людмила ласкевич
Клубный час «Карусель народных игр» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Клубный час «Карусель народных игр». Старший дошкольный возраст
Цель: Создание условий для формирования знаний у детей дошкольного возраста о традициях национальной культуры.
Задачи:
• сохранять и укреплять здоровье детей;
• совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить народным подвижным играми с правилами;
Публикация «Клубный час „Карусель народных игр“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
• развивать физические качества: быстроту, ловкость, способствовать выразительному и ритмичному выполнению движений под русские народные мелодии;
• воспитывать в играх морально-волевые качества: справедливость, честность и дружелюбие.
Ход клубного часа
Инструктор по физ. культуре предлагает детям встать в круг.
Инструктор:
Собрались здесь все мы в круг,
Я твой друг -- руки согнуть к груди
И ты мой друг --- руки в стороны
Дружно за руки возьмёмся, --- берутся за руки
И друг другу улыбнёмся.
Давным-давно, наши бабушки и дедушки, собирались все вместе на обрядовых праздниках на Рождество, Масленицу, Троицу веселились, пели песни и играли в русские народные игры.
А вы хотели бы попасть в то время, когда наши бабушки и дедушки играли в русские народные игры и научиться играть в эти игры?
Ответы детей.
Инструктор: Тогда нам с вами надо пройти через «Золотые ворота».
Как у наших у ворот собирается народ.
Начинается игра "Золотые ворота"
Считалка: Катился горох по блюду,ты води, а я не буду.
Русская народная игра «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают лицом друг к другу и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Вся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно «воротики» увеличиваются, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Инструктор:
На таких гуляньях люди не только играли и пели песни, но и танцевали русские народные танцы. А вы хотели бы сейчас потанцевать?
Ответы детей.
Танец «Барыня»
в ритме народного русского танца
1. И. п. — стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, предплечья вместе. На счет 1 — поднимая правое плечо, наклонить голову вправо: 2 —поднимая левое плечо, наклонить голову влево.
2. И. п. — стоя, ноги вместе, правая рука вверху, левая — внизу. На счет 1 — скользящий хлопок в ладоши: 2 — продолжить движение левой руки — вверх, правой — вниз. То же обратно
3. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе, локти слегка вперед. На счет 1 — повернув корпус вправо, полуприсесть, руки «округлить» и раскрыть в стороны ладонями вверх, локтями вниз: 2— вернуться в и. п. То же в другую сторону
4. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счет 1— шаг правой ногой в сторону, правую руку за голову, левую ногу в сторону на пятку, корпус наклонить влево:2— приставляя правую ногу к левой, вернуться в и. п. То же в другую сторону
5. И. п. — стоя, ноги вместе, левая рука на поясе, «округленная» правая — вверху. На счет 1—2 — глубокий наклон вперед, тыльной стороной кисти постараться коснуться пола (колени не сгибать); 3—4— отводя руку вправо и в сторону, вернуться в и. п. То же с движением другой рукой
6. И. п. — стоя, ноги врозь, руки на поясе. На счет 1 — хлопнуть в ладоши перед собой; 2— приседая, ударить правой ладонью о пол: 3 — ударить левой ладонью о пол ; 4 — вернуться в и. п.
7. И п. — стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, предплечья вместе. На счет 1 — приподнявшись на носки, отверти пятки вправо: ,2— опершись на пятки, перевести носки вправо. То же в другую сторону.
8. И. п. — стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью, предплечья вместе. На счет 1—2 — приседая на левой, поставить полусогнутую правую ногу в сторону на носок (пяткой вверх) : 3—4 — разворачивая правую ногу, поставить ее на пятку, слегка наклонив корпус к ноге ;5—7— три «притопа», начиная с правой ноги; 8— вернуться в и. п. То же в другую сторону.
9. И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. На счет 1 — глубоко присесть на носках, колени в стороны: 2— выпрямляясь, отвести правую ногу в сторону на пятку. То же с другой ноги. То же с небольшими подскоками.
Упражнение на дыхание
Инструктор: "Посадил дед репку и выросла репка…». Из какой сказки эти слова?
Дети: Из русской народной сказки «Репка»
Инструктор: Но я вам не буду сказку рассказывать, а научу играть в народную игру "Репка",
Игра «Репка»
Предварительно дети делятся на две команды, через сговорки-
Выбирай: Ландыш душистый
Или одуванчик пушистый.
На двух стульчиках сидят две «репки» (дети в желтых шапочках с пришитыми к ним зелеными тряпичными листьями или маска Репки). На определенном расстоянии от каждого стула выстраиваются две команды по шесть человек: «дедка», «бабка», «внучка», «Жучка», «кошка», «мышка». Сначала к репке бежит «дед», обегает ее и возвращается. За него цепляется, берет за пояс, «бабка», и они уже вдвоем обегают «репку» и возвращаются. В конце игры, когда все персонажи цепочкой будут обегать «репку», она должна уцепится за «мышку», и все вместе возвращаются на старт.
Инструктор: Есть ещё одна игра называется она «Бояре, а мы к вам пришли».
Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.
Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
Инструктор: Есть ещё одна игра называется она
«Мышеловка.»
Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Инструктор: Есть ещё одна игра называется она «Игра с платочком»
Дети стоят по кругу. Ведущий движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:
Я с платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
произносит, становясь между двумя детьми:
На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась ведущая, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до места быстрее.
Инструктор: Есть ещё одна игра называется она Гуси
На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома».
В одном находятся гуси, в другом их хозяин.
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком».
Инструктор: Вам понравилось играть? Какая игра вам понравилась больше всего? Вы можете поиграть в эти игры дома с родителями. А нам с вами надо возвращаться обратно в детский сад, через «Золотые ворота».
Дети проходят через золотые ворота и идут в свою группу.