Оксана
Книжный уголок в ДОО как первая ступень приобщения детей к чтению художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время всё более актуальным вопросом становится раннее ознакомления детей с художественной литературой и привитие им любви к чтению. Чтение книг для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Литература знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, правде и справедливости, добре и зле, обогащает и развивает речь.
Темочки:
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книжный уголок, центр. Примеры оформления
- Литературная деятельность
- Оформление детских садов
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитании бережного отношения к книге. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно рассмотреть, "перечитать" ее.
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах учёных, педагогов, как Е. А. Флёриной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. А особенности восприятия литературы дошкольниками освещены в работах А. В. Запорожца, Е. А. Флёриной, Т. А. Репиной, Л. М. Гурович. Все они утверждали, что при систематических занятиях с использованием художественной литературы во всех её проявлениях помогают детям быть более раскрепощёнными в общении, речь их становится грамматически правильна и красива.
Привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, является главной задачей педагогов ДОО, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:
- учить детей слушать чтение
- учить глубоко, постигать текст
- воспитывать грамотного читателя
При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.
Как отмечает Н. А. Карпухина, содержание книжного уголка в группе зависит от возраста детей.
В книжном уголке младшей группы выставляется, как правило, немного (4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам с красивыми иллюстрациями. Однако у воспитателя должны быть в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. В уголке размещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. К устройству уголка, по словам Н. В. Гавриш предъявляется ряд требований:
• удобное расположение - спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
• хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером, чтобы дети не портили зрение;
• эстетичность оформления - уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет - портреты писателя.
Книжный уголок должен быть хорошо оснащен, полочки - на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.
Возможны разные варианты оформления уголка. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В начале учебного года во второй младшей группе, мною был оформлен книжный уголок под названием - "Сказочный паровозик". При его создании, были учтены все требования, предъявленные к книжным уголкам. В начале года, дети особо не проявляли интерес к книгам, с трудом составляли рассказ по картинкам хорошо знакомых произведений. По мере работы в течении года, дети научились слушать, понимать текст. Значительно улучшилась речь детей, расширился словарный запас. Также хочется отметить, что творческий подход к оформлению играет очень важную роль в мотивации приобщении к чтению художественной литературы. Оформление в виде паровозика выбрано не случайно. Ведь все мы любим путешествовать, и мы с ребятами каждый день отправляемся в новое путешествие в мир книг. Читаем, слушаем и смотрим хорошо известные произведения и знакомимся с новыми.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семейным чтением. Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а, значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.