Шныцарь Оксана
Комплекс игр-занятий, направленных на совершенствование умений диалогической речи «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр-занятий, направленных на совершенствование умений
диалогической речи
«В гостях у сказки»
Игры-занятия на формирование умения вступать в диалог
Игра-занятие «Позовём сказку».
Цель: формировать умение вступать в диалог, адекватно оценивать
хорошие и плохие поступки.
Задачи:
закреплять навыки вежливого общения друг с другом;
Публикация «Комплекс игр-занятий, направленных на совершенствование умений диалогической речи „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
закреплять представление детей о том, что в сказке всегда есть
мудрое поучение, что в поступках героев сказок всегда скрываются поступки людей.
Правила игры.
Внимательно слушать или смотреть сказку, не мешать друг другу, если сказка кому-то уже известна, стараться запомнить самые интересные, поучительные моменты.
Ход игры-занятия.
Воспитатель кратко говорит о некоторых особенностях сказки,
возбуждая интерес детей и желание слушать её.
Воспитатель: «А теперь пора позвать сказку. Как бы вы её позвали?»
Дети: «Сказка, приходи к нам, что-нибудь расскажи, приходи
пожалуйста».
Воспитатель: «Сказка обязательно к вам придёт. Вы так хорошо её
позвал. А как вы друг друга в гости зовёте?»
Дети: «Егор, приходи ко мне в гости. Соня, у меня новая игрушка
приходи ко мне пожалуйста в гости» и. т. д.
Воспитатель: «Пришла к нам сегодня сказка, поздоровалась с вами, а что вы бы сказали сказке чтобы ей было приятно, чтобы она поняла, что ей все рады?»
Дети:
«Здравствуй, сказочка, мы тебе рады. Спасибо, что пришла к нам,
мы все очень любим сказки».
Воспитатель: «Вы хорошо, приветливо встретили сказку, а теперь
посмотрите её».
После просмотра мультипликационного фильма, дети рассуждают о поступках героев, выражают своё отношение к ним.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «О чём спросить при
встрече?».
Дети сидят в кругу. У ведущего в руках эстафета (красивая палочка,
мяч и т. п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков —
сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после
приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой
отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально».
«Что нового?» — «Все по-старому» и т. д.). Дважды повторять вопрос нельзя.
Игра-занятие «Емеля и щука»
Цель: развитие умений конструктивного аргументированного диалога.
Задачи:
формировать умение правильно излагать свои мысли, в зависимости от игровой ситуации;
формировать умение вступать в диалог.
Ход игры -занятия.
После просмотра мультфильма воспитатель еще раз читает диалог
Емели и щуки:
Изловчился Емеля да и ухватил зубастую рыбину.
Вот ушица будет славная!
А щука вдруг возьми да и скажи ему человеческим голосом:
Не губи меня, Емелюшка, отпусти, я тебе ещё пригожусь.
А Емеля смеё тся:
На что же ты мне пригодишься? Нет, лучше я тебя домой отнесу, велю
невесткам уху сварить.
А щука ему снова:
Отпусти меня, Емелюшка, я тебе исполню всё, что ни пожелаешь.
Ну ладно, щука, только ты докажи сначала, что не обманываешь.
Сделай так, чтобы вёдра сами домой пошли, и вода бы не расплескалась.
Щука отвечает:
Хорошо, только перед тем, как загадать желание, скажи волшебные
слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью».
Емеля и говорит:
По щучьему веленью, по моему хотенью ступайте, вёдра, домой.
Воспитатель задаё т вопросы детям: «Кто поймал щуку? Почему Емеля
отпустил щуку? Все ли просьбы надо выполнять? Как нужно попросить, чтобы захотелось просьбу выполнить?»
Детям предлагается разыграть роль Емели и щуки. Емеля должен просить то, что он хочет, а щука может либо отказываться, либо соглашаться, в зависимости от аргументов Емели.
Игра-занятие «Грибок-теремок»
Цель: умение вступать в диалог, поддержание активности в ведении диалога.
Задачи:
формировать умение и знаний как можно начать разговор;
формировать умение обратиться с просьбой о помощи к взрослым или сверстникам.
Ход игры-занятия.
После просмотра мультфильма «Грибок-теремок» дети с помощью
слайдов отдельных эпизодов из мультфильма и наводящих вопросов
воспитателя воссоздают последовательность событий и диалоги героев.
Воспитатель задаё т вопросы:
– Кто главные герои мультфильма «Грибок-теремок»?
– Куда спрятался муравей от дождя?
– Что сказала бабочка, когда просилась к муравью под грибок?
– Как просилась мышка под грибок?
– Как уговаривал воробей пустить его от дождя под грибок?
– Что сказал зайчик, когда прибежал к грибку?
– Можно ли сказать, что бабочка, мышка, воробей и зайчик обращались с
просьбой о помощи?
– А вы просили когда-нибудь помощи у взрослых или сверстников?
Дети приводят примеры из своего личного опыта.
Воспитатель предлагает обыграть отрывок из мультфильма, в котором герои просятся под грибок помощью кукольного театра, ставится ширма, распределяются роли. Оставшиеся дети зрители. Роль автора берёт на себя воспитатель. Воспитатель может предложить более коммуникативным детям придумать свои варианты просьбы о помощи для героев мультфильма.
Игры-занятия на формирование умения поддержать
диалог на заданную тему
Игра-занятие «Стоит в поле теремок, теремок…»
Цель: формировать умение диалогического взаимодействия со сверстниками,
умение задавать вопросы.
Задачи:
упражнять детей в подборе слов со сходным значением (вежливые слова);
закреплять навык подбора фраз;
совершенствовать диалогическую форму речи;
развивать связную речь детей, побуждая проговаривать знакомые фразы задавать и отвечать на поставленные вопросы;
воспитывать доброту, вежливость, уважение, дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Ход игры-занятия:
Педагог предлагает детям окунуться в мир мультипликации и
посмотреть сказку «Теремок». После просмотра мультфильма педагог ещё раз включает диалог лягушки и мышки.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
Я, мышка-норушка! А ты кто?
А я лягушка-квакушка.
Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Воспитатель спрашивает детей: «Какие вежливые слова забыли сказать друг другу герои сказки?»
Дети: «Они забыли друг с другом поздороваться, лягушка не
поблагодарила мышку за приглашения в теремок».
Воспитатель спрашивает детей: «Как вежливо могла бы ответить
мышка на вопрос лягушки о том, кто в теремочке живёт?»
Дети: «Скажи пожалуйста,как тебя зовут? Назови пожалуйста своё
имя» и т. д.
Воспитатель спрашивает детей: «Что ещё могла бы спросить мышка у лягушки чтобы с ней познакомиться поближе?»
Дети: «Чем лягушка любит заниматься, какая у неё любимая игрушка, как называется её любимая игра, какая у неё любимая сказка…».
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Знакомство». Сначала роль мышки на себя берёт воспитатель,ребёнок которому достанется шапочка лягушки должен задать ему вопрос. Затем воспитатель предлагает взять на себя роль коммуникативно активным детям, и только после нескольких повторений, роль предлагается коммуникативно пассивным детям.
Воспитатель напоминает детям о том, как важны в разговоре добрые и вежливые слова и предлагает построить «Пирамиду дружбы и добра» (подаёт детям свою ладонь, они кладут сверху свои ладошки с пожеланиями друг другу).
Игра-занятие «Цветик-семицветик».
Цель: сформировать интерес к общению, умение задавать вопросы и отвечать на них, активность.
Задачи:.
учить детей эмоционально выражать своё отношение к окружающим;
развивать у детей умение принимать активное участие в беседе.
Ход игры-занятия.
После просмотра мультфильма «Цветик-семицветик» воспитатель ещё раз просит детей вспомнить о том, как Витя и Женя познакомились, и что Женя спросила у Вити.
Дети: «Мальчик, мальчик, как тебя зовут?»
Воспитатель: «А как ещё можно было бы начать разговор?»
Дети: «Добрый день, привет, здравствуй. Меня зовут Женя. А тебя как зовут? Какое у тебя имя?»
Воспитатель: «Давайте ребята представим, что к нам в группу пришёл новенький ребёнок и нам очень хочется с ним познакомиться. Подумайте какой вопрос вы ему зададите? Что хотите о нём узнать?».
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Новенький».
Воспитатель приносит в группу «Цветик-семицветик», сделанный из цветной бумаги и предлагает коммуникативно активному ребёнку взять на себя роль «новенького». Ребёнок «новенький», по очереди детям даёт в руки цветок, тот у кого он окажется, должен задать вопрос.
Игра-занятие «У меня зазвонил телефон».
Цель: развивать умения верно формулировать задавать и отвечать на вопросы.
Задачи:
совершенствовать диалогическую речь детей;
учить детей выстраивать диалог согласно заданной теме.
Ход игры-занятия.
Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «У меня
зазвонил телефон» по сказке Корнея Чуковского.
Воспитатель ещё раз зачитывает отрывок из сказки :
«У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Слон.
Откуда?
От верблюда.
Что вам надо?
Шоколада.
Для кого?
Для сына моего.
А много ли прислать?
Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Какой вопрос я задала?».
Воспитатель: «Я сейчас буду шептать одному из вас на ушко вопрос, этот ребёнок будет мне на него отвечать вслух. Задача остальных – угадать, какой вопрос я задала?»
Воспитатель:
Для кого мне нужен шоколад?
Ребё нок:
Мне нужен шоколад для сына моего.
Дети:
Для кого нужен шоколад?
Воспитатель:
Откуда говорит слон?
Ребё нок:
Слон говорит от верблюда.
Дети:
Откуда говорит слон?
Воспитатель:
Что слону надо?
Ребё нок:
Слону надо шоколаду.
Дети:
Что надо слону? и т. д.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Телефон» и разыграть
ситуацию «Звонок другу». Напоминает, что надо использовать в диалоге вежливые слова.
Показ разговора.
Воспитатель звонит, а подготовленный ребёнок исполняет роль друга.
Алло! Добрый день, Егор.
Здравствуй.
Чем ты будешь завтра заниматься?
Пока ещё не знаю.
Давай вместе с тобой сходим в кинотеатр, завтра будут показывать
новый мультфильм.
Хорошо, я с удовольствием пойду в кинотеатр.
Где мы с тобой встретимся?
Давай встретимся возле моего дома.
Хорошо. Завтра встретимся возле твоего дома.
До встречи.
До свидания Егор.
Далее дети самостоятельно объединяются в пары и обыгрывают
ситуацию, с опорой на предыдущий показ разговора воспитателя с ребёнком.
Игры-занятия, способствующие умению вести вежливый диалог
на определенную тему,
используя речевые этикетные формулы в беседе
Игра-занятие «Поищем и найдём вежливые слова»
Цель: воспитание культуры речевого общения.
Задачи:
учить детей вежливому общению с окружающими используя
«вежливые слова»;
вызвать у детей уважение к тем, кто часто в своей речи использует «вежливые слова» и к тем, кто отвечает на них;
воспитывать умение использовать в своей речи слова : «пожалуйста»,
умение выходить из контакта используя доброжелательные слова «до свидания» и т. д.
Правила игры.
Думать, искать и находить «вежливые слова» в приведённом примере. Не мешать друг другу, не перебивать, а если потребуется, помогать.
Ход игры-занятия.
Воспитатель: «Сегодня мы будем играть так искать и находить
«вежливые слова» в диалогах мультипликационных героев.»
Дети смотрят мультфильм «Винни-Пух». Главу шестую, в которой
ослик Иа празднует свой день рождения и получает сразу три полезных подарка.
Воспитатель ещё раз читает отрывки диалогов героев мультфильма :
«Тут сзади него в ольшанике раздался треск, и появился Винни-Пух.
Доброе утро, Иа! — сказал Пух.
Доброе утро, медвежонок Пух, уныло ответил Иа. Если это утро доброе. В чем я лично сомневаюсь.
Почему? Что случилось?»
«Возле своего дома он наткнулся на Пятачка, который прыгал у двери, стараясь достать кнопку звонка.
Здравствуй, Пятачок, сказал Винни-Пух.
Здравствуй, Винни, сказал Пятачок.
Что это ты делаешь?
Я стараюсь позвонить, — объяснил Пятачок. Я тут шел мимо и…
Давай я тебе помогу, сказал Пух услужливо. Он подошел к двери и нажал кнопку».
Воспитатель: «Какие вежливые слова есть в этих отрывках из
мультфильма?»
Дети: «Доброе утро, здравствуй».
Воспитатель: «Дети, какие вежливые слова ещё встречаются в
мультфильме?»
Дети: «Спасибо, извини, пожалуйста».
Воспитатель: «А когда говорят слово, пожалуйста?»
Дети: «Пожалуйста, говорят тогда, когда надо что-то попросить. Когда у тебя что-то просят, надо дать и сказать пожалуйста. Когда просишь что-то сделать, надо говорить – пожалуйста».
Воспитатель предлагает детям по очереди обратиться друг к другу со словом «пожалуйста». Дети придумывают ситуации и обыгрывают их.
Воспитатель: «Представьте, что сегодня у вас в гостях был медвежонок Винни-Пух. Вот он пошел домой и попрощался с вами: «До свидания ребята! Очень мне у вас понравилось!» А что вы ответите медвежонку на прощание?»
Дети: «Пока медвежонок, до свидания Винни-Пух».
В завершении проводится игра «Прощай».
Дети становятся в круг и передают друг другу мячик, называя слова, которые
говорят на прощание (всего хорошего, до встречи, доброго пути, счастливо и т. д.).
Игра-занятие «Поиски добрых слов».
Цель: воспитание культуры речевого общения.
Задачи:
учить детей понимать значение слов благодарности, слова
«спасибо»;
воспитывать понимание связи слов и поступка, значимость слова в общении друг с другом.
Правила игры.
Думать и находить доброе слово в приведённом примере, не мешать друг другу, в случае необходимости помогать. В обращении к взрослым соблюдать вежливую форму обращения - спасибо вам, благодарю вас, в обращении к сверстникам – спасибо тебе, благодарю тебя.
Ход игры-занятия.
Просмотр мультипликационного фильма «Гуси-лебеди».
Воспитатель ещё раз зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди».
«Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит летят гуси-
лебеди.
Речка, матушка, спрячь меня!
Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным
бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси- лебеди увидели ее, загоготали налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
Печка, матушка, спрячь меня!
Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в
устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой».
Воспитатель: «Какое вежливое слово говорила девочка?»
Дети: «Спасибо».
Воспитатель: «Мы с вами ребята недавно говорили о «вежливых словах». А ещё есть очень доброе слово, верный друг слова «пожалуйста» слово «спасибо». Когда говорят слово спасибо?»
Дети: «Когда хотят поблагодарить за что-то. Его надо произносить так, чтобы у человека, которому оно адресовано, вызвать радость».
Воспитатель: «Что было бы, если бы люди перестали быть вежливыми? Что было бы, если бы люди перестали благодарить друг друга?
Давайте разыграем фрагмент из сказки Гуси-лебеди. В одном случае девочка в разговоре будет использовать вежливые слова, а в другом нет. И представим, как изменится отношение печки, яблони и реки к девочке».
Дети разыгрывают диалоги.
Игра-занятие «Волшебное слово»
Цель: формирование умения речевого этикета.
Задачи:
учить детей вежливо обращаться с какой-либо просьбой к
сверстникам и взрослым, понимать значение слова «пожалуйста»;
воспитывать понимание связи слов и поступка, значимости вежливых слов в общении друг с другом.
Правила игры.
Во время просмотра презентации не отвлекать сверстников разговорами. Отвечать на вопросы полным ответом. Соблюдать вежливую форму общения обращаясь с просьбой к взрослым и сверстникам, не забывать использовать слово «пожалуйста».
Ход игры-занятия.
Просмотр мультимедийной презентации с озвучиванием по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».
Воспитатель задаёт вопросы по содержанию презентации, дети на них отвечают:
– Как зовут главного героя рассказа и что с ним случилось?
– С кем мальчик поделился своей обидой?
– Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?
– Как можно назвать его поведение?
– Почему сестра Павлика не дала ему краски?
– Почему не брал Павлика кататься на лодке брат?
– Почему бабушка прогнала Павлика из кухни?
– Как старик помог мальчику?
– Какое «волшебное слово» помогло Павлику?
– Как изменилось отношение родных к мальчику?
– Какую силу имеют «волшебные слова»?
– А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?
Воспитатель: «Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним вежливо. Сейчас мы с вами представим, что мы поехали в гости к Павлику в совершенно незнакомый город и вам нужно найти улицу Евдокимова на которой он живёт. Как вы спросите прохожих где находится эта улица? Какие вежливые слова будите использовать в разговоре? Что скажите на прощание
незнакомому человеку?».
Дети разыгрывают речевую ситуацию «Чужой город»
В ходе, предложенной речевой ситуации, дети учатся вежливо вести диалог со своим собеседником, умело задавать вопрос, отвечать точно и полным предложением на вопросы, смотреть в глаза собеседнику, говорить чётко и ясно; отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространённо.