Светлана
Кинезиологические упражнения или гимнастика для мозга
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения или гимнастика для мозга
Даже самый совершенный мозг ржавеет без дела
Артур Конан Дойл
Головной мозг находится в непрерывной связи с внутренними органами, системами, аппаратами, обеспечивает им согласованную работу по средствам рефлексов.
Великий русский физиолог И. М. Сеченов в своём труде «Рефлексы головного мозга» писал, что любой рефлекторный акт в конечном проявлении своём мышечное сокращение.
Публикация «Кинезиологические упражнения или гимнастика для мозга» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи между мозгом и двигательными актами, тем отчётливее выявляют необходимость движения для учения, пробуждения умственных способностей, объединения интеллектуальных процессов, протекающих в головном мозге человека с раннего детства до глубокой старости.
Гимнастика мозга способна устранить многие причины, затрудняющие процесс воспитания, обучения детей и подростков, стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана.
Физические упражнения, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью, получили название – кинезиологические упражнения (П. Деннисон, 1970).
Эти упражнения пробуждают систему “движение-интеллект” и приводят её в готовность к обучению: развивают и совершенствуют внимание, память, мышление; позволяют выявить скрытые возможности, устранить дезадаптацию.
Все кинезиологические упражнения можно разделить на три группы:
I – группа - Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга
II - Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации
III - Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности
Польза и привлекательность кинезиологических упражнений состоит в их простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он делает в данный момент.
Функциональная асимметрия головного мозга откладывает отпечаток на различные этапы воспитательной и образовательной деятельности.
Для формирования стабильной мотивации «правополушарным» необходимо творческое начало, связь информации с реальностью, практикой, музыкальным фоном. «Левополушарным» - детали, технологии, абстрактный линейный стиль.
Для восприятия информации – «правополушарным» важны интонации, ощущения, визуальные образы, «левополушарным» - смысловое понимание речи, аудио образы.
В эмоциональном плане «правополушарные» - экстраверты, часто «выходят из себя». «Левополушарные» - интроверты, редко «выходят из себя».
«Равнополушарные» представители человечества хорошо ориентируются в обстановке и действуют по ситуации, включая то полушарие, действие которого в данный момент наиболее важно.
Формирование функциональной асимметрии происходит в соответствии с возрастом: сначала ребёнок является ярко выраженным правополушарным существом, с развитием речи - включается левое полушарие. При бедности эмоционально-образных восприятий, левое полушарие может «заблокировать» правый мозг, и психика будет обеднённой, такому человеку труднее стать уникальным, неповторимым, каким изначально задумала его природа.
Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект.
правополушарным левополушарным равнополушарным
Левосторонние движения Правосторонние движения Перекрёстные движения
Массаж ушных раковин разноимёнными руками Массаж ушных раковин разноимёнными руками Массаж ушных раковин одноименными руками
Симметричное рисование Симметричное рисование Зеркальное рисование
Гимнастика для глаз с вербальными сигналами Гимнастика для глаз с цветовыми сигналами Гимнастика для глаз с разными видами сигналов
Горизонтальная восьмёрка (влево) Горизонтальная восьмёрка (в право) Горизонтальная восьмёрка зеркальная
«В результате систематического использования кинезиологических упражнений происходит расширение зоны ближайшего развития головного мозга и переход его в зону актуальной деятельности»…
П. Деннисон
1. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. – М., Высшая школа, 1985.
2. Козлов В. И. ,Цехмистренко Т. А. Анатомия нервной системы. – М., «Мир», 2003.
3. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.
4. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., «Академия», 2002.
5. Деннисон П. «Кинезиологичесик е упражнения», 1979.
Интернет- ресурсы:
1. https://ru.wikipedia.org/
2. https://festival.1september.ru/
3. https://www.therapy.by/articles/
4. https://www.psyinst.ru/