МААМ-картинки

Компенсация общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ посредством использования специальных ресурсов РППС ДОУ

Поцелуева Ирина
Компенсация общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ посредством использования специальных ресурсов РППС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено, что содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ должно содержать специальные условия для получения образования и должно быть направлено на:

- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

Публикация «Компенсация общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ посредством использования специальных ресурсов РППС ДОУ» размещена в разделах

- освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Поиск актуальных форм коррекционного воздействия на дошкольников с особенностями в развитии является одним из важнейших направлений в совершенствовании системы коррекционного воспитания и образования и основывается на ряде общих принципов:

- разносторонность;

- комплексность;

- систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты меры во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность логопеда не только и не столько на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов – залог успешности логопедического воздействия.

Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только для логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогического коллектива МДОУ, родителей и других членов семьи. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности, режимных моментов в детском саду. На основе рекомендаций логопеда и в тесном сотрудничестве с ним, педагоги должны создавать условия для логопедизации жизни детей – т. е. создавать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду в МБДОУ. Это позволяет оказывать коррекционно-речевую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активизации речевых и психических процессов.

При оказании коррекционно-речевой помощи детям необходимо соблюдать принцип систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов. Тщательный анализ ресурса регламентированной и нерегламентированной детской деятельности и его рациональное использование позволяют добиться максимального коррекционного эффекта.

Реализация такого направления в образовании и воспитании детей требует создания специальной предметно-пространственной образовательной развивающей среды, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, обеспечивает необходимые условия для организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Выявив актуальность данного направления и его значимость, консилиум МБДОУ определил создание предметно-пространственной развивающей среды, как одно из приоритетных направлений работы.

В результате планомерной и продолжительной работы в нашем МБДОУ были созданы следующие элементы предметно-пространственной развивающей среды:

- «Экологическая студия и живой уголок»

- мини-музей русского народного быта «Горенка»

- мини-планетарий

- ландшафтные пейзажи, в которых отражены сообщества животных и растений различных климатических зон (экосистемы) на стенах лестничных пролетов.

Практика показала эффективность использования данных элементов, как при проведении занятий, так и при организации игровой деятельности детей и совместной деятельности детей и педагогов (регламентированной и нерегламентированной). Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий – проведение полизадачных занятий, в ходе которых ведется необходимая работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом связующим, обеспечивающим целостность занятий моментом могут выступать сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет логопеду оснастить занятия богатым наглядным материалом, что способствует успешному усвоению знаний и навыков по всем разделам работы:

Формирование фонетико-фонематического восприятия.

Так, например, работа по формированию фонетико-фонематического восприятия начинается с дифференциации неречевых звуков. В экологической студии, где собраны различные виды птиц, животных и рыб, издающих различные звуки и голоса занятия по данному разделу становятся более интересными и разнообразными, следовательно успешно усваиваемыми.

В экспозиции этнографического мини-музея представлены различные народные музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, гармони, ложки, свирели, дудки. Такой богатый материал помогает в формировании слухового восприятия, как на занятиях логопеда, так и в различных видах деятельности и способствует созданию положительного эмоционального настроя, а также развитию памяти, внимания, мышления. Проводятся игровые упражнения на развитие чувства ритмического рисунка, воспроизведение слова и звука, подражание игровым действиям в соответствии с текстом, воспроизведение звукокомплексов, просодему тембра голоса.

Формирование правильного звукопроизношения.

Первым этапом в формировании правильного произношения является подготовка органов артикуляции к усвоению фонем родного языка. Она осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений. Специально созданная предметно-развивающая среда служит дополнительным средством на данном этапе: дыхательные упражнения «Понюхай цветок», «Подуй в рожок», «Подуй на перышко»; артикуляционные упражнения «Птенцы», «Рыбы»; упражнения по формированию просодической стороны речи. На этапе автоматизации звуков активно используются малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки, заклички, загадки, попевки, которые собраны и систематизированы в методические и дидактические материалы.

Формирование лексико-грамматических категорий русского языка.

Специально организованная предметно-развивающая среда имеет наибольшую значимость именно на формирование данного компонента речи, т. к. она позволяет реализовать принцип наглядности – один из основополагающих и в коррекционной педагогике, и тем самым значительно ускоряет развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Как отмечают ученые-дефектологи, у детей быстрее и полнее усваиваются языковые средства, в дальнейшем используемые в различных типах связных высказываний, если в качестве опоры используются натуральные объекты.

Так, например в стенах этнографического мини-музея, при изучении лексической темы «Посуда», предметный; словарь детей пополняется на наглядном материале не только современными названиями, но и устаревшими: утварь, чугунок, кувшин, плошка, крынка, сито и т. д. ; глаголы: месить, толочь, «Мебель» - существительные: лавка, этажерка, люлька, сундук и др. «Одежда» - существительные: душегрейка, понева, зипун, косоворотка, порты, передник, тулуп, рубаха, кафтан. «Инструменты» - существительные: соха, плуг, кочерга, рубель, серп; глаголы: жать, молотить, прилагательные: чугунный, кованный. «Обувь» - существительные: лапти, валенки, онучи, боты; прилагательные: войлочные, валяные, липовые, плетеные, и т. д. «Профессии» - существительные : гончар, кузнец, пряха, пахарь, пастух, косарь и др. ; глаголы: кует, пашет, прядет, пасет, косит и др.

В экологической студии создана среда для моделирующей и графической, поисково-познавательной деятельности, подобран и систематизирован богатый и разнообразный наглядный, дидактический и методический материал, организован живой уголок с разнообразным видовым составом растений, животных, птиц, рыб и земноводных. Эта среда используется при формировании различных языковых средств в рамках лексических тем: «Времена года», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Рыбы», «Комнатные растения» и др.

Экспозиция планетария и наглядные, дидактические и методические материалы широко используются при изучении темы «Космос», а также для установки причинно-следственных связей и взаимозависимостей при работе над темами «Части суток», «Времена года», «Дни недели», что способствует развитию психических процессов.

При формировании лексических средств по темам: «Дикие животные и растения средней полосы», «Растения луга и насекомые», «Животные и растения жарких стран», «Животные севера» и др. используется наглядная среда стен лестничных пролетов, на которых изображены виды экосистем.

Навыки словообразования и словоизменения также с успехом усваиваются при использовании элементов предметно-развивающей среды.

Наряду с формированием лексических средств языка, специально организованная предметно-пространственная развивающая среда дает возможность для успешного усвоения грамматики. Это и работа над согласованием существительного с прилагательным в роде, числе падеже; согласование существительного с числительным; управление. Также возможна работа над предложными конструкциями.

Планомерная и систематичная работа, организованная с использованием РППС является эффективной для дальнейшего формирования связных высказываний, различных типов речи, словесно-логического мышления.

Формирование связной речи.

При формировании связной речи, созданная РППС позволяет активно использовать и закреплять освоенные лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения. А также средства, передающие разные действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений. Способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом «потому что»; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за; вводные слова.

Таким образом, вся работа, выстроенная в определенную систему, с использованием специальной РППС позволяет решать все образовательные и коррекционные задачи в тесной взаимосвязи, используя интегративные подходы, способствует позитивной социализации и личностному развитию детей, развитию инициативы и творческих способностей.

Публикации по теме:

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Изучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского садаИзучение с детьми ПДД посредством обогащения Рппс на участке детского сада Тема ПДД актуальна всегда. С самого раннего детства дети становятся участниками дорожного движения: либо в качестве пешеходов, либо в качестве.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев»Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр «Пять братьев» Проблема развития речи детей – одна из основных задач детского образовательного учреждения, так как речь – это главное орудие человеческого.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Речевое развитие дошкольников посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича Уважаемые коллеги, сегодня поделюсь с вами опытом работы по речевому развитию детей с использованием игр Воскобовича. Слайд 2 В Федеральном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компенсация общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ посредством использования специальных ресурсов РППС ДОУ
Опубликовано: 23 января 2024 в 20:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компенсация общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ посредством использования специальных ресурсов РППС ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Поцелуева Ирина (УИ 1521261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД