Виолетта Арутюнова
Клавесы как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы. В детской психологии хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Развитие чувства ритма напрямую связано с развитием таких когнитивных функций мозга, как речь, память, внимание. Поскольку с развитием ритмических способностей активизируются деятельность мозга,развивается мелкая моторика, формируются новые нейронные связи, можно с уверенностью утверждать, что чувство ритма влияет и на развитие личности в целом. В свою очередь сам ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Данная разработка как раз и направлена на формирование чувства ритма.
Ритм в музыке – категория времени, имеющая эмоционально-выразительный, образно-поэтический, художественно-смысловой характер. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих дошкольных учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что эта сфера очень популярна в различных образовательных системах, действенна для освоения и имеет широкий спектр применения, начиная от визуально-ритмических рядов в раннем возрасте и заканчивая профессиональным обучением музыкантов всех уровней.
Содержание музыкально-ритмической составляющей образовательной деятельности ДОО определено также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В него входит «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмические движения». Целевые ориентиры музыкального развития предполагают, что ребёнок 6-7 лет проявляет самостоятельность в исполнении музыки разными способами (пение, танец, элементарное музицирование). Способен к самостоятельному, сольному исполнению.
Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком – Далькрозом получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Развитие чувства ритма помогает осознать свои силы и ощутить радость жизни через творчество. В нашей стране система ритмического воспитания разработана такими специалистами, как Н. Г. Александрова, Е. В. Кононова. Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым. По мнению психолога Б. М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…».
Таким образом, освоение данной музыкальной области и привело к созданию собственной авторской методической разработки с использованием деревянных палочек – КЛАВЕСОВ. Методическая разработка рассчитана на работу с детьми в группах старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с задержкой психического развития, с тяжёлыми нарушениями речи и фонетико-фонематическими нарушениями речи. Она может использоваться в логопедических группах ДОО
Цель работы: создание методической разработки по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством использованияклавесов.
Задачи:
- создать условия для освоения игры на клавесах;
- формировать умение исполнять различные ритмические последовательности с
применением клавесов.
- развивать точность воспроизведения ритмического рисунка музыки;
- способствовать мотивации к самостоятельному освоению элементарных ритмических
формул. ;
- формировать и закреплять различные навыки игры с помощью клавесов.
- воспитывать интерес к музицированию и самостоятельному ритмическому творчеству.
В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении детей игре на музыкальных инструментах в игровой форме. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, то данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной. Основными принципами, которые легли в основу исследования стали:
• Принцип последовательности и взаимосвязи от простого к сложному.
• Принцип психологической комфортности. При работе обеспечивалось создание благоприятной атмосферы для эффективного образовательного процесса.
• Принцип интегрированного подхода. Использовались приёмы визуализации с применением ритмических карточек для обеспечения различных уровней восприятия. Работа велась в течение двух лет с детьми разного возраста, в группах компенсирующей направленности (ЗПР, логопедических группах).