Елена Игоревна Банщик
Комплекс игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования
Направлен на развитие координации движений мелкой моторики рук, формирование познавательной активности и творческого воображения детей, развитие зрительного и слухового восприятия, развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, формирование положительной мотивации, чувства уверенности в себе, воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
«Кошки-мышки»
Кошка мышку цап-царап.
Публикация «Комплекс игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
(пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони)
Подержала, подержала,
(Держат платочек в ладонях)
Отпустила.
(дети кладут платочек на колени, расправляют его)
Мышка побежала, побежала.
(все пальцы правой и левой руки «бегут» по платочку)
Хвостиком завиляла, завиляла.
(дети кладут кулачки правой и левой руки
на платочек и «машут» мизинцами вправо-влево, имитируя движения хвостика)
До свидания, мышка! До свидания! (О. Крепенчук)
(взяв платочек за уголок, машут им над головой)
«Проглот»
У меня живёт ПРОГЛОТ!
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у Проглота
Брюхо как у Бегемота! (О. Крепенчук)
(дети берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в ладонь, используя пальцы одной руки, другая рука не помогает)
«Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли в чистой, тёпленькой воде.
(руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)
То сожмутся,
(дети плотно сжимают пальцы рук на последнем слове)
Разожмутся,
(пальцы обеих рук сильно растопыривают в стороны)
То зароются в песке! (А. Савушкина)
(пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони)
Игры с крупными бигуди.
«Лыжи»
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы. (В. Цвынтарный)
(дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой)
«Дружба»
Я в друзьях души не чаю,
Я друзей своих встречаю.
Каждый руку мне пожмёт,
Каждый мне привет пошлёт! (О. Крепенчук)
(дети сжимают и разжимают в руках бигуди на каждый ударный слог сначала в правой, а затем в левой руке)
Игры с решётками.
«Считалка для мышки»
Раз, два, три, четыре –
Сосчитаем дыры в сыре!
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным будет сыр!
Если в нём одна дыра –
Значит вкусным был вчера! (В. Левин)
(дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решётки, делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочерёдно)
«Звери»
Слон, слониха, два слонёнка
Шли толпой на водопой.
А на встречу два тигрёнка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей? (В. Волина)
(дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решётки, делая «Шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочерёдно)
Игры с зубными щётками.
«Зубная щётка»
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики! (С. Ерошкина)
(дети растирают зубной щёткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем)
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять –
(под счёт растирают зубной щёткой подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки)
В лес идём мы погулять!
(растирают щёткой ладонь)
За черникой,
(большой палец)
За малиной,
(указательный)
За брусникой,
(средний)
За калиной,
(безымянный)
Землянику мы найдём
(растирают мизинец и убирают зубную щётку в сторону)
И братишке отнесём! (Н. Нищева)
(вытягивают руки вперёд - "угощение")
Игры с шестигранными карандашами.
«Весёлый карандаш»
Карандаш в руках катаю,
(дети катают карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу,
(пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживают его в определённом положении в правой и в левой руках)
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу! (С. Ерошкина)
(крутят карандаш между ладонями)
«Качели»
Карандашик в руки взяли,
Вправо-влево покачали.
Что такое? Неужели
Мы попали на качели? (Е. Колесникова)
(дети качают карандаши вправо-влево сначала двумя руками, затем по очереди правой и левой рукой)
Игры с массажными ковриками.
"Полянка"
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки
(все пальцы обеих рук "прыгают" по неровной поверхности коврика в любом направлении)
И катались по траве
От хвоста и к голове.
(дети прокатывают ладони от основания к кончикам пальцев по поверхности коврика)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали!
(кладут ладони на поверхность коврика - "зайцы спят")
Мимо змеи проползали.
"С добрым утром!" - им сказали.
(Делают извилистые движения кистями рук по поверхности коврика)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать! (О. Крепенчук)
(Поочерёдно гладят ладонями поверхность коврика)
"Козочка"
Вдоль дороги на виду
Щиплет козочка траву.
("щиплют травку" пальцами обеих рук по поверхности коврика)
Глазки блестят,
(подносят руки к глазам, сжимая и разжимая пальцы обеих рук)
Рожки торчат,
(показывают "рожки" на голове)
Копытца стучат. (Е. Янушко)
(стучат пальцами обеих рук по поверхности коврика)