Лидия Кондратьева
Проект «Клуб заботливых родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Клуб заботливых родителей».
Тип проекта : практико-ориентированный, внутригрупповой.
По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта : педагог, дети дошкольного возраста, родители, специалисты ДОУ.
Цель проекта : создать систему педагогического сопровождения семьи для формирования педагогической компетентности родителей воспитанников на разных этапах развития детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Клуб заботливых родителей“» размещена в разделах
• совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки родителей;
• формировать у родителей собственный воспитательный опыт, осознанное отношение к своей родительской роли;
• повысить качество семейного воспитания детей;
• внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями в практику социально-делового и психолого-педагогического партнёрства.
Предполагаемый результат:
• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
• установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
• вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Актуальность.
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья
в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип
параллельности, а принцип взаимопроникновения двух
социальных институтов… Тенденция, направленная на
укрепление семьи, и минимизирует общественное вос-
питание в пользу семейного.»
(из Концепции дошкольного воспитания).
Процесс становления полноценной личности ребёнка проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации.
Позитивный опыт взаимоотношений в семье обеспечивает гармоничное вхождение ребёнка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию. Отрицательный же опыт внутрисемейных отношений, основанный на отсутствии эмоциональных связей и низком уровне психолого-педагогической компетентности взрослых членов семьи, способен вызвать у детей снижение коммуникативно-познавательной активности, дефицит мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-личностные расстройства и некоторые поведенческие нарушения. Таким образом, влияние семьи на ребёнка неизбежно, независимо от того, положительно оно или отрицательно.
Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребёнка, подготовки его к жизни в обществе. Специалисты дошкольного учреждения при условии грамотного построения взаимодействия имеют уникальную возможность систематического общения с семьёй, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребёнок – детский сад».
Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Независимо от того, какие формы работы взаимодействия с семьёй выбраны, важно учитывать, что осознание человеком в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.
Я постоянно ставила и ставлю перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, которые родители поглощают пассивно, сегодня нельзя. Именно по этому в качестве одной из основных форм работы с семьями воспитанников я выбрала такое объединение родителей, детей и педагогов, как «Школа заботливых родителей».
План реализации проекта.
МЕРОПРИЯТИЕ
I Изучение и обобщение педагогического опыта родителей
(отношения «Родитель - ребёнок»).
Май – август. Проводит: Воспитатель.
Анкетирование, тестирование родителей с целью выявления личностных особенностей детей и особенностей семейного воспитания, обобщение полученных результатов.
В течение года. Проводит: Администрация, старшая медицинская сестра,
музыкальный руководитель, тренер –преподаватель, воспитатели.
Индивидуальное консультирование родителей специалистами ДОУ.
Сентябрь. Проводит: Старшая медицинская сестра.
1. Данные антропометрии на начало учебного года.
2. Анкетирование с целью выявления уровня педагогической грамотности родителей и составления плана работы КЗР на учебный год. Проводит: Воспитатель.
II Создание условий для партнёрских отношений педагогического коллектива
с родителями (отношения «Педагог – родитель»).
Ежеквартально. Ответственный: Воспитатель.
Газета для родителей
Октябрь. (Воспитатель).
Ресурсный круг: «Каждый ребёнок имеет право…», с целью ознакомления родителей с «Конвенцией о правах ребёнка», «Психологическое здоровье в семье» (ИКТ).
Декабрь. Старший воспитатель.
Тренинг для родителей «Наказание: польза или вред?».
Февраль. Воспитатель.
Круглый стол «Речевое развитие детей в средней группе».
Апрель. Воспитатель.
Познакомить родителей с познавательно-исследовательской деятельностью детей через просмотр видеофильма «Поможем Роботу?» (ИКТ).
III Обобщение опыта и подведение итогов работы за год
(отношения «Педагог – педагог»).
Ноябрь. Воспитатель.
Практический семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй».
Март. Воспитатель.
Делова игра – практикум «Технологии педагогического общения с родителями».
Май. Воспитатель.
Обобщение результатов по проведённой работе за учебный год, анализ анкетирования, представление опыта на педагогическом совете (ИКТ).
Направление по вовлечению родителей в совместную деятельность:
-ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ
-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
-НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ
-ДОСУГОВОЕ
-СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДОУ.