МААМ-картинки

Кинезиология как способ решения трудностей нарушения памяти дисграфии, дисорфографии у воспитанников с девиантным поведением

Бакшеева Татьяна Сергеевна
Кинезиология как способ решения трудностей нарушения памяти дисграфии, дисорфографии у воспитанников с девиантным поведением
▼ Скачать + Заказать документы

В государственном специальном учебно-воспитательного учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Кемеровской специальной общеобразовательной школы» имени народного учителя СССР Э. Г. Фельде проводится комплексная коррекционно-развивающая работа по развитию памяти, решению трудностей, связанных с дисграфией, дисорфографией у воспитанников.

Публикация «Кинезиология как способ решения трудностей нарушения памяти дисграфии, дисорфографии у воспитанников с девиантным поведением» размещена в разделах

Школа является муниципальным учреждением, где созданы условия для перевоспитания детей с одиннадцати до восемнадцати лет, и где им оказывается комплексная социальная, медицинская, правовая, психологическая и педагогическая помощь. Подростки направляются в школу на один – три года, по постановлению суда. В последнее время, в специальную общеобразовательную школу начали поступать подростки с различными отклонениями в психическом развитии.

Педагогический коллектив решает проблему низкого качества школьного обучения путем разработки программ, призванных облегчить процесс обучения, увлечь воспитанника учебой, помочь ему закрепить полученную информацию. Во многом эти программы оказываются успешными. Однако почему одни начинают учиться хорошо, а другие по-прежнему учатся плохо?

Дело в том, что отрицательное воздействие на психику (боль, страх, страх перед болью – стресс) фиксируется нашим мозгом – компьютером, который отключает, блокирует часть клеток-ячеек памяти, задействованных конкретно в данный момент.

У воспитанников врачи обычно фиксируют нарушение функции головного мозга. Эти дети не могут сосредоточиться на учебном материале, у них нарушена память, фиксируется явление дисграфии, дисорфографии.

Характерной чертой умственной деятельности является цикличность: дети могут продуктивно работать 5 – 15 минут, затем 3 – 7 минуты мозг отдыхает – «мерцающее сознание». Этим детям необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании». Если голова и тело у ребенка неподвижны, у гиперактивного ребенка снижается уровень активности мозга. Медикаментозное лечение помогает в этих случаях далеко не всегда [5].

Воспитаники испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе зачастую формируют у них негативное отношение к учебе.

Проблема коррекции причин трудностей в обучении русскому языку воспитаников в ГСУВОУ КСОШ имени Э. Г. Фельде особенно актуальна на современном этапе. Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык» : «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, негативно сказывающихся на состоянии русского языка, из-за этого возникают серьезные трудности в преподавании русского языка в школах» [4].

Нейропсихологические профили воспитанников имеют разнообразный характер, так как в основе их неуспеха лежат различные механизмы: дисфункции лобных, височных, теменных, затылочных, левополушарных, правополушарных, стволовых, комиссуральных отделов головного мозга.

Дисграфия – частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга [2]. У воспитанников отличительной чертой являются трудности в звукоразличении и понимании речи, воспринимаемой на слух. При письме у них наблюдаются слитное написание двух и более слов, пропуски букв, замены букв по мягкости – твердости, глухости – звонкости. Объяснение дисграфических ошибок разное. У воспитаников с дисграфией поздно формируются познавательные интересы, долго сохраняется игровая мотивация.

Дисорфография - специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи [3]. Дисорфография возникает у воспитанников, имеющих в анамнезе: общее недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи, дисграфию и дислексию, различную неврологическую пренатальную и постнатальную патологию.

Кинезиологи (кинезиология имеет греческий корень от kinеsis, что означает движение) считают, что явления нарушения памяти, дислексия, дисграфия очень редко бывают за счет органического поражения головного мозга [1]. Такие нарушения памяти могут возникнуть и у многих взрослых. Например, человек утверждает: «Я плохо читаю и поэтому мало читаю», «У меня нет способностей к математике, поэтому я выбрал гуманитарную профессию» и т. д. Подобные заявления может сделать любой человек, но не каждый представляет себе, что когда-то в момент интенсивного эмоционального стресса, вызванного неудачей или каким-то разочарованием – произошло блокирование клеток головного мозга. Если его устранить – появляются способности к языкам и любовь к математике.

Работа психологов, кинезиологов заключается в разблокировании пораженной области мозга путем физических упражнений, что дает возможность организму осуществить целительную саморегуляцию. Решить эту проблему позволяет комплекс упражнений, выполнение которых дает возможность использовать прежде неиспользованные области мозга. Изменение в учебе и поведении наступает очень быстро. Эти упражнения повышают жизненный тонус, развивают способности к учебе. Применение «Гимнастики ума» дает положительную динамику в развитии личности воспитанника и достижение успехов в обучении.

Мы предлагаем комплекс упражнений по кинезиологии, которые способствуют восстановлению памяти и ликвидации явлений дисграфии и дизорфографии.

Упражнение 1. «Перекрест» [1].

Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем тушью перекрестом (косой крест). Он располагается на плоскости на расстояние примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 секунд смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 секунд взгляд переводится на светлый фон. С появлением образа глаза закрываются, а перекрест мысленно переносится в область переносицы: через некоторое время переносится в область лба (середину, а затем уже – в темя. Это сигнал единства мозга.

Упражнение 2. «Кнопки мозга»

Находят три точки: пупок и две симметричные точки над вторым ребром сверху, в месте соединения с грудиной. Довольно плотно зажимая левой рукой пупок, правой – круговыми, направленными наружу движениями, три раза массируют правую точку. После этого, зажав пупок, одновременно массируют обе верхние точки: три круговых движения в одну сторону и три движения в другую, и так три раза. Массировать точки медленно с нажимом.

Упражнение 3. «Мельница и прыжки с поворотом».

Рука и противоположная нога двигаются одновременно. Рука касается колена.

При прыжках с поворотом рука касается противоположного колена, туловище поворачивается в разные стороны. Глазами вращают вправо и влево, вверх и вниз.

Упражнение 4. «Слоник».

Согните колени, голову прижмите к плечу и выводите рукой восьмерку, вслед за движением руки наклоняйте туловище, стараясь глядеть поверх пальцев; то же другой рукой. Можно выводить «хоботом» слова, правописание которых надо запомнить.

Упражнение 5. «Сова».

Возьмите правой рукой за левое плечо и надавите на него. Поверните голову и посмотрите через это плечо. Дышите глубоко, разверните плечи. Теперь посмотрите через другое плечо. Опустите подбородок на грудь, дышите глубоко и расслабьте мышцы. Взяться за другое плечо и повторить упражнение.

Упражнение 6. «Восьмерка».

Вытянуть перед собой правую руку. Пальцы сжать в кулак, оставив вытянутым указательный палец. Нарисуйте в воздухе указательным пальцем знак бесконечности (лежащая цифра восемь) как можно большего размера, когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение глазами за кончиком пальца, не поворачивая голову. Повторить пять раз. То же сделать левой рукой. Затем двумя вместе (указательные пальцы сложены один на один, повторить пять раз.

Учителя, воспитатели, психологи могут эти упражнения выполнять со своими учениками каждый день. Некоторые учителя используют только те упражнения, которые развивают способности к чтению или творческому мышлению, правописанию, математике. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно на всех предметных уроках.

Список литературы

1. Денннисон П., Деннисон Г., Гимнастика Ума [Текст] П. Деннисон, Г. Деннисон. – М. :, 1993

2. Карнеев А. Н., Нарушения чтения и письма у детей [Текст] А. Н. Карнеев. – СПб. : Речь, 2003

3. Лалаева Р. И., Нарушение чтения и письма у младших школьников [Текст] Р. И. Лалаева. – СПб. : Сонец, 2004

4. Сиротюк А. Л., Коррекция обучения и развития школьников [Текст] А. Л. Сиротюк. – М. : Творческий центр, 2002

5. Сиротюк А. Л., Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] А. Л. Сиротюк. – М. : Творческий центр, 2003

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Как распознать детей с аффективным поведением Для значительной части «трудных» детей характерно аффективное поведение. В данном случае мы имеем в виду не медицинский диагноз, а склонность.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Конспект прогулки «Наблюдение за поведением птиц у кормушки»Конспект прогулки «Наблюдение за поведением птиц у кормушки» Цель прогулки: продолжать знакомить детей с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц; воспитывать.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Наблюдение воспитателя за поведением детей во время просмотра детских спектаклейНаблюдение воспитателя за поведением детей во время просмотра детских спектаклей В наш детский сад в очередной раз приехал театр со спектаклем "По-щучьему велению". Такие представления дают возможность приобщить детей.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет)Участие в конкурсах как способ выявления одаренности воспитанников детского сада (фотоотчет) Всем известно, что творчество играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. В каждом ребенке обязательно скрыт талант,.

Общешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганцаОбщешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганца Внеклассное мероприятие, посвященн е памяти воина - афганистана Сергея Медведева Ход мероприятия: Звучит композиция Память 1 слайд Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как способ решения трудностей нарушения памяти дисграфии, дисорфографии у воспитанников с девиантным поведением
Опубликовано: 4 февраля 2020 в 09:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как способ решения трудностей нарушения памяти дисграфии, дисорфографии у воспитанников с девиантным поведением» (включая файлы) размещена пользователем Бакшеева Татьяна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД