Елена Матыцина
Проектная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников. Кейс — технология
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников. Кейс — технология
(Слайд 1)
Добрый день уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Проектная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников».
Публикация «Проектная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников, Кейс — технология» размещена в разделах
Все мы прекрасно знаем, что такое проект и как применять его в образовательной деятельности в ДОУ. Но сегодня я хочу рассказать вам о новой технологии, такой как Кейс – технология. Данная технология прекрасно реализуется в совокупности с проектной деятельностью, точнее является продуктом какого – либо проекта, в дальнейшем этот кейс может пополняться и использоваться детьми. Ну а теперь поговорим подробнее об этой технологии.
Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо сумочки у меня с собой объемные чемоданчики.
(Слайд 2)
Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Работа с кейсами в рамках учебного процесса известна в мире с 1908 г. В России же данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.
(Слайд 3)
Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс – метод развивает :
1. умственные, сенсорные и речевые способности.
2. аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
3. формирует навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
4. практические умения.
5. социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).
(Слайд 4)
В дошкольном образовании используют следующие виды кейс - технологии : В ДОУ
• игровое проектирование (Как раз то, что нам нужно)
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа : исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Эту технологию мы используем в разных вариантах.
- метод ситуационно-ролевых игр или ролевое проектирование;
- метод ситуационного анализа.
Для дошкольников чаще всего используют:
- метод анализа конкретных ситуаций - кейс – стади;
- кейс - иллюстрации.
- фото-кейсы.
(Слайд 5)
Прежде всего мы должны создать сами кейсы. Для этого нужно:
1. Определение темы и вопроса исследования – должны быть интересны детям.
2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
3. Определение контекста;
4. Планирование кейс - исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
6. Описание и редактирование кейса;
7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.
(Слайд 6)
Первый этап: подготовительный. Знакомство детей с ситуацией. Фиксация их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.
На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.
Третий этап: (анализ принятия решения, воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.
На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.
(Слайд 7)
Кейс-иллюстрация
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Чаще всего используется в НОД прочтение текста. Педагог предлагая проблемную иллюстрацию занимает позицию равного партнера, совместно с детьми проживает события и решает при этом свои пед. задачи.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся, не содержать подсказок относительно решения проблемы.
Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.
Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.
Дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему.
Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.
Предъявление второй иллюстрации помогает поддерживать интерес.
(Слайд 8,9,10)
Вашему вниманию предлагаются примеры Кейсов – иллюстраций.
(Слайд 11, 12)
На данный слайдах представлены примеры фото – кейсов.
(Слайд 13)
Кейсы могут различной тематики, могут быть созданы на различные темы ( например: кейс по развитию речи или кейс по музыкальному развитию).
В своей работе я стала использовать кейс – технологию, данные кейсы я хочу представить вашему вниманию. (показ и рассказ о своих кейсах, которые привезла с собой).