Осадчева Карина
Консультация «В каких случаях обращаться к логопеду»
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют определенные возрастные нормы развития речи:
• С момента рождения – плач и крик.
• 2-3 месяца – гуление и лепет.
• 9-10 месяцев – ребенок произносит первые слова и начинает понимать речь взрослых, но пока больше реагирует на интонации и ситуации.
• 11-12 месяцев – ребенок начинает реагировать на сами слова независимо от ситуации и интонаций взрослого.
• 1-1,5 лет – развивается ситуационная речь. Ребенок использует одни и те же слова, при этом смысл слов различается в зависимости от ситуации. Малыш искажает и путает звуки.
Публикация «Консультация „В каких случаях обращаться к логопеду“» размещена в разделах
• 1,5-2 года – понимание речи быстро улучшается. Увеличивается словарный запас, ребенок начинает строить фразы, использует слова в обобщенном, а не ситуационном смысле.
• 2-3 года – словарный запас увеличивается до 300-1000 слов, формируется грамматический строй речи.
• 3-5 лет – речь продолжает совершенствоваться, возможно неправильное произнесение отдельных звуков.
• 5 лет – ребенок правильно произносит все звуки и корректно строит фразы.
Отклонения от перечисленных выше возрастных норм являются поводом для обращения к логопеду. К специалисту обязательно нужно записаться, если ре-бенок не строит фраз при достижении возраста 3-х лет. Даже при отсутствии отклонений от нормы рекомендуется проконсультироваться у логопеда в период с 3 до 5 лет, поскольку нарушения звукопроизношения могут быть как нормальной возрастной особенностью, так и симптомом нарушений речи. Кроме того, консультация показана всем детям независимо от возраста при наличии заикания, дисграфии, дислексии и дисорфографии.
Различают расстройства письменной и устной речи. К расстройствам устной речи относятся:
• Алалия – частичное или полное отсутствие речи вследствие поражения или недоразвития речевых областей головного мозга. При моторной алалии отсутствует либо недоразвита активная речь, при сенсорной страдает понимание речи.
• Дизартрия – комплексное расстройство, включающее в себя нарушения фона-ции, артикуляции, речевого дыхания, ритма, темпа и интонаций речи, из-за чего речь становится невнятной и нечленораздельной. Довольно часто это бывает обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, например, дизартрия нередко сопутствует ДЦП.
• Заикание – нарушение ритма и темпа речи вследствие повторяющихся судорог в голосовом, артикуляционном и дыхательном аппарате.
• Брадилалия – замедление темпа речи из-за проблем при произнесении разде-ленных звуков.
• Тахилалия – ускорение темпа речи.
• Дислалия – расстройство звукопроизношения при отсутствии проблем с иннервацией артикуляционного аппарата и нормальном слухе.
• Ринолалия – нарушение голосообразования и артикуляции из-за дефектов функционирования и строения артикуляционного аппарата (нарушения по типу «волчья пасть», «заячья губа»).