Ольга Бимба
Кейс-метод в специальном (дефектологическом) образовании
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, вместе с традиционными методами обучения детей, широко применяются нестандартное интерактивное обучение. В дошкольном образовании все большую популярность набирают кейс-методы.
Кейс-метод представляет собой технику обучения, использующую описание реальных ситуаций. Перед обучающимися ставятся задачи исследования ситуации, уточнение проблемы, поиск возможных решений.
Почему этот метод так востребован в работе учителей-логопедов?
Публикация «Кейс-метод в специальном (дефектологическом) образовании» размещена в разделах
Работая с кейс-методами, мы активизируем речевую активность и представление об окружающей действительности. Кейс-технология направлена на развитие способности детей к анализу ситуаций, так как сам кейс не предполагает проблему в чистом виде, ее необходимо выделить из исходной информации самого кейса.
Работа с кейс-методом предполагает следующие этапы:
1. Подготовительный – презентация кейса.
2. Создание малых групп на основе общей дискуссии.
3. Обсуждение решения проблемной ситуации.
Кейс-метод, как метод нестандартного интерактивного обучения, следует применять в старшей и подготовительной логопедической группе детей с ТНР.
В своей работе я применяю следующие кейс-методы : кейс-ассоциации, кейс-мнемотаблицы, кейс-контуры.
Кейс-ассоциации
Кейс-ассоциации – то кейс, который позволяет устанавливать ассоциативные связи, находить подходящие по смыслу объекты, определять назначение предметов, развивать логическое мышление.
Цель: расширение предметного словаря через подбор слов-ассоциаций, связанных по смыслу.
Ситуация. Семья Ивановых, папа, мама и маленький Егор, отдыхала на берегу реки. Они жили в палатках, готовили еду на костре, купались в реке, загорали на песчаном берегу. Днем стояла ясная, солнечная погода, а к вечеру холодало. После ужина мама захотела попить чай и попросила папу его заварить и добавить две чайные ложки песка. Мама сделала глоток чая и сразу же выплюнула его. Егор гордо сказал: «Мама, я ведь молодец! Я помог папе приготовить тебе чай!»
Проблема. Почему мама не стала пить чай? Хороший ли поступок сделал Егор?
Кейс-мнемотаблицы
Кейс-мнемотаблицы – это тот кейс, который позволяет устанавливать связи между зрительными образами, увеличивает объем памяти и облегчает запоминание информации.
Цель: совершенствовать и развивать связную речь.
Ситуация. На тематической неделе, посвященной творчеству детского писателя К. И. Чуковского, учитель-логопед читала детям его знаменитые сказки. В пятницу детям было дано задание выучить одну из понравившихся сказок, для облегчения запоминания, она попросила подготовить краткую мнемотаблицу по сказке. В понедельник Петя принес домашнее задание. Вот, что сделал Петя
Учитель-логопед попросила Петю рассказать сказку наизусть. Петя посмотрел на свою картинку и заплакал.
Проблема. Почему Петя не смог рассказать сказку наизусть? Можно ли ругать Петю за выполнение домашнего задания?
Кейс – контуры
Кейс-контур – это кейс, который развивает зрительное восприятие, позволяет совершенствовать плоскостное изображение, учит детей ориентироваться на листе бумаги.
Цель: развивает пространственное мышление посредством соотношения предметов с их очертанием.
Ситуация. Ваня и Катя читали журнал «Мурзилка». В этом выпуске было много интересных комиксов и иллюстраций про животный мир. Больше всего ребят заинтересовало задание - «Угадай животное по тени». Дети так увлеклись выполнением задания, громко смеялись, что не заметили, как к ним подошёл папа. Его рассмешило это задание. «Почему ты смеешься, папа?» - спросила Катя. Папа ответил: «Художник создал новые породы животных».
Проблема. Почему задание вызвало смех у детей и папы? Как ещё можно проиллюстрировать это задание?
В завершении хотелось бы добавить, что использование кейс-метода в работе учителя-логопеда не только увеличивает базу знаний и представлений у детей, но и способствует развитию диалогической речи, через групповое взаимодействие.