Максим Юдин
Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа (Инклюзивное образование: методология, практика, технологии).
Юдин М. Г. педагог-психолог ГБОУ ШКОЛА «ДМИТРОВСКИЙ»
Программа деятельности клуба общения «Ультрамарин» [2] разработана, апробирована и адаптирована автором данной статьи в течении 2007—2010 гг. на базе ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва» г. Москвы и являлась частью комплексной программы по коррекции и развитию детей, проблемами которых занимался ЦЛП и ДО. В 2010 году программа стала победителем 1-го открытого Всероссийского конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопро-вождение детско-юношеских общественных организаций/объединений «Общественные организации обучающихся и воспитанников в системе российского образования». в номинации «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». С 2016 по 2021 элементы программы внедрены в сопровождении воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ ШКОЛА «ДМИТРОВСКИЙ».
Публикация «Клуб общения „Ультрамарин“ — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Цели работы Клуба:
• интеграция детей с ОВЗ и их семей в общество;
• реализация комплексного подхода в оказании помощи детям с ОВЗ и их
семьям, их социальная адаптация, формирование системы целей и
ценностей, способствующих самореализации личности;
• формирование толерантного отношения у общества к детям и
подросткам с особенностями развития.
Задачи: развитие коммуникативных навыков и творческих способностей участников; формирование активной жизненной позиции; оказание помощи детям и подросткам с явлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации, обусловленной наличием у них различных заболеваний или отклонений в развитии; обучение знаниям, умениям и навыкам адаптивных коммуникаций; создание ситуации успеха; развитие толерантности у здоровых детей и подростков к детям с особенностями развития; расширение границ общения и взаимодействия у всех групп детей и подростков.
У детей и взрослых, посещающих заседания Клуба общения «Ультрамарин», наблюдается рост коммуникативной открытости и качества общения, они овладевают навыками конструктивного социального взаимодействия, у родителей обычных детей постепенно меняется отношение к своему окружению. Они начинают больше ценить простые человеческие отношения, становятся внимательней и заботливей к окружающим.
Инновационные подходы определяются следующим:
• создана практическая модель Клуба общения [2];
• разработана структура прохождения заседаний, учитывающая
психофизиологические особенности протекания высших психических
функций;
• впервые в психолого-социальной реабилитации детей с ОВЗ внедрен и
адаптирован принцип секторальности в структуре кадрового
взаимодействия Клуба общения, разработанный ГУ ЦЭПП МЧС России
для оказания помощи в экстренных ситуациях [1]; [4];
• впервые в социально-психологической реабилитации уделено такое
важное значение темпу и ритму деятельности в проведении занятий [2];
• закреплена традиция завершать заседания клуба общения песней в кругу
под гитару по тематике занятия [там же].
Участники Клуба:
Занятия Клуба посещают дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет и их семьи. Цель занятий для данной категории участников — самоактуализация, самораскрытие, личностный рост и интеграция в общество. Второй группой участников являются обычные дети и подростки, а также так называемые «гости» (педагоги, психологи, руководители, журналисты и т. д.). Гости взяты в кавычки, поскольку на заседаниях Клуба общения все являются участниками, зрителей не бывает. Это — одна из основных идей нашего Клуба, так как такой подход позволяет максимально приблизить занятия к главной цели существования Клуба общения — интеграции детей с ОВЗ в общество. Обычные дети и подростки и так называемые «гости» являются для детей с ОВЗ опорой и помощниками во время занятий, одновременно становясь участниками процесса общения, учатся проявлять, переживать чувства, и, как результат, — изменяется их отношение к своему окружению, формируется толерантность к детям с ОВЗ. Таким образом, происходит оздоровление, пусть не большой, но части всего общества.
В зависимости от уровня развития и состояния детей и подростков с ОВЗ — участников Клуба, занятия проходят в малых или больших группах. Это позволило выделить среди основных форм работы с малыми и с большими группами. Продолжительность занятия от 30 минут до 1 часа.
В качестве примера занятия Клуба приведем программу тренинга «Вместе дружная семья!» (Автор-составитель педагог-психолог М. Г. Юдин)
Тренинг проводится в группах, созданных по запросу для корректирования детско-родительских отношений, семейных отношений. Рекомендованное число участников 15—20 человек.
Организация пространства
Пространство делится на секторы (например, четыре). В центре каждого сектора стол. Вокруг стола стулья для участников и место для инвалидной коляски. Столы располагаются по кругу. За каждым сектором закрепляется соведущий (главная задача которого — организация активной деятельности своего сектора) и несколько волонтеров (их задача — совместная деятельность с детьми с особенностями здоровья); помощники, отвечающие за раздаточный материал. В центре — главный ведущий.
Тема, цель, задачи (1—3 мин) (Слово ведущего)
Приветствую всех собравшихся на открытом заседании Клуба общения. Тема сегодняшней встречи: «Вместе дружная семья».
Цель: развитие коммуникативных компетенций и семейного взаимодействия.
Задачи: приобретение навыков межличностного взаимодействия; развитие воображения; повышение самооценки; совместное семейное изготовление тряпичной куклы-оберега.
Правила проведения тренинга (1—2 мин) [1].
Цель: создание рабочей и безопасной атмосферы.
1. Конфиденциальность. Обеспечение чувства безопасности.
2. Обращение по имени на Вы (все участники обращаются друг к другу по
имени и на Вы, это создает доверительную комфортную атмосферу
тренинга.
3. Правило одного микрофона (один говорит, а остальные слушают). Это
правило организует и обеспечивает качество взаимодействия участников
тренинга.
4. Правило обязательного участия. Это помогает стеснительным и
замкнутым участникам настроить себя на работу.
Процедура знакомства
Цель — установление доверительных отношений. Снятие напряжения. Создание ощущения единства, принадлежности к группе.
Упражнение «Круг знакомств»: все подбрасывают мяч с помощью круга из ткани (одновременно растягивая круг) вверх и называя имя одного из участников. И так далее по кругу, пока все не познакомятся (2 мин).
Упражнение «комплимент».
Дополнительная цель — приобретение навыков межличностного взаимодействия. На спину участникам, стоящим спиной друг к другу, закрепляется одноразовая бумажная тарелка. Каждый участник пишет не тарелке комплимент (3—5 мин).
Творческая мастерская (Время проведения 20 минут)
Изготовление куклы-закрутки «Нянюшка» [3] Цель — прививать уважение к культуре своего на-рода, к традициям семьи, через знакомство родителей и детей с народной игрушкой.
Задачи: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы, выделить ее достоинства, научив изготовлять традиционную куклу-закрутку.
Материал и оборудование — белая ткань размером 60 на 60 см (1 шт.) и 30 на 30 (1 шт.) на каждого участника. Хлопчатобумажные или шерстяные нитки, лоскут цветной ткани для одежды, косынка. Отделочный материал: декоративная тесьма (2—4 шт. по 10 см, узкие ленты (2 шт. по 20 см, кружева.
Ход занятия
Рассказ ведущего: «А теперь я хочу познакомить вас с историей и техникой изготовления куклы-закрутки «Нянюшка». Исторически изготовление русских обрядовых кукол всегда была делом семейным. Папа и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей, с ранних лет приучая их к рукоделию, усердию и терпению. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, фантазировать; учатся быть внимательными и добрыми. Ведь куклы — не только игрушки, но и близкие друзья. Известны народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая, игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой кукол — отсутствие лица; они изготавливаются без помощи иглы и ножниц (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Она должна была принести ребенку благополучие, здоровье и радость. Тщательно подбирались ткани и нитки для будущей куклы. Первую куклу ласково называли «Нянюшка». Давайте и мы с вами попробуем ее сделать. У всех на столах есть необходимый материал для изготовления этой куклы».
Технология изготовления
1. Берем льняную ткань 60 на 60 (1 шт.) и сворачиваем в плотную трубочку,
закрепляем нитками.
2. Кладем трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани 30 на 30,
лежащую по диагонали. Перегибаем по диагонали ткань и закрепляем
голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываем ниткой.
Получилась белая кофточка, которую можно украсить ленточками или
тесьмой.
3. Наряжаем куклу: закручиваем вокруг талии декоративную тряпочку-юбку и
завязываем ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из
декоративной тесьмы.
4. На голову повязываем ленточку или платок.
Ведущий: «Вот и у нас получилась кукла «Нянюшка». Какие они все разные. Ведь каждый из Вас вложил в куклу частичку себя. А сейчас я попрошу Вас подумать и ответить, почему кукла называется кукла-закрутка «Нянюшка»?»
Упражнение: работа с куклой (5—10 мин) [2] Цель — развитие навыков межличностного и группового общения, развитие воображения.
1. Знакомство с куклой. Каждый дает своей кукле Имя.
2. История куклы — возраст, где и как живет, чем занимается.
3. Знакомство кукол разных семей между собой. Необходимо, чтобы
познакомились как можно больше кукол. Каждый стол приветствует другие
(«Здравствуйте/Привет! Нас зовут.»). Пожелание от каждого стола другим
(«Мы Вам желаем.»).
4. Куклы рассказывают стихотворение. Каждая группа кукол говорит строчку,
в итоге получается целое стихотворение.
(Текст стихотворения)
Немало в жизни предстоит пройти путей-дорог,
Но сердце бережно хранит заветный огонек.
Он согревает душу мне, и знаю, верю я -
Не одинок я на земле, со мной моя СЕМЬЯ!
Исполнение песни (2—3 мин)
Цель — закрепление чувства единения, чувства плеча, позитивного эмоционального настроя. Ведущий: «Сейчас, по сложившейся традиции нашего клуба, мы исполним песню. Попрошу всех собраться в круг. В правую руку возьмите слова, а левой приобнимите соседнего участника» (под гитару всеми исполняется песня «Ты да я да мы с тобой».
Подведение итогов (3—5 мин)
Цель — закрепление и осознание полученного опыта.
Участники высказываются о своих впечатлениях (по желанию).
Ритуал прощания (1мин)
Ведущий протягивает свою руку ладонью вниз, в центр круга следующий участник кладет свою руку сверху на руку ведущего и т. д. После, одновременно раскачивая руки, все по слогам говорят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»!
В заключение хотим сказать читателям, которые ищут возможные формы работы с детьми и подростками с ОВЗ и их семьями. Даже если Вы не сможете организовать систему таких занятий, но сможете организовать только несколько занятий или хотя бы одно — это станет памятным событием для ребенка-инвалида! Ведь для большинства из них мир ограничивается их семьей, проблемами и видом из окна их жилища. Так подарите им возможность узнать больше! Подарите им частичку Большого Мира!
Литература
1. Матафонова Т. Ю. Тренинги детско-родительских отношений. ГУ ЦЭПП
МЧС России. — М., 2006.
2. Юдин М. Г. Рабочая программа практического решения социально-
психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с
особенностями развития, проблемами здоровья, детей-инвалидов и их
семей педагога-психолога Юдина М. Г. Клуб общения «Ультрамарин». —
М. : ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва», 2008.
3. Юзбашева Р. Н. Мастер класс «Кукла закрутка "Нянюшка" ГОУ Д/С №1851
— М., 2009.
4. Психологическая реабилитация инвалидов в комплексном подходе к
социально-психологической реабилитации инвалидов. Методическое
пособие для центров социальной реабилитации инвалидов / Под ред. Т.
Ю. Матафоновой. — М., 2005.
5. Юдин М. Г. Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-
психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская
программа Инклюзивное образование: методология, практика, технологии
Материалы конференции Издатель: Московский государственный
психолого-педагогический университет Год издания: 2011