МААМ-картинки

Комплекс дидактических игр по развитию бытового словаря детей

Алёна Смирнова
Комплекс дидактических игр по развитию бытового словаря детей
▼ Скачать +Заказ

Комплекс дидактических игр по развитию

бытового словаря детей 6-7 лет

Дидактические игры на обобщение словаря

Игры с предметами.

• «Собери пять». Цель: учить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т. д.) Играет несколько человек, по количеству тематических групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

Публикация «Комплекс дидактических игр по развитию бытового словаря детей» размещена в разделах

• «Магазин картинок». Цель: учить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Материал: Ряд картинок, которые можно объединить в группы по тем или иным признакам. Все картинки относятся к словарю имен существительных. Головные уборы: платок, шапка, шляпа, кепка, панама. Игрушки: машинка, мяч, кукла, мишка, кораблик, зайчик, лошадка, пирамидка, коляска. Мебель: диван, шкаф, стол, стул, кровать, кресло. Обувь: ботинки, сапоги, туфли, сандалии, тапки, валенки. Одежда: майка, штаны, пальто, юбка, кофта, носки, рубашка, халат, платье, варежки. Посуда: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, чайник, блюдце, сковорода, кастрюля. Средства транспорта: трамвай, троллейбус, автомобиль, грузовик, автобус, вертолет, самолет, корабль, поезд. Части тела: голова, ноги, руки, туловище.

Ход игры.

1й вариант. Развитие пассивного словаря. Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать ту или иную картинку. В связи с этим, выясняется наличие соответствия между словом и образом предмета, действия и признака (пассивный словарь). Инструкция: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку».

2й вариант. Развитие активного словаря. Ребенку предлагается из ряда картинок выбрать группу, объединенную общим названием и назвать, что он выбрал и почему.

Настольно – печатные игры

• «Лото». Цель: развивать словарь существительных и умение подбирать к ним обобщающие существительные.

Материал: 23 карточки на лексические темы (игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, продукты, транспорт, строительные инструменты, музыкальные инструменты, школьные принадлежности, мебель, деревья, ягоды, цветы, грибы, насекомые, домашние животные, дикие животные, рыбы, головные уборы, профессии); 138 изображений на фишках, соответствующих изображениям на карточках (по 6 на каждой) на определенную лексическую тему.

Ход игры: Ребенку предлагается поиграть в игру, раздаются карточки и фишки. Ребенку необходимо вытянуть из мешочка фишку, назвать изображение на ней, найти такую же картинку на карточке. При закрытии всех картинок фишками на карточке ребенку нужно назвать обобщающее слово, подходящее к этим изображениям.

Инструкция: «Давай поиграем с тобой в очень интересную игру: ты должен вытянуть фишку из мешочка, назвать, что на ней изображено и найти такую же картинку на карточке. Когда ты закроешь фишками всю карточки, скажи, как можно назвать все эти предметы одним словом».

Словесные игры

• «Мяч бросай, посуду (мебель, одежду, части тела) называй». Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Одежда; Дети: - Пальто, футболка, кофта, штаны, носки.

Взрослый: - Части тела; Дети: - Нос, рука, нога, ухо, рот.

Взрослый: - Обувь; Дети: -Кроссовки, кеды, туфли, ботинки, калоши.

Взрослый: - Посуда; Дети: -Тарелка, салатница, кастрюля, миска и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: диван, кровать, шкаф: Ребенок: Мебель.

• «Третий лишний». Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры: воспитатель называет 4 слова, дети должны отгадать и объяснить какое слово лишнее. В. : машинка, кукла, ромашка, пирамидка. Дети: Ромашка – это цветок, а остальные слова означают игрушки. В. : каша, дятел, молоко, колбаса. Дети: Дятел – это птица, остальные слова означают продукты питания.

• «Назови одним словом». Цель: учить классифицировать и группировать предметы.

Ход игры: воспитатель перечисляет предметы, а ребенок относит их к какой либо группе. В. : кукла, машинка, пирамидка. Дети: игрушки. В. : голова, туловище, руки, ноги. Дети: части тела.

Дидактические игры на уточнение словаря

Игры с предметами

• «Угадай по описанию». Цель: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. Оборудование. Набор картинок по лексической теме.

Содержание: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (изображения одежды, продуктов питания, игрушек). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Бывает летняя, зимняя, легкая, мужская, женская». Ребенок выбирает нужную картинку и называет одежда. Теперь из выбранных картинок нужно назвать те, у которых есть рукава, карманы, пуговицы и т. д.

• «Дорисовывание недостающих частей предметов». Цель: Расширение объема словаря наименованиями деталей предметов, частей тела. Оборудование: Изображения предметов (людей) с недостающей деталью (частью тела, цветные карандаши. Содержание: Взрослый задает вопрос ребенку об отсутствующей детали предмета и просит дорисовать ее: «Чего не хватает? Назови и дорисуй».

Настольно – печатные игры

• Лото «Что где находится?». Цель: Уточнение представлений о местоположении предметов.

Содержание: Взрослый: «Посмотрите на ваши карты и скажите, у кого нарисована группа детского сада? Что хранится в шкафу? Что может находиться на кухне? Демонстрируя маленькие картинки, взрослый называет их: «Это сковорода, где она находится?» Ребенок. Узнавший свой предмет, отвечает на вопрос (Сковорода находится на кухне») и берет картинку себе. Выигрывает тот, кто раньше сложит карту целиком.

• Лото: «О картинке я вам расскажу». Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Оборудование: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из 6 маленьких предметных картинок-дубликатов: самолет, стакан, бусы; табурет, торт, чашка, грузовик, лицо, кресло, кастрюля, корабль, ботинки; автобус, рубашка, чайник, стул, туфля.

Содержание: Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями предметов различных лексических категорий. Ребенок: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу». Описание дается следующим образом.

У этого предмета есть: Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); Нитка, бусины (бусы); Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль); Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет); Рукава, воротник, манжеты (рубашка); Спинка, сиденье, ножки (стул); Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки); Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик) Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт); Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);

У него есть: Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

Словесные игры

• «Кто больше знает». Цель: обобщать знания о предметах, развивать глагольный словарь. Игровое правило: вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: - У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать? Дети: - Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши. В. : платье. Дети: Сшить платье, носить платье, стирать, гладить.

• «Путешествие в страну вещей». Цель: уточнить знания детей о мебели, учить правильно пользоваться вещами в повседневной жизни. Оборудование: мебель группового помещения. Ход игры: воспитатель обращает внимание, что в помещении разнообразная мебель, предлагает детям назвать мебель, указать части и особенности мебели, ее назначение.

• «Мои действия» Цель: Упражнять в названии действия предмета.

Что я могу делать с обувью: обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать, завязывать, развязывать, застёгивать, расстёгивать, чистить. Что я могу делать с игрушками: играть, прибирать, мыть, ремонтировать, подарить, купить, спрятать.

• «Что есть у…». Цель: Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов.

Ход игры: В. : у платья есть – рукава, воротник, карманы, пуговицы. Назовите, что есть у машинки. Дети: кабина, колеса, руль.

Дидактические игры на активизацию словаря

Словесные игры

• «Загадывание загадок». Цель: учить самостоятельно и точно употреблять знакомые слова в речи.

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки об игрушках, одежде, обуви и т. д. Далее дети самостоятельно придумывают свои загадки.

• «Многозначные слова». Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.

Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса. Какие щётки вы знаете? Назовите их. Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны. Тарелка – посуда, музыкальный инструмент.

• «Расскажи, какая одежда». Цель: учить детей составлять описательный рассказ о различных предметах одежды с опорой на схему. Оборудование: схемы для составления рассказа, картинки с изображением различных предметов одежды. Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать картинку с изображением одежды и составить описательный рассказ с опорой на схему.

• «Что игрушка рассказывает о себе». Цель: учить детей различать в предмете величину, цвет, форму, назначение. Ход игры: дети достают из мешочка игрушку и отвечают на вопросы: «Как называется игрушка? Как с ней можно играть? Какой она формы, цвета, размера?».

Игры с предметами

• «Устроим кукле комнату». Цель: активизация бытового словаря. Оборудование: кукольный домик, кукла, мебель.

Воспитатель предлагает детям устроить комнату для куклы и рассказать, какую мебель и для чего дети будут использовать, в процессе игры воспитатель уточняет у детей, с какой целью ребенок выбрал ту или иную мебель, просит назвать ее назначение.

• «Из чего сделана посуда». Цель: закрепить представления детей о том, что одинаковые по назначению предметы могут быть сделаны из разного материала. Оборудование: разнообразная посуда, сделанная из разных материалов: глина, фарфор, пластмасса, стекло и т. д. Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду и сделать вывод, чем она похожа и в чем различие, из какого материала и какая она на вес.

Настольно – печатные игры

• «В мире опасных предметов». Цель: закрепить знания об основных источниках опасности, учить детей предотвращать опасность контакта с опасными предметами. Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Детям предлагается набор карточек с изображением различных опасных предметов. Дети по одному выбирают картинку и объясняют, чем опасен предмет, который они видят на картинке. В случае затруднения воспитатель предлагает рассказать об этом предмете другого ребенка. Выигрывает тот, кто наиболее полно расскажет об опасном предмете.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.

Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Елочка-красавица» для младшей группыИгровой комплекс по развитию мелкой моторики «Елочка-красавица» для младшей группы Игровой комплекс «Елочка красавица» мы провели накануне Нового года. Он продолжает серию тематических игровых комплексов для развития.

Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «В гостях у Зайки-Побегайки»Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «В гостях у Зайки-Побегайки» Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «В гостях у Зайки-Побегайки» для детей младшей группы. Продолжаю серию публикаций по развитию.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Комплекс НОД по развитию речи для детей младшей группы «В гости к солнышку» Комплекс НОД по развитию речи для детей младшей группы «В гости к солнышку» Цель. Развитие речевой активности детей в разных видах деятельности.

Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 летКомплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет. Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс дидактических игр по развитию бытового словаря детей
Опубликовано: 22 февраля 2023 в 13:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплекс дидактических игр по развитию бытового словаря детей» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД