Поцелуева Ирина
Компенсация общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ посредством использования специальных ресурсов РППС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено, что содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ должно содержать специальные условия для получения образования и должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
Публикация «Компенсация общей и речевой недостаточности у детей с ОВЗ посредством использования специальных ресурсов РППС ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Поиск актуальных форм коррекционного воздействия на дошкольников с особенностями в развитии является одним из важнейших направлений в совершенствовании системы коррекционного воспитания и образования и основывается на ряде общих принципов:
- разносторонность;
- комплексность;
- систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты меры во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность логопеда не только и не столько на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов – залог успешности логопедического воздействия.
Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только для логопеда, но и всех участников коррекционного процесса – педагогического коллектива МДОУ, родителей и других членов семьи. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности, режимных моментов в детском саду. На основе рекомендаций логопеда и в тесном сотрудничестве с ним, педагоги должны создавать условия для логопедизации жизни детей – т. е. создавать обогащенную предметно-пространственную развивающую среду в МБДОУ. Это позволяет оказывать коррекционно-речевую помощь детям как параллельно образовательному процессу, так и в его контексте за счет активизации речевых и психических процессов.
При оказании коррекционно-речевой помощи детям необходимо соблюдать принцип систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов. Тщательный анализ ресурса регламентированной и нерегламентированной детской деятельности и его рациональное использование позволяют добиться максимального коррекционного эффекта.
Реализация такого направления в образовании и воспитании детей требует создания специальной предметно-пространственной образовательной развивающей среды, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, обеспечивает необходимые условия для организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Выявив актуальность данного направления и его значимость, консилиум МБДОУ определил создание предметно-пространственной развивающей среды, как одно из приоритетных направлений работы.
В результате планомерной и продолжительной работы в нашем МБДОУ были созданы следующие элементы предметно-пространственной развивающей среды:
- «Экологическая студия и живой уголок»
- мини-музей русского народного быта «Горенка»
- мини-планетарий
- ландшафтные пейзажи, в которых отражены сообщества животных и растений различных климатических зон (экосистемы) на стенах лестничных пролетов.
Практика показала эффективность использования данных элементов, как при проведении занятий, так и при организации игровой деятельности детей и совместной деятельности детей и педагогов (регламентированной и нерегламентированной). Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий – проведение полизадачных занятий, в ходе которых ведется необходимая работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций. При этом связующим, обеспечивающим целостность занятий моментом могут выступать сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет логопеду оснастить занятия богатым наглядным материалом, что способствует успешному усвоению знаний и навыков по всем разделам работы:
Формирование фонетико-фонематического восприятия.
Так, например, работа по формированию фонетико-фонематического восприятия начинается с дифференциации неречевых звуков. В экологической студии, где собраны различные виды птиц, животных и рыб, издающих различные звуки и голоса занятия по данному разделу становятся более интересными и разнообразными, следовательно успешно усваиваемыми.
В экспозиции этнографического мини-музея представлены различные народные музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, гармони, ложки, свирели, дудки. Такой богатый материал помогает в формировании слухового восприятия, как на занятиях логопеда, так и в различных видах деятельности и способствует созданию положительного эмоционального настроя, а также развитию памяти, внимания, мышления. Проводятся игровые упражнения на развитие чувства ритмического рисунка, воспроизведение слова и звука, подражание игровым действиям в соответствии с текстом, воспроизведение звукокомплексов, просодему тембра голоса.
Формирование правильного звукопроизношения.
Первым этапом в формировании правильного произношения является подготовка органов артикуляции к усвоению фонем родного языка. Она осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений. Специально созданная предметно-развивающая среда служит дополнительным средством на данном этапе: дыхательные упражнения «Понюхай цветок», «Подуй в рожок», «Подуй на перышко»; артикуляционные упражнения «Птенцы», «Рыбы»; упражнения по формированию просодической стороны речи. На этапе автоматизации звуков активно используются малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки, заклички, загадки, попевки, которые собраны и систематизированы в методические и дидактические материалы.
Формирование лексико-грамматических категорий русского языка.
Специально организованная предметно-развивающая среда имеет наибольшую значимость именно на формирование данного компонента речи, т. к. она позволяет реализовать принцип наглядности – один из основополагающих и в коррекционной педагогике, и тем самым значительно ускоряет развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность. Как отмечают ученые-дефектологи, у детей быстрее и полнее усваиваются языковые средства, в дальнейшем используемые в различных типах связных высказываний, если в качестве опоры используются натуральные объекты.
Так, например в стенах этнографического мини-музея, при изучении лексической темы «Посуда», предметный; словарь детей пополняется на наглядном материале не только современными названиями, но и устаревшими: утварь, чугунок, кувшин, плошка, крынка, сито и т. д. ; глаголы: месить, толочь, «Мебель» - существительные: лавка, этажерка, люлька, сундук и др. «Одежда» - существительные: душегрейка, понева, зипун, косоворотка, порты, передник, тулуп, рубаха, кафтан. «Инструменты» - существительные: соха, плуг, кочерга, рубель, серп; глаголы: жать, молотить, прилагательные: чугунный, кованный. «Обувь» - существительные: лапти, валенки, онучи, боты; прилагательные: войлочные, валяные, липовые, плетеные, и т. д. «Профессии» - существительные : гончар, кузнец, пряха, пахарь, пастух, косарь и др. ; глаголы: кует, пашет, прядет, пасет, косит и др.
В экологической студии создана среда для моделирующей и графической, поисково-познавательной деятельности, подобран и систематизирован богатый и разнообразный наглядный, дидактический и методический материал, организован живой уголок с разнообразным видовым составом растений, животных, птиц, рыб и земноводных. Эта среда используется при формировании различных языковых средств в рамках лексических тем: «Времена года», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Рыбы», «Комнатные растения» и др.
Экспозиция планетария и наглядные, дидактические и методические материалы широко используются при изучении темы «Космос», а также для установки причинно-следственных связей и взаимозависимостей при работе над темами «Части суток», «Времена года», «Дни недели», что способствует развитию психических процессов.
При формировании лексических средств по темам: «Дикие животные и растения средней полосы», «Растения луга и насекомые», «Животные и растения жарких стран», «Животные севера» и др. используется наглядная среда стен лестничных пролетов, на которых изображены виды экосистем.
Навыки словообразования и словоизменения также с успехом усваиваются при использовании элементов предметно-развивающей среды.
Наряду с формированием лексических средств языка, специально организованная предметно-пространственная развивающая среда дает возможность для успешного усвоения грамматики. Это и работа над согласованием существительного с прилагательным в роде, числе падеже; согласование существительного с числительным; управление. Также возможна работа над предложными конструкциями.
Планомерная и систематичная работа, организованная с использованием РППС является эффективной для дальнейшего формирования связных высказываний, различных типов речи, словесно-логического мышления.
Формирование связной речи.
При формировании связной речи, созданная РППС позволяет активно использовать и закреплять освоенные лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков, образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения. А также средства, передающие разные действия: видовременные глагольные формы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений. Способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом «потому что»; глагольные словосочетания, имена существительные в форме родительного падежа с предлогами: от, с, из-за; вводные слова.
Таким образом, вся работа, выстроенная в определенную систему, с использованием специальной РППС позволяет решать все образовательные и коррекционные задачи в тесной взаимосвязи, используя интегративные подходы, способствует позитивной социализации и личностному развитию детей, развитию инициативы и творческих способностей.