Юлия Облавацкая
Социальный проект «Родительский клуб «Вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект
Родительский клуб «Вместе»
Всем известно, что индивидуальная работа формируется в семье и воспитательная работа в школе должна быть организованна только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи педагогов и специалистов. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей., проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию деткой личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в занятиях необходимых в воспитании детей, специфика их поведения, особенностях их специфического развития и т. п. педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является следующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.
Публикация «Социальный проект „Родительский клуб „Вместе“» размещена в разделах
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели и задачи деятельности, особенности организации работы, порядок работы, права и обязанности клуба родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в образовательных организациях Октябрьского района.
1.2. Общее руководство деятельностью клуба родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – Клуб) осуществляет методист отдела образования администрации Октябрьского района, назначаемый приказом, а так же осуществляет текущее планирование, организацию и координацию работы Клуба. Реализацию мероприятий Клуба осуществляют педагоги образовательных организаций Октябрьского района, а так же специалисты ТПМПК (по согласованию) (далее – Специалисты Клуба).
1.3. В состав Клуба входят семьи, имеющие детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
1.4. Клуб в своей деятельности руководствуется положениями Конвенций ООН «О правах ребенка», «О правах инвалидов», нормативно-правовыми актами в сфере образования федерального и регионального уровней, настоящим Положением.
II. Цели и задачи
2.1. Цель - оказание семьям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи.
2.2. Задачи:
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательных, организаций;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
III. Принципы работы Клуба
В своей деятельности Клуб руководствуется следующими принципами:
3.1. Принципом научности, предполагающим учет психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2. Принципом гуманистической направленности взаимодействия, предполагающим отношение к учащимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам как к ответственным и самостоятельным субъектам собственного развития.
3.3. Принципом учета интересов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, определяющим позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
IV. Организация деятельности Клуба
4.1. Клуб функционирует на безвозмездной основе.
4.2. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с программой и годовым планом работы клуба.
Срок реализации программы – 1 учебный год (по необходимости продлевается)
4.3. Заседания (занятия) Клуба проводятся примерно 1 раз в квартал. Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5 - 2 часа. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
4.4. Формы работы: беседа, консультация, круглый стол, анкетирование, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта, телефон консультирования.
V. Права и обязанности участников клуба
5.1. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и их родители (законные представители) имеют право на:
- получение квалифицированной консультативной помощи как лично, так и по телефону 23-5-03;
- внесение предложений по улучшению процесса оказания консультативной помощи;
- на протяжении занятий выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
- контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
- принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
- быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.
5.2. Специалисты, привлекаемые для деятельности Клуба, имеют право на:
- внесение корректив в план работы Клуба в зависимости от запросов родителей;
- изучение и распространение положительного опыта работы Клуба, освещение работы Клуба в средствах массовой информации.
5.3. Специалисты, привлекаемые для деятельности клуба, обязаны:
- вести работу в Клубе с учетом потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) в получении квалифицированной консультативной помощи;
- предоставлять обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям- инвалидам и их родителям (законным представителям) информацию о целях, задачах, формах работы Клуба и результатах взаимодействия участников работы Клуба.
VI География проекта
Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка, отдел образования администрации Октябрьского района.
VII Формы работы Клуба
- круглый стол,
- индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка,
- дискуссия,
- образовательные семинары,
- встречи со специалистами (по запросам родителей,
- деловая игра,
- тематическая лекция,
- совместные праздничные мероприятия,
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по запросу родителей) в системе «Ребенок-Родитель _-Специалист», «Ребенок- Специалист».
В Клубе подразумевается социо-терапевтическая среда, в которой родители могут свободно общаться друг с другом, делиться опытом, получать поддержку.
VIII Методология работы Клуба
В начале работы планируется использование наблюдения, беседы, анкетирования, методы интенсивного обучения группы родителей-семинары, тренинги, анализ видеоматериалов – комплексное использование теоретических, диагностических, экспериментальных методов. Родители посвящаются в суть реабилитационной работы, анкетирование, отражающие их ожидания от работы Клуба.
IX Направления работы Клуба
Образовательное направление Цель - сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.
Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме посредством лекционных и семинарских занятий, а так же занятий в системе «Ребенок-Специалист»
В программу лекционных занятий включены следующие темы:
Исторические аспекты воспитания «особых» детей, эволюция общественных взглядов на природу явлений,
Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием,
Система коррекционных образовательных учреждений, принципов, задач их работы,
Методы коррекционно-развивающего содействия абилитации ребенка.
В программу семинарских занятий включены следующие темы:
Современные методы развития: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, имаготерапия, песочная терапия, телесноориентированная терапия, данс-терапия и пр. ,
Принципы составления и реализации индивидуальных маршрутов развития,
Система коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Психолого-терапевтическое направление Цель – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.
Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психотерапии и психологического консультирования: релаксационный практикум, сказкотерапия, арттерапия, данс-терапия, формопластика и т. д.
Социально-тренинговое направление Цель – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях.
Мероприятия данного направления осуществляется преимущественно в групповой форме. На занятиях моделируются разнообразные социальные ситуации.
Интеграционное направление Цель – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.
Родители обобщают опыт воспитания «особых» детей в семье, учавствуют в диалоге по средствами массовой информации, круглых столах.
X Планируемые результаты
Дети:
– положительная адаптация в условиях ОО,
- положительная динамика в развитии личности ребенка, развития навыков общения,
- приобретение социального опыта дома, вне дома.
Родители :
- достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ,
- получение квалификационной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ,
- адекватные установки в отношении перспектив ребенка,
- гармоничные отношения родителей и детей,
- возникновение интереса к процессу развития, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения,
- участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости,
Повышение активности в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения, желание участвовать в мероприятиях.
XI План
№ Мероприятие, тема срок Форма проведения
Знакомство, вводная встреча, обсуждение плана работы Клуба, анкетирование. Круглый стол
Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Лекция
тренинг
Особый ребенок – особенности развития семинар
Волшебная кисточка. Коррекционные возможности рисования Детско-родительский практикум
Встреча со специалистами дискуссия
Это актуально (проблемы в семье) дискуссия
Совместные мероприятия : Новый год, 8 марта, и тд
мероприятие
Движение – жизнь, адаптационная физическая культура для детей с ОВЗ Детско-родительское занятие
Воплотим мечты в реальность Деловая игра
Современные методы развития ребенка с ОВЗ Лекция
практикум
Мы – родители
Мы-дети Семинар
Консультирование По запросу Специалисты
Телефон доверия
Индивидуальные коррекционные и диагностические занятия По запросу специалисты