логические связи и отражать их в речи. Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет. Умение считать предметы до 5; сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность. Умение различать правую и левую стороны. Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под, вверху - внизу, за – перед. Умение выкладывать предметы по образцу и создавать на основе пройденного материал конструктивно творческие, самостоятельные работы.
Перспективное планирование для детей 3- 4 лет
Перспективное планирование для детей 3- 4 лет
Октябрь
Тема НОД: "Знакомство с палочками Кюизенера"
П/С. Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Совершенствовать навыки детей работать с данным материалом. Развивать внимание, память.
Тема НОД: «Разноцветные палочки»
П/с. Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов. Формировать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Д/игра «Строим дорожки»
П/с. Закрепить названия основных цветов. Развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей (используя в речи слова : «одинаковые», «тоже красная» и т. д.). Развивать внимание, память, образное мышление и речь.
Д/игра «Заборы низкие и высокие»
П/с. Формировать представление детей о высоте палочек. Познакомить с понятием «высокий», «низкий». Развивать внимание, восприятие, память и речь.
Ноябрь
Д/игра «Разноцветные вагончики»
П/с. Формировать навыки детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по образцу; сравнивать предметы по длине. Закрепить количественные представления «один», «много». Развивать внимание, память, зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Д/игра «Сушим полотенца»
П/с. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее - короче, равные по длине). Развивать внимание, память, зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Д/игра «Лесенка высокая и низкая»
П/с. Совершенствовать количественные представления «один», «много», «ни одного». Развивать у детей представлении о цвете, высоте («высокая», «низкая»). Воспитывать интерес к игровым палочкам Кюизенера.
Д/игра «Лесенка широкая и лесенка узкая»
П/с. Совершенствовать количественные представления «один», «много», «ни одного». Развивать представлении о цвете, высоте, длине, сравнивать предметы по высоте и длине. Воспитывать интерес к игровым палочкам Кюизенера.
Декабрь
Д/игра «Мосты через речку»
П/с. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по ширине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (шире - уже, равные по ширине) Развивать внимание, память, зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Д/упр-е «Конструирование маленьких и больших треугольников»
П/с. Закрепить название геометрической фигуры (треугольник). Совершенствовать навыки детей составлять маленькие треугольники из коротких палочек и большие треугольники из длинных палочек; сравнивать фигуры по величине. Развивать внимание, восприятие и речь. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
НОД «Ёлочка»
П/с. Формировать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать внимание, слуховое восприятие, память.
Январь
Д/упр-е «Конструирование геометрических фигу»
П/с. Закрепить название геометрической фигуры (квадрат). Совершенствовать навыки детей составлять маленькие квадраты из коротких палочек и большие квадраты из длинных палочек; сравнивать фигуры по величине. Развивать внимание, восприятие и речь. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
П/с. Д/упр-е «Коврик для кошечки»
Формировать умение детей выкладывать коврик для кошечки, по образцу составляя квадрат. Совершенствовать умение различать палочки по длине и цвету. Развивать внимание, зрительное восприятие, память.
НОД «Сказочный домик для лисы»
П/с. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек : квадрат – дом, треугольник – крыша. Развивать память, восприятие, образное мышление.
Февраль
Д/игра «Мебель для семьи»
П/с. Формировать умение детей выкладывать мебель по образцу. Развивать внимание, зрительное восприятие, память.
Д/упр-е «Продолжи ряд»
П/с. Закрепить цвета, учить детей выкладывать последовательно палочки соответственно цвету и длине. Развивать внимание, восприятие, память, мышление.
Д/упр-е «Разложи по цвету»
П/с. Закрепить знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память и речь.
Д/игра «Самолёт»
П/с. Формировать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать внимание, слуховое восприятие, память.
Март
Д/игра «Бусы»
П/с. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление,
Д/игра «Цветы»
П / с. Формировать умение детей отбирать палочки определенного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать внимание, словесное восприятие, мышление,
Д/упр-е «Конструирование геометрических фигур»
П/с. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в постройке новых образов из геометрических фигур. Развивать память, восприятие и мышление.
Д/игра «Кошечка»
П/с. Формировать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать внимание, восприятие, память.
Апрель
Д/игра «Зайка»
П/с. Совершенствовать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения. Развивать внимание, восприятие, память.
Д/игра «Скворечник»
П/с. Формировать умение детей выкладывать по образцу, слушать указания воспитателя. Совершенствовать навыки умения сравнивать предметы по длине. Развивать внимание, восприятие, память и речь.
П/с. Д/игра «Кукла Маша»
П/с. Совершенствовать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения. Развивать внимание, восприятие, память.
Д/игра «Рисуем цветными палочками»
П/с. Развивать память, мышление и воображение детей.
Май
Д/игра «Пирамидка»
П / с. Формировать умение детей выкладывать по образцу, слушать указания воспитателя. Совершенствовать навыки умения сравнивать предметы по длине. Развивать внимание, восприятие, память и речь.
Д/упр-е «Продолжи ряд»
П/с. Закрепить цвета, учить детей выкладывать последовательно палочки соответственно цвету и длине. Развивать внимание, восприятие, память, мышление.
Д/игра «Угадай – ка»
П/с. Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определенный признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать мышление и речь.
Д/игра «Выкладывание самостоятельно различных изображений»
П/с. Развивать мышление и воображение детей.
Перспективное планирование для детей 4 - 5лет
Октябрь
Игра «Змейка»
П/с. Учить составлять группу из отдельных предметов. Закрепить понятие «один», «много». Продолжать учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Развивать внимание, восприятие, мышление и речь.
Игра «Котёнок»
П/с. Формировать навыки умения детей сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине, выше, ниже, равные по высоте. Развивать внимание, восприятие, память, наглядное мышление и речь.
Игра «Зайка»
П/с. Совершенствовать навыки умения детей сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине, выше, ниже, равные по высоте. Развивать внимание, восприятие, память, наглядное мышление и речь.
Д/упр-е «Число 1 и 2»
П/с. Совершенствовать навыки умения детей сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине, выше, ниже, равные по высоте. Закрепить образование числа 2, цифры 1 и 2.
Развивать внимание, восприятие, память и речь.
Ноябрь
Игра «Разноцветные флажки»
П/с. Закрепить названия геометрических фигур. Упражнять в счёте, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?». Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Д/игра «Конструирование геометрических фигур»
П/с. Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Учить составлять фигуры из палочек, сравнивать фигуры по величине, высоте. Развивать внимание, зрительное и цветовое восприятие, память и речь.
Д/упр-е «Число 3»
П/с. Закрепить знания детей с числом 3 и соответствующей цифрой. Закрепить умение различать количественный счет от порядкового. Упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать внимание, память и речь.
Игра «Бусы»
П/с. Формировать навыки детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше – меньше, столько – сколько). Развивать представление о цвете и длине; внимание, восприятие и мышление.
Декабрь
Игра «Ёлка»
П/с. Формировать умение детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать внимание, восприятие, память. Воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Игра «Рамка для картины»
П/с. Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания детей о пространственных отношениях. Развивать внимание, память и фантазию. Воспитывать интерес к палочкам Кюизенера.
Д/упр-е «Число 4»
П/с. Закрепить знания детей с числом и цифрой 4. Учить считать в пределах четырех. Закрепить умение различать количественный счет от порядкового. Развивать внимание, память и речь.
Д/ игра «Хвойный бор»
П/с. Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей). Развивать внимание, восприятие, память и мышление.
Январь
Д/упр-е «Число 5»
П/с. Закрепить знания детей с числом и цифрой 5. Учить считать в пределах пяти. Закрепить умение различать количественный счет от порядкового. Развивать внимание, память и речь.
Игра «Строительство домов»
П/с. Учить детей моделировать предмет из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; умение различать количественный счет от порядкового, умение отвечать на вопросы: «Сколько, Который по счету?». Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Игра «Новоселье»
П/с. Закрепить умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предметов с ограниченным пространством. Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Игра «Полосатая салфетка»
П/с. Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого; названия геометрических фигур. Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Февраль
Игра «Кастрюлька»»
П/с. Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умение находить одинаковые по величине предметы. Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Игра «Печенье»
П/с. Учить детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого; выкладывать палочки в пространстве с целью получения печенья. Закрепить названия геометрических фигур. Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Игра «Кораблик»
П/с. Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом по образцу. Развивать внимание, восприятие, память.
Д/игра «Кукла Таня»
П/с. Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Моделировать предмет по словесной инструкции, ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, восприятие, мышление и речь.
Март
Игра «Ваза для цветов»
П/с. Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины, соотносить размер вазы с воображаемым цветком. Развивать восприятие, память, мышление и воображение.
Игра «Цветы»
П/с. Учить детей выкладывать из палочек цветы на плоскости по образцу. Развивать внимание, восприятие.
Игра «Пересаживаем комнатные цветы»
П/с. Учить детей моделировать по словесной инструкции, соотносить величину предметов, ориентироваться на плоскости. Развивать память, мышление.
Игра «Лягушонок»
П/с. Учить детей составлять целое из отдельных предметов, работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам. Развивать пространственную ориентировку.
Апрель
Игра «Делаем забор»
П/с. Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом, ставить палочки из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете. Развивать внимание, восприятие, память, мышление и речь.
Игра «Олень»
П/с. Формировать умение детей создавать образ оленя, конструируя его из заданных палочек, сравнить по длине, обозначать результат сравнения ловами: длиннее, короче, равные по длине. Развивать восприятие, память, мышление.
Д/игра «Скворечник»
П/с. Учить детей выкладывать по образцу, слушать указания воспитателя. Закреплять умение сравнивать предметы по длине. Развивать внимание, восприятие, память и речь.
Игра «Журавушка»
П/с. Закрепить навыки детей отбирать палочки нужного цвета по словесному указанию взрослого. Распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа. Развивать внимание, восприятие, память.
Май
Игра «Дачный посёлок»
Учить детей моделировать по словесной инструкции, соотносить величину предметов, ориентироваться на плоскости: слева, справа, выше, ниже.
Развивать память, мышление и воображение.
Игра «Море волнуется»
П/с. Совершенствовать навыки детей работать в заданном алгоритме, точно выполнять словесную инструкцию. Формировать навыки измерительной деятельности. Развивать память, мышление.
П/игра «По порядку стройся»
П/с. Упражнять в сравнении по длине. Закрепить числа и цифры. Развивать глазомер.
«Выкладывание самостоятельно различных изображений»
П/с. Развивать мышление и воображение детей.
Литература
1. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2008