Наталья Бабинцева
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством двигательных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.
.Кант
Ум ребенка находится на его пальцах.
В. А. Сухомлинский
«Большая мудрость самому
себя знать»
Древнерусская посовица
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Публикация «Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья посредством двигательных упражнений» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Кинезиологические упражнения – это как средство помощи детям с проблемами в развитии.
И. П. Павлов говорил: «Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, срильным и умным»
Основная цель:
- развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.
Задачи развития межполушарной специализации:
синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
«Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребенка»
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений :
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
-Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма,
развивают самоконтроль и произвольность.
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
-Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Условия: (для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия) :
Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого с постепенным усложнением.
• занятия проводятся утром;
• занятия проводятся систематически;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• упражнения проводятся стоя или сидя;
• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения
упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения :
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
«Язычок»
Язычок вы покажите,
На него все посмотрите.
Выдвигать язычок вперед-назад (8 раз)
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
«Домик»
Мы построим крепкий дом
Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки и наоборот. 8 раз.
«Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь)
«Глазки»
Чтобы зоркими нам быть
Нужно глазками крутить
Вращать глазами по кругу по 2-3 сек.
«Глазки» 2.
Быстро-быстро поморгай,
Потом глазкам отдых дай.
Быстро моргать в течение 1 минуты.
«Ожерелье»
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим.
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний. Упражнения выполнять в прямом и обратном порядке. 8 раз
«Качание головой»
Покачаем головой,
Чтобы был в душе покой.
Дышать глубоко, расправить плечи, закрыть глаза. Опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.
«Жизнь необходимо требует движения, а развивающийся ум — дела». ( автор: А. А. Бестужев-Марлинский)
Литература
1. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. - Рязань, 2012. – 48 с.
2. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001-48 с. 3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2014. – 60 с.