Исаева Жанна
Классный час «Эти вредные конфликты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов.
Задачи:
• Выработать умение конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.
• Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
• Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Оборудование:
Публикация «Классный час „Эти вредные конфликты“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
• Персональный компьютер;
• Мультимедийный проектор;
• Мультимедийная презентация «Эти вредные конфликты».
• Цветные мячи на столах.
• Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
• Звезды красного, желтого, зелёного, черного цвета.
• Смайлики для учащихся.
• Солнце и облака для тренинга.
• Набор слов на зеленых листочках о компромиссе.
• Дерево компромисса.
Прикладные программы:
• Текстовый редактор MS Word;
• Редактор презентаций MS PowerPoint;
• Проигрыватель Macromedia Flash Player.
Ход ЗАНЯТИЯ
Учитель:
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из её окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясён увиденным. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое… Как так? Ты смотрел с другой стороны, был ответ.
Вопрос: Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды на одно и то же событие?
Ответы.
Учитель:
Действительно, все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность, рост, но и разные интересы. Поэтому не удивительно, что мы по - разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, поступки людей. Вся история человечества – это история бесконечных споров, войн и конфликтов. Они существовали всегда и будут существовать. Они, к сожалению, неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. И нельзя точно сказать, бесполезны ли споры и конфликты или они – явление нашей жизни.
Как вы уже поняли сегодня, мы поговорим о спорах и конфликтах, поучаствуем в решении конфликтных задач, научимся находить выходы из конфликтных ситуаций без вреда для себя и окружающих.
Вопрос: Что такое спор?
Ответы: Это словесное обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает своё мнение. Вопрос: Каковы причины споров?
Ответы.
Вопрос: Как вы думаете, возможно, ли общество без споров? (При полной утрате личной индивидуальности и свободы). Другими словами, если мы все станем одинаковыми. Но будем ли мы тогда интересны друг другу?
Учитель:
К сожалению, споры часто перерастают в конфликты. Что такое конфликт?
Каковы причины конфликтов? Для разных людей конфликтом являются разные ситуации. Для одних, конфликт – просто выяснение отношений, для других – «косой» взгляд, а для третьих – драка. Мир очень сложен и противоречив.
Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. В вашей школьной жизни конфликты очень часто возникают спонтанно, не из-за чего.
Как по – вашему, с чего о чаще всего начинается конфликт? (с обидного слова).
Упражнение 1 «Как просто обидеть словом»
На доске прикреплено солнце, символ дружбы, радости, хорошего настроения. Учитель предлагает обучающимся на облаках написать обидные слова, которые они чаще всего слышат и произносят. Эти слова портят им жизнь. Ребята прикрепляют их на солнце.
Учитель:
В конфликте всегда участвуют 2 стороны – оппоненты и заинтересованная сторона, которая и влияет на исход конфликта.
Упражнение 2 «Паровозик».
Вопрос: «Кто может быть виновен в крушении поезда, если нет никаких помех?» Чаще всего дети отвечают, что машинист.
Задание: выстроиться в затылок друг другу, положив руки на пояс предыдущему однокласснику – «паровозиком». Затем им даё тся следующая установка: один хлопок – это шаг вперёд, два хлопка – шаг назад, три хлопка – шаг вправо, четыре хлопка – шаг влево.
Во время выполнения упражнения будет много ошибок, и тот, кто ошибается занимает место в конце цепочки.
По окончании игры учитель задаё т вопросы:
1. Во время игры создалась конфликтная ситуация. Кто её создал?
2. Всегда ли машинист виноват в крушении поезда?
Вывод: конфликтная ситуация – результат действия не одного человека, а группы людей и решать её нужно вместе.
Учитель:
Как, по-вашему, возможно прожить без конфликтов?
Для того, что бы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям. Каждый стол получает описание конфликта и задание найти такое решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Легко ли найти выход из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
Описание конфликта :
1. На перемене ты толкнул мальчика. К тебе подошёл его старший брат и возмущённо высказывает своё недовольство. На этой почве возникает конфликт. Как ты поступишь, чтобы уладить ситуацию?
2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть телефон и без разрешения начал с него звонить. Твои действия для избежания конфликта?
3. Ты пошутил над одноклассником, обозвав его, но шутка получилась оскорбительной. В любой момент возникнет конфликт. Твои действия?
Подведём итоги. Оказывается, большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, т. е. такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки ради общего удобства.
Компромисс – это выход из конфликта путём взаимовыгодных уступок. Искусству компромисса надо учиться. Только положительно нравственная и социально зрелая личность способна идти на компромисс.
Упражнение 3 «Компромисс»
На доске вы видите дерево. Что вы можете о нём сказать? (дерево без листьев). Давайте нарядим дерево листочками. Но это не простое дерево, а дерево компромисса. И листочки на нём должны быть особенные. На своих партах вы видите зелёные листочки. На первый взгляд они одинаковые, но прочтите слова, которые написаны на них, выберите тот листок, на котором написана характеристика, свойственная компромиссу. Подойдите и прикрепите листок к дереву.
Характеристики: Наглость, уступчивость, равнодушие, миролюбие, трусость, упрямство, доверие, отходчивость, уважительность, терпимость, высокомерие, отзывчивость.
Сегодня, ребята, вы поняли, что избежать конфликта может каждый и в любой ситуации это возможно.
Нежелание уступать, агрессивность в поведении ведёт за собой санкции, т. е. наказание за недостойное поведение. Вы уже вступаете в тот возраст, когда за свои поступки должны нести ответственность правовую и уголовную.
Саморефлексия «Мои возможности»
На листе бумаги нарисуйте собственную ладонь.
В центре ладони напишите самую главную причину, которая мешает вам конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.
В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что вы узнали и что, может вам пригодиться для решения возможных конфликтов.
Упражнение 4 «Воздушные шары»
Обучающиеся по кругу передают воздушный шарик, обещая друг другу не конфликтовать (постараюсь быть терпимее, буду добрее, не буду говорить обидных слов… и т. д.) Релаксация проходит под тихую инструментальную музыку.
В заключение классного часа каждый ученик получает памятку о том, как избежать конфликта.
Заключительные слова, рефлексия:
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды – отобразите свое настроение в виде звезд. Большое всем спасибо!
Красная звезда – мне понравилось, было интересно, все понятно.
Желтая звезда – я не все понял, но я доволен, было интересно.
Зеленая звезда – многое мне не удалось, но кое-что я для себя взял.
Черная звезда – мне было не интересно, я зря потерял много времени.
Литература:
1. Андреев В. И. Конфликтология : искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Казань, 1992.
2. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997. 144 с.
3. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
4. Рыбакова М. М. Конфликты в школьном возрасте : пути их преодоления. М. ,1986.
5. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с., ил.
6. Федоренко Л. Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе: Курс практических занятий для педагогов, учащихся и родителей. СПб. :КАРО, 2009. – 160 с. – (Серия «Психологический взгляд»).
7. https://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/offense.html