Анастасия Булычева
Кинезиологические упражнения в практике школьного дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье я хочу поделиться личным опытом работы с детьми. Все упражнения и техники, о которых будет говориться я использовала на занятиях с обучающимися с ОВЗ. Каждое из них результативно и является отличным инструментом для стимуляции мозговой деятельности.
Ни для кого не секрет, что наш мозг состоит из двух полушарий: правого и левого, которые связаны между собой системой системoй нeрвных вoлoкoн, называемых «Мозолистое тело». Оно необходимо для передачи информации из одного полушария в другое и поддержания интеллектуальной деятельности человека. Если проводимость через мозолистое тело нарушается, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а второе тормозит свою работу. Связь между полушариями исчезает. Именно такое выраженное нарушение межполушарных связей и характерно для детей с особыми образовательными потребностями.
Публикация «Кинезиологические упражнения в практике школьного дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Кинезиология - наука, которая занимается активизацией работы двух полушарий. А в частности: развитием умственных способностей через определенные двигательные упражнения!
На своих занятиях я регулярно использую упражнения, принятые называть «Кинезиологические».
Представленные ниже игровые практики относятся к данной категории развивающих упражнений.
1. Комплексы стандартных упражнений для развития межполушарных связей, основанных на движениях пальцев рук.
• «Зарядка для пальчиков»
• «Пальчики проснулись»
• «Утренняя гимнастика»
• «Умываемся»
• «Кулачки дерутся»
• «Пальчики играют»
• «Хваталки»
• «Забиваем гвозди»
• «Поцелуйчики»
• «Кулачок-ладошка»
2. Кинезиологические сказки : «Про оленя», «Лесная сказка», «Баба Яга» и т. д.
Все слова сказки или действия героев сопровождаются определенными движениями рук или частей тела. Упражнение выполняется под спокойную музыку, создающую ритм всей сказки.
3. Нейро - кинезиологисекие упражнения с карандашами.
• «Гантели»
• «Стрекозы»
• «Ластики»
• «Тук-тук»
• «Дятел»
• Одновременное рисование
• «Точилка»
4. Нейропсихологические упражнения : «Алфавит», «Цифроград».
5. Нейрогимнастические комплексы для активизации межполушарного взаимодействия. Авторы Пол Деннисон и Гейл Деннисон.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга.
«Кнопки мозга»
Помогает включиться в процесс познавательной и сенсорной деятельности, пробудить «Электрическую систему организма», которая отвечает за концентрацию внимания и кровообращение. Приводит в готовность вестибулярный аппарат, активизирует мозговые центры, готовя мозг в целом к восприятию сенсорной информации.
И. П. : Стоя. Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Другая в это время лежит на пупке. Одновременно с этим, взгляд нужно переводить в разных направлениях: влево-вверх, вправо-вниз и т. д.
«Крюки»
Помогает вовлечься в деятельность или другой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизирует работу интеллект – тело. Упражнение, наиболее часто использующееся с тревожными, расторможенными детьми для развития способностей быстро переключать внимание.
И. П. : на выбор: стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно, вытянуть руки вперед, скрестить ладони друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе.
Выполнять 8-10 раз, по 15-20 секунд.
«Локоть-колено».
Активизирует зону обоих полушарий, образует большое количество нервных связей, обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления.
И. П. : Стоя. Поднять и согнуть правую ногу в колене, локтем левой руки дотронуться до колена правой ноги, затем тоже с левой ногой и правой рукой.
Выполнять 8-10 раз, удерживать позу 3-5 секунд.
«Пятка гнется»
Включает в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируюет творческие способности.
И. П. : Сидя. Положить правую лодыжку на левое колено. Найти руками напряженные (наиболее твердые) места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторить тоже для другой ноги.
Выполнять 5-7 раз, удерживать позу 8-10 секунд.
«Слон»
Активизирует и балансирует всю целостную систему организма "интеллект-тело", улучшает концентрацию внимания.
И. П. : Стоя. Голову наклонить вбок так, чтобы ухо было прижато к плечу. Одну руку вытянуть вперед – «Хобот». Глазами следить за движениями кончиков пальцев, а рукой «рисовать» горизонтальную восьмёрку. Поменять руку и наклон головы.
Выполнять 3-5 раз каждой рукой.
Используя данные комплексы упражнений и игр перед выполнением основных заданий на занятии позволяет повысить мозговую активность и включает детей с ОВЗ в деятельность. Для учителей начальных классов данные упражнения целесообразно использовать на физминутках или в начале урока для вовлечения в учебную деятельность.