Анастасия Фотина
План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Выражение «Одаренный ребёнок» сегодня употребляется весьма обширно. Так, если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, и значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым.
Дадим определение одарённости: одаренность – это совокупность задатков, определяющих пределы развития, изменяющаяся под воздействием обучения и воспитания, а также подвержена влиянию окружающей среды.
У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Поэтому, художественные способности раньше других обнаруживают себя.
Для поддержки одарённых детей необходимо использовать:
Публикация «План сопровождения ребёнка, имеющего признаки одарённости в области художественно-эстетического развития» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
индивидуальный подход на занятиях;
дополнительные занятия с одаренными воспитанниками;
психологические консультации, тренинги, тестирование;
посещение творческих кружков по способностям и по интересам;
участие в дошкольных и городских выставках;
конкурсы декоративно – прикладного творчества и изобразительного искусства;
использование современных средств информации;
создание детских портфолио.
Существуют следующие психолого - педагогические условия индивидуального подхода к детям с художественной одарённостью:
Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Принимая во внимание особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребёнка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.
Опора на положительные моменты в свойствах личности и характере ребёнка. Это должно сочетаться с разумной требовательностью и чуткостью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, искренним и естественным; в присутствии ребёнка недопустимо пренебрежительно о нём отзываться, называть его не развитым, отстающим. Индивидуальный подход требует от педагога любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребёнка.
Единство требований к ребёнку, как работников детского учреждения, так и родителей. Положительных результатов в воспитании нельзя добиться вне связи с семьёй.
План индивидуального сопровождения ребёнка, имеющего признаки художественной одарённости, направлен на такое обучение, когда он овладевает знаниями и развивает качество, в результате деятельности, направленной на цель, незаметно для самого себя, а не в результате специальных усилий. Таким образом, помогая ему раскрыть свои способности и таланты в данном виде деятельности.
Общие показатели развития детского творчества:
Компетентность (эстетическая).
Инициативность.
Творческая активность.
Произвольность и свобода поведения.
Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
Креативность.
Самостоятельность и ответственность.
Способность к самооценке.
Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение ребёнка дошкольного возраста с признаками одарённости
Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №66 «Тополёк» г. Тамбов.
Для воспитанницы: Ивановой Анны Ивановны
Возраст ребёнка: 4 года 4 месяца
Направление одарённости: художественно - эстетическое развитие.
Краткая характеристика ребёнка, сильные стороны ребёнка:
Девочка всесторонне развита, активна, очень подвижна, самостоятельна. Всем интересуется. Адекватно реагирует на замечания взрослого, но не всегда старается исправить ошибки, т. к. сомневается.
Лист заполнен, предметы не висят, есть сюжет, композиция. Свое видение мира, все задания интерпретирует по-своему. Рисунки аккуратные и динамичные. Цвет «говорящий», оттенки преобладают светлые, яркие.
Запрос родителей:
Всестороннее развитие ребёнка.
Долгосрочная цель сопровождения:
1. Развитие творческих способностей.
2. Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
Возможные риски:
Высокая загруженность ребёнка.
Группа сопровождения:
Родители: мама, папа.
Педагоги.
Рекомендации:
1. Повышать самооценку девочки, убеждать ее в собственной правоте.
2. Учить высказывать свое мнение, пусть даже неправильное, отстаивать собственную точку зрения, доказывать свою правоту.
3. Взрослым меньше подсказывать, навязывать свое мнение.
Цель: Совместно с родителями создать условия для развития творческих способностей ребёнка и дальнейшего его личностного роста;
Задачи:
1) Дать дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты.
2) Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования.
3) Обучить основам создания художественных образов.
4) Сформировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Участие в кружках по изобразительной деятельности.
2. Оформление выставок творческих работ.
3. Активное участие в конкурсах детского художественного творчества.
4. Защита детских проектов.
Работа с родителями:
* Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
* Родительское собрание «О талантливых детях, заботливым родителям».
* Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
* Памятки – рекомендации, папки – передвижки, публикации и т. д.
Рекомендации родителям:
1. Организовать индивидуальную консультацию для родителей по теме
«Художественно - эстетическое воспитание в семье».
2. Создание дома с ребёнком альбома «Нетрадиционные методики рисования» с целью закрепления усвоенных техник рисования в домашних условиях.
3. Участие в конкурсах художественной направленности ДОУ, различных сайтах.
4. Посещение музея.
5. Запись в кружок по ИЗО.
Список литературы:
Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка». ж/л «Обруч».- М., 2005.
Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / Под ред. В. Б. Новичкова. - М., 2002.
Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать». - М., 1998.
Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей (Методические рекомендации для педагогов). Составители: Боева Е. Л., Кондратенко О. И. – Старый Оскол, 2011.
Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М. : Генезис, 2010.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.