Мария Мельниченко
Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности дошкольников
Слайд 1
Мы хотим представить вашему вниманию презентацию «Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности дошкольников».
Практика показывает, что традиционные формы деятельности не всегда обеспечивают активность каждого ребенка, не всегда вызывают интерес к изучаемому материалу и формируют познавательные мотивы. Поэтому мы стараемся использовать новые формы, учитывающие возрастные особенности детей. В дошкольном возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно, например, через коллекционирование. Почему, спросите вы?
Публикация «Коллекционирование как средство развития познавательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Слайд 2
В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, продаются они набором, в основном они Китайского производства и герои мультфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к самому коллекционированию.
Слайд 3
Наша цель - возродить его у детей. Мы заметили, что каждое утро, приходя в детский сад, дети часто приносят что-то с собой. Это может быть, календарики, блокнотики, мелкие игрушки и так далее. И тогда появилась мысль: «А почему бы и нет?
Слайд 4
Почему бы не привлечь внимание детей к процессу собирания чего-либо, например, листьев, шишек, веточек для гербариев и поделок, различных камешков и пуговиц, открыток и календариков для выставки и т. д.». Коллекционирование листьев, веточек, шишек, перьев птиц, камешков – один из примеров того, как можно собирать с малышами коллекцию, практически не затрачивая на это средств.
Слайд 5
Помимо всех положительных моментов любого коллекционирования, такое собирательство имеет дополнительный плюс: оно делает ребёнка более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор (Д/игра «Что лишнее», «Сравни по величине», сенсорные игры с этими предметами, использование собранных предметов в художественном творчестве и различной занятийной деятельности).
Слайд 6
Можно приобщить к коллекционированию взрослых, родителей. Пусть они занимаются общим делом, находят общие интересы и решают их в тесном сотрудничестве с ребенком. Перед нами стоит задача донести до родителей мысль, что коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей, развивает их познавательную активность. В процессе собирания различных вещей сначала идет процесс накопления знаний о данных предметах, далее информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
С детьми
Для родителей мы подготовили консультации, провели беседы, в ходе которых попытались формировать представление:
– о значимости коллекций;
– о том, что такое коллекция, коллекционирование, что может быть предметом коллекционирования;
– рассказали о способах коллекционирования, о том, что такое семейное коллекционирование;
– узнали в ходе беседы, кто из семей нашей группы занимается дома коллекционированием.
Слайд 7
Что же такое коллекционирование?
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не всегда имеющих практическое использование, но побуждающих к размышлению.
Слайд 8
И чего только не собирают люди! медвежьи или волчьи клыки, перья, монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу.
В настоящее время, когда произошли изменения социальные, в экономике взрослые мало интересуются, чем увлечены их дети, что они собирают и считают коллекционирование бесполезным занятием. По результатам анкетирования родителей такие семьи составляют 70%.
Слайд 10
Конечно, коллекционирование сейчас является традицией, которую уже немного забыли. Поэтому, нам стало интересно – а существуют ли традиции коллекционирования в семьях наших воспитанников? Такая традиция существует.
Слайд 11-28
И чтобы помочь нашим родителям понять, что собирательство чего-то - дело необычное, интересное, мы предложили им посмотреть коллекции Абакумова Егора и Федяниной Вероники. Хочется отметить, что приобщать детей к коллекционированию, тем более к семейному, нужно с раннего возраста, чтобы привить детям важность значения семьи и тепло семейного уюта. Семейное коллекционирование так же способствует развитию внимания, памяти, гибкости нестандартности мышления, умения наблюдать, сравнивать и анализировать, способности комбинировать, обобщать и видеть главное.
Слайд 29
Процесс коллекционирования дает много знаний, развивает воображение, мышление, творческие навыки, укрепляет волю. А также учит детей делиться предметами, исследовать их, вызывает интерес к данному материалу и формирует познавательные мотивы.