МААМ-картинки

Классный час «Духовно-нравственные основы русской семьи»

Наталья Шилина
Классный час «Духовно-нравственные основы русской семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

РУССКОЙ СЕМЬИ

Звучит музыка

На фоне музыки на экране появляется тема мероприятия (слайд №1)

Ученица:

Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам

- Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я».

Публикация «Классный час „Духовно-нравственные основы русской семьи“» размещена в разделах

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

«Я, я» - тихо молвила Ева. - «Я, Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на Земле появилась семья!

Учитель: Спасибо. А теперь скажите, пожалуйста, кем по библейскому преданию были Адам и Ева?

Ученик: По библейскому преданию Адам и Ева были прародителями всех людей на Земле.

Учитель: Верно. И именно они создали самую первую на свете семью. А вот от того, в какой семье человек живет и воспитывается, зависит, каким он вырастет: благородным или подлым, жестоким или добрым. Именно в семье закладываются нравственные и духовные качества.

Каждый из нас должен знать, что самая надежная твердыня - свой очаг, свой дом, своя семья. На протяжении многих веков люди и религии спорят между собой по многим вопросам, но все они сходятся во взглядах на семейную жизнь и считают, что семья должна строиться на : любви, верности, доверии, уважении, взаимопомощи, терпении.

Духовно-нравственные традиции русской семьи берут свое начало от крещения Руси.

После крещения Русь перестала быть языческой и стала православной. Постепенно менялся весь уклад жизни, а в первую очередь менялись духовно-нравственные ценности. Например, у язычников не принято было хранить верность в браке.

Существовали и совсем уж дикие обычаи: у некоторых северных народов во время суровой зимы убивали стариков, чтобы не тратить на них пищу и дать возможность выжить детям.

- Ребята, скажите, а в наше время есть подобные языческие обычаи?

Ученик: Нет.

Учитель: Конечно, нет. На Руси складывались совсем другие традиции взаимоотношений в семье. Многие государственные деятели определяли семейные ценности и преподносили их в своих поучениях, которые передавались от поколения к поколению. До наших дней дошло, например, «Поучение» Владимира Мономаха (слайд №2) и предпо-лагаемая дата «Поучения» - 1096 год).

Быкова Лена расскажет нам, о чем говорилось в этом документе.

Ученица: «Есть и пить без разговоров шумных, при пожилых молчать, мудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседовать, и больше разуметь, не свирепствовать словом, не хулить беседой, не смеяться обильно, стыдиться старших. (слайд №3) Больного посетите, покойника проводите, поскольку все мы смертны. Жену свою любите. А если позабудете все, то чаще перечитывайте. И мне будет не стыдно, и вам будет польза.»

Учитель: Спасибо. Позже появился еще один документ, посвященный устройству семьи, ее быту, духовно-нравственным ценностям. Кто помнит его название?

Ученик: Это «Домострой».(слайд №4)

Ученик: Он является важнейшим памятником древнерусской письменности XVI века и состоит из трех основных частей :

«Как веровать и как царя чтить» - об отношении к церкви и государству;

«О мирском строении и об отношениях к семейной жизни, детям, домочадцам»;

«О домовом строении» - о ведении домашнего хозяйства.

Учитель: Сегодня мы поговорим о 2-й части «О мирском строении».

Дима познакомит нас с наказом мужу, жене, и детям, как подобает им жить.

Ученик: «Да самаму тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидо вать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать не вы-смеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним - дружелюбым, к младшим и убогим - приветливым и милостевым».

Учитель: «Поучение и «Домострой» появились много столетий назад, когда только начинали складываться традиции русской

семьи. Устарели эти наставления или нет, стоит ли им следовать или вослрмать их только как памятники литературного творчества? Давайте еще раз вспомюш. какие нравственные качества должны были воспитываться в детях?

Ученики:

- не сквернословить;

- не воровать;

- не лгать;

- не клеветать на других людей;

- не быть злопамятным;

- не завидовать другим людям;

- слушаться и уважать старших;

- быть милосердным и сострадать;

- не обижать младших;

- не пьянствовать.

Учитель: Так устарели эти наставления в наше время?

Ученик: Нет.

Учитель: В Конституции Российской Федерации, которая является основным законом нашего государства, говорится о том, что родители обязаны заниматься воспитанием своих детей. Но и дети обязаны забо-титься о своих родителях. Значит, и сегодня традиционный семейный уклад, который существовал на протяжении многих веков, нужен, потому что он несет в себе из поколения в поколение глубинное содержание духовно- нравственной жизни семьи. (слайд №5) Потому что именно в семье родители учат вас тому, что хорошо, а что плохо, объясняют, почему стыдно совершать те или иные поступки. А вы должны прислушиваться к мнению родителей, потому что они желают вам добра. Любите своих родителей, берегите их, заботьтесь о них. Это ваши самые близкие люди, которые всегда есть и будут вашей опорой. Есть несколько несложных правил, которые помогают соблюдать эти законы. Они напи-саны в памятке. (Раздает ребятам памятки.)

• Настоящий сын бережет покой родителей.

• Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.

• Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

• Не вступай в пререкания со взрослыми.

• Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.

• Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются.

• Старайся не делать того, что осуждают старшие, — ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

• Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.

• Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.

УЧИТЕЛЬ (1) : Эти правила этикета основаны на уважении человечес-кого достоинства.

УЧИТЕЛЬ (2) : Помните, ребята, ваш первый долг — уделять внимание своим родителям. Задумайтесь над этим сейчас. Создайте для своих близ-ких уверенность, что они будут всегда любимы. Не забывайте, что и у вас будут дети, которые принесут вам много радости, если вы будете уделять им свои время и силы.

Повзрослев, вы тоже выйдете замуж или женитесь, создадите свою семью. И о том, какой будет ваша семья, нужно думать уже сейчас.

Время внесло свои коррективы, обряды во многом изменились. Но есть в России уголки, где свято чтут и хранят обычаи предков - это деревни и села. Мы живем в сельской местности, где трепетно относятся к традициям, и поэтому у нас старинный свадебный обряд почти не изменился.

(слайд №6) Совсем недавно Лютина Катя принимала участие в конкурсе «Старт в науку», где проводила исследование на сколько изменился свадебный обряд по сравнению с 40 годами 20 столетия, и вот что она нам расскажет:

Слайд №7 Мои бабушка и дедушка прожили долгую совместную жизнь – 64 года. Мне стало интересно, а как начиналось их семейное счастье. Мои старшие сестры уже тоже замужем. Во многом ли отличаются их свадьбы? Вот что я узнала из рассказов моей бабушки и из специальной литературы.

Наступление осени открывало на Руси время свадеб, которые игрались после окончания полевых работ. «По законам православной церкви бракосочетание не совершалось, помимо постов, в Святки, во вторник, в четверг, и в субботу, накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников, в масленичную неделю, накануне и в дни усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвиженья Креста Господня".20 Это строго соблюдалось в деревне.

Утром подруги или крёстная собирали невесту к венцу. В военное и послевоенное время специального свадебного платья не было. Голову покрывали фатой (красивая большая шаль c кистями) или подфатом (по размерам меньше, чем фата, реже цветами, потому что было неудобно возлагать венец в церкви.

До приезда жениха родители благословляли невесту иконой Богоматери.

Узнав, что жених с друзьями подходит или подъезжает к дому, невесту покрывали платком и сажали за угол. Жених должен был выкупить невесту, не глядя.

За невестой жених приезжал на лошади, украшенной лентами, и вез ее до церкви под фатой. Но чаще шли пешком через все село. У жениха и невесты в руках были носовые платки и они вместе держались за один рушник, с которым возвращались домой после венчания и клали себе на колени за столом. (Слайд №8)

В церковь жениха и невесту вел дружка с иконой. Венчание проводилось по церковному обряду, но и здесь были народные приметы. Смотрели, у кого свеча раньше догорит, и говорили, что у того и жизнь будет короче. Под ноги венчающимся клали коленкоровый платок, зажигали паникадило.

Обручальных колец не было. «Пришли в церкву, нам батюшка свои (кольца) давал, с венца у нас обратно взял. И у подруг моих никаких кольцев не было.»24 Родители на венчании не присутствовали, они ждали молодых дома. Молодые вместе с батюшкой и певчими шли в дом жениха. У крыльца их встречали родители: отец с иконой, мать с караваем хлеба и солью. «Молодые должны были откусить от одного каравая, чтобы было у них в семье единение, совет да дружба».25 А когда заходили они в дом, их обсыпали пшеницей, просом, гречихой, чтобы жили богато. (слайд №9)

Много общего остается между свадебным обрядом в 40-е годы и в наши дни. Это связано с тем, что, во-первых, жители р. п. Гремячево всегда характеризовались религиозностью. Все опрошенные мною респонденты и тогда верили, и сейчас верят в Бога. Недаром жители Гремячево сохранили в 1932 году в упорном противостоянии властям церковь Казанской Божией Матери, которая действует с 1853 года и по сей день. Во-вторых, население поселка всегда отличалось крепостью семейных устоев, родственных связей (в одном доме могли жить 3-4 семейные пары). Было немало многодетных семей.

Этим объясняется приверженность традициям, в том числе и свадебному обряду.

Бережно передаваемые из рода в род обряды исполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений. (слайд №10)

Давайте помечтаем, какими вы будете женами, девочки?

Ответы детей

• А какими будете мужьями вы, мальчики?

Ответы детей

• Что бы вы хотели воспитать в своих детях?

Ответы детей.

Учитель: Видите, вся хотите строить свои будущие семьи на тех же духовно-нравственных ценностях, которыми руководствовались наши предки в течение многих веков. (Слайд№11 с нравственными категориями.)

Учитель: Покровителями семьи в России издавна считают святых благоверных Петра и Февронию Муромских, о которых мы, к сожалению, мало знаем.

Давайте послушаем их жизнеописание. Что же необыкновенного было в их семейной жизни, почему их семья стала примером для многих людей (слайд №12)

Ученик: Святой благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. Однажды он тяжело заболел, и ни один врач -е мог излечить его. Петра отвезли к юной девушке Февронии, дочери пчеловода, которая умела лечить травами. Она отличалась красотой и скромностью. Князь пообещал ей. что, если она его вылечит, он женится на ней. Феврония исцелила его, и они стали супругами. Когда Петр стал самодержавным правителем в своем городе, а Феврония - княгиней, гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого рода и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Когда же князь отказался нарушить святость брака, они изгнали их. Молодая княжеская чета отплыла по Оке из своего города на лодке. Князь Петр очень печалился, а супруга поддерживала и утешала его. Долгие годы супруги прожили в любви и согласии.

Когда приблизилась их кончина, они молили бога, чтобы в один день и час переселиться в лучший мир. И завещали, чтобы погребли их в одной гробнице. В одно время приняли они и монашество: князь - с именем Давид, а княгиня - с именем Евфросиния. В пятницу 25 июня 1228 года они оба умерли. После их кончины церковнослужители решили положить тела князя и княгини отдельно, так как нельзя, дескать, мужа и жену класть в один гроб, раз они приняли иночество. Но утром следующего дня увидели они, что отдельные гробницы пусты, а святые мощи князя и княгини покоятся в общей гробнице, которую они велели сделать себе перед смертью. Неразумные люди попытались вновь их разлучить, но на третье утро тела Петра и Февронии снова оказались вместе. После этого никто уже не посмел нарушить их покой. К лику святых они были причислены в 1552 году. Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские почитаются покровителями брака.

Учитель: Итак, у святого Петра был выбор: либо власть, княжество и богатство, либо семья. Что он выбрал?

Ученик: Семью.

Учитель: Да, он не разрушил семью, не осквернил таинство брака, не нарушил обет, быть возле супруги и в горе, и в радости.

Есть и еще один яркий пример. Вы можете его привести?

Ученик: Это жены декабристов. (слайд №13)

Учитель: Верно! Они последовали за своими мужьями в Сибирь, обрекая себя ради любимых, ради сохранения семьи на лишения, отказавшись от богатства, дворцов, титулов.

Если все мы будем, в первую очередь, думать о своих близких, то у нас не будет разрушенных семей и брошенных детей.

Какая же семья без детей? На Руси всегда почиталось, иметь много детей. Вот и у нас в Гремячеве были в чести семьи, где было много детей. В некоторых семьях их было 16, 18 (слайд №14)

Учитель: А сейчас есть такие семьи?

Ученик: Да, но редко.

Учитель: А в наше время какая семья считается многодетной?

Ученик: 3 и более ребенка.

Учитель: Есть такие семьи в нашем классе?

Учитель: А как вы думаете, почему сейчас так мало многодетных семей?

Ученик:.

Учитель: (слайд 15)В наше время, как правило, каждая семья живет отдельно от родителей и дедов. Теряется связь поколений. Очень часто мы ничего не знаем о своих предках и об истории своей семьи, а ведь многое можно узнать если посмотреть бабушкин старенький альбом или подержать в руках военные награды деда.

Ученик: Есть в каждой семье особо чтимые вещи – реликвии. Слову «реликвия» предшествуют слова «религия» или «реликварий». Первые реликвии хранили в реликвариях. Реликварий — вместилище для хранения реликвий. Слово «реликвия» имеет несколько значений: 1) мощи или особо чтимые предметы, якобы принадлежавшие богам, пророкам, святым; 2) предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. В Словаре русского языка С. И. Ожегова и Толковом словаре В. И. Даля слово «святыня» трактуется как то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым. Отсюда можно сделать вывод, что значение этих слов одинаково.

Учитель: При подготовке к нашему мероприятию каждой нашей семье было предложено принести свои семейные реликвии и подготовить о них рассказ. И позвольте мне открыть вам маленькую тайну. Еще не приступив к выполнению задания, многие из вас уже встали перед проблемой выбора: из огромного множества предметов, окружающих вас, надо было выбрать реликвии. Тогда еще многие из вас не знали истинного значения этого слова. Посмотрим, что же вам подсказало ваше сердце.

Существует наука генеалогия, которая занимается восстановлением истории семьи, строит графическую схему родственных связей.

Каждая семья имеет свое «генеалогическое древо». Несколько семей из нашего класса изучали свою родословную, и сегодня мы можем увидеть результаты их исследований.

Итак, мы видим три «генеалогических древа» :

Семьи Конюковых

Семьи Агафоновых

Семьи Железцовых

Мальчики, а вы знаете, от какой ветви вы происходите?

(Показывают)

Спасибо.

Учитель: Ребята, посмотрите на это дерево. Если лишить его корней, что произойдет?

Ученик: Оно погибнет.

Учитель: Вот так и человек. Если лишить его корней, т. е. семьи, то он может ослабеть, сломаться без поддержки близких. Ведь семья - это наша защита и оплот. Семья - это мир, в котором мы рождаемся, делаем первые шаги, впитываем нравственные и духовные ценности.

Семья - это гавань. А как вы считаете, почему?

Ученик: Гавань - это место, куда приходят на отдых корабли после долгого и трудного похода. (слайд №16)

Учитель: Семья - это наша гавань, это родительский дом, где мы находим утешение, радость, понимание и любовь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре» Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре». В своей работе.

Круглый стол «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании» Круглый стол "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании" Цель: • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре» Информационно-практико-ориентированный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному.

Сценарий «Самый классный классный!» Сценарий выступления «Самый классный классный» На экране видео заставка «Пусть говорят». Выходит ведущий. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, в эфире.

Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» еминар: «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Павлова Е. Н., зам. директора.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему Духовно-нравственные проблемы в тексте К. Г. Паустовского .

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Д. С. Лихачев писал «Любовь к родному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классный час «Духовно-нравственные основы русской семьи»
Опубликовано: 26 января 2017 в 14:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Классный час «Духовно-нравственные основы русской семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД