Соловьева Валентина Ильинична
Экологический кейс «Волшебный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
По дорожке, по тропинке
Я в зеленый лес бегу
Я не трону паутинку
И ромашку не сорву…
Приобщение к миру природы детей младшего дошкольного возраста – это первая, начальная ступень в системе непрерывного экологического образования. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего муравья. Как приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Публикация «Экологический кейс „Волшебный лес“» размещена в разделах
В. С. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывать в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю. Необходимо, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всем, что видят вокруг себя, беречь все, что окружает. Взрослым необходимо помочь детям понять, что природа помогает нам жить и радует нас. Воспитывающие взрослые, педагоги и родители, воспитывая в детях экокультуру, формируют умение вести себя в природе, в окружающей среде.
С этой целью был разработан и создан дидактический материал к экологическому кейсу «Сказочный лес» через реализацию следующих задач:
* знакомить с разными объектами живой и неживой природы, показывать ее взаимосвязь в окружающем мире;
* формировать навыки экологической безопасности;
* развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру, творческие способности детей;
* воспитывать любовь к родной природе, желание участвовать в природоохранной деятельности.
Экологический кейс – развивающий портфель-игра, находится в групповой комнате, в доступном для детей месте. В развернутом виде кейс представляет собой игровое поле и силуэты: деревья (лиственные, хвойные, паутинка с паучком, пенек на цветочной поляне с насекомыми, поляна с цветами, хвойные деревья, озеро с рыбками, с уточками, и спрятанной за травкой черепашкой, грибная поляна, березки с муравейниками, избушка по сказке «Теремок». Все элементы пособия и игровое поле изготовлены из флисовой ткани и плотного фетра, что придаёт экологическому кейсу безопасность, многофункциональность, транспортируемость и способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды для детей 2-4 лет.
Экологический кейс «Сказочный лес» включает в себя серию дидактических игр: «Экологическая тропинка», «Помоги паучку сплести паутинку», «Путешествие в лес», «Уложи медведей спать в берлогу», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Рассели животных по домам», «Играем в театр». В экологическую тропинку включены различные объекты: участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, и грибами; старый пень, в котором живут насекомые, озеро, поляна с цветами, грибами и др. Дети отправляются в увлекательное путешествие по лесным тропинкам. Во время прогулки они делают остановки, где знакомятся с обитателями леса, и окружающей средой. Используя экологический кейс в игровой деятельности педагога с детьми у младших дошкольников формируются познавательные интересы, накапливаются знания о правилах поведения в природе, происходит обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Играя, малыши познают многоликий мир природы, учатся общаться с животными и растениями, у детей снижается уровень психоэмоционального напряжения, развивается тактильная чувствительность, яркие цвета привлекают, стимулируют и поддерживают внимание у детей, создают радостную атмосферу.
Игры, представленный в кейсе «Сказочный лес» направлены на решение различных задач:
дидактическая игра «Путешествие в лес»
* освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенного;
* знакомство с правилами поведения в лесу;
* развитие у детей ориентировки в пространстве: «близко», «далеко», «впереди», «сзади»;
* воспитание любви к природе, Родине и др.
дидактическая игра «Помоги паучку сплести паутинку»:
* развивать мелкую моторику рук детей, быстроту, ловкость, внимание, сосредоточенность;
* воспитывать интерес к играм, умение доводить начатое дело до конца.
дидактическая игра «Путешествие в лес»:
* закреплять умения детей о деревьях, их внешних отличиях друг от друга;
* уточнить и обобщить представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса;
* воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.
дидактическая игра «Уложи медведей спать в берлогу»:
* расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой;
* закрепить знания о количестве, величине;
* развивать мышление, мелкую и общую моторику.
дидактическая игра «Что лишнее?»:
* развитие мышления, зрительного внимания;
* развитие умения классифицировать предметы по существующему признаку, обобщать.
дидактическая игра «Кто, где живет?»
* познакомить с местами, где живут животные, развивать память внимание, логическое мышление;
* создать условия для освоения детьми элементарных знаний о диких животных;
* создать условия для активизации словаря ребенка (звукоподражание);
* воспитывать бережное отношение к природе.
дидактическая игра: «Рассели животных по домам»:
* развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названия их жилищ;
* развивать речь.
дидактическая игра «Играем в театр»:
* познакомить детей дошкольного возраста с понятием «театр», приобщить детей к миру театрального искусства, посредством театрализованных игр;
* способствовать развитию воображения, фантазии, мышления, памяти;
* дать детям элементарные представления о театре (о персонажах, которые участвуют в представлении);
* развивать умственную и речевую активность;
* развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.
Театрализованные постановки сплачивают детей, поднимают им настроение и помогают сопереживать героям художественных произведений. Дети начинают овладевать монологической и диалогической речью, могут отразить свои впечатления и чувства от знакомых сказок, играя в театр.