Ирина Чиликина
Кейс-технологии и примеры их использования в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников является очень важной частью образования.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом. Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым. Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в нашей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) мы применяем и инновационные формы и методы.
Публикация «Кейс-технологии и примеры их использования в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Метод «Кейс – технология» - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы…
Почти все способы реализации кейс - технологии связаны с проблемным обучением. Можно использовать кейс для проведения эвристической беседы с воспитанниками, прогнозирования, в качестве проблемной ситуации. Кейс как педагогическая технология предполагает использование различных средств : социальные и естественно - научные проблемные ситуации; словесные и иллюстрированные сюжеты: события, рассказы и игры с проблемным содержанием; фантазийные ситуации и нелепицы; фото- и видеоролики; объекты и явления окружающей действительности. Диалог с детьми должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже самый фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбирать уместные и актуальные.
Для разных целей воспитатели используют разные кейс-ситуации.
Деятельность педагога: знакомит с ситуацией, формирует задание, проблему, подводит к поиску решения, активизирует детей, помогает проанализировать решение, побуждает детей к поиску ситуаций, где можно применить, полученные знания.
Дети: знакомятся с ситуацией, осознают проблему; концентрируются на поиске решений данной ситуации, представляют свои варианты решения; находят совместное решение; формулируют выводы. Размышляют, выдвигают аргументы; применяют полученные знания.
Использовать кейсы возможно в следующих формах:
1) Как составную часть НОД экологического цикла,
2) Как форму работы, реализуемую в рамках совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах. В таком случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами организуется во второй половине дня, планируется в подходящее время.
3) Как часть проекта по формированию экологического сознания
Кейс - технология помогает формировать у детей
• устойчивые знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.