Ирина Шадрина
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость —это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой — значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.
Публикация «Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.
Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д., а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.
У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.
1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
2. «Братья-ленивцы» Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.
3. «Передай мячик» Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно передавайте маленький мячик от пальца к пальцу (от указательного к мизинцу, и обратно, от мизинца к большому пальцу). При этом мячик плотно обхватывать пальчиком, подталкивая мячик большим пальцем. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
4. «Кулачки» Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
5. «Змея» Взять карандаш горизонтально, захватив его до половины пальцами одной руки. Указательным пальцем другой руки обхватить свободную часть карандаша подобно движению змеи. Повторять поочередно для всех пальцев.
6. «Собери карандаши» Положите на стол 5-10 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.
7. «Орехи» Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это скоро мне поможет
Буквы разные писать.
8. «Горизонтальная восьмерка» Вытяните правую руку, наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе рукой на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо, выполняя движения левой рукой.