ирина гавриленко
Программа «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
на 2018 – 2021 уч. год
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
посредством использования разных видов деятельности»
Пояснительная записка.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Публикация «Программа „Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности“» размещена в разделах
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика».
Развитие мелкой моторики охватывает не только одну образовательную область
«Познавательное развитие». Согласно принципу интеграции образовательных областей, процесс работы организован так, что идет одновременное решение всех задач в других образовательных областях («Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние на процесс обучения ребенка. Именно поэтому при диагностике готовности к школе большое внимание обращают на то, как развита мелкая моторика дошкольников.
В быту нам ежеминутно приходится совершать действия мелкой моторики : застегивать пуговицы, завязывать шнурки, держать столовые приборы. Навыки мелкой моторики важны при обучении письму и рисованию: от степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга.
Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Работая с детьми дошкольного возраста, сталкиваются с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, развитию у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
Результаты изучения развития мелкой моторики рук
(младший дошкольный возраст).
Вопросы 2016 – 2017 2017 – 2018
Пальчик с носиком здороваются 69 % 71%
Уложи монеты в коробку 90 % 92%
Нарисуй пальцами кружочки 65% 69%
Давай поздороваемся 71% 73%
Самостоятельно застегнуть и расстегнуть пуговицы 52% 56%
Результаты изучения развития мелкой моторики рук
(старший дошкольный возраст).
Вопросы 2016 – 2017 2017 – 2018
Нарисуй прямую, ломаную, замкнутую и волнистую линию. 60% 62%
Обведи по трафарету 72% 76%
Нарисуй человека 65% 66%
Выложить узор мозаики 61% 62%
Самостоятельно застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязывать и развязывать шнурки 63% 68%
Нанизывать на нитку бусинки 78% 81%
Укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек 70% 74%
Результаты диагностических исследований показывают, что практически у всех дошкольников присутствует интерес к данной проблеме.
У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движения ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений. Ребенок, имеющий высокий уровень степени сформированности тонких движений пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Движения детей отличались неловкостью, плохой координацией движения, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций.
В результате анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены о том, что такое «Мелкая моторика». 66,7% родителей знают, что такое «Мелкая моторика». 33,3% родителей затрудняются ответить на данный вопрос.
Большинство родителей, 77,8% считают, что развивать мелкую моторику нужно в младенчестве, а 22,2% родителей ответили, что это возраст от 3-4 года.
Для развития моторики рук дома используют : крупы, природный материал, конструктор, пластилин - 66,7%; затрудняются ответить - 33,3%.
На вопрос «Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?», были получены следующие результаты: ТВ - 33,3%, в интернете - 55,6%.
Все родители – 100% считают, что ребенок выполняет задания игры активно.
На вопрос «Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?» - 77,8% выбрали индивидуальную беседу; 22,2% - консультация в родительском уголке; 11,1% - мастер – класс.
Поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук детей готовы 55,6%, остальные родители затрудняются ответить.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что в основном родители осведомлены о том, что такое «Мелкая моторика» и как ее развивать у детей. Но с некоторыми родителями необходимо провести просветительскую работу по данному вопросу: консультации, индивидуальные беседы, показ конкретных игр и упражнений.
Анализ анкеты воспитателей показал, что движения руки человека возникает в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста через организацию самообслуживания, специальных игр и упражнений, разных видов деятельности.
Вывод:
У большинства детей дошкольного возраста не развита мелкая моторика рук, а это значит, что необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики рук.
Проблема:
•отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
• сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
•недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
•неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
•если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
•такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами. Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Пути решения проблемы:
1. Разработка комплексно – целевой программы, направленной на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности.
2. Организация работы проблемной творческой группы (ПТГ) для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Через КЦП дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста новыми методиками и технологиями.
4. Совершенствование предметно – развивающей среды ДОУ и создание условий для обогащения разнообразной деятельности детей.
Цель программы : создание условий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
•Максимально использовать разные виды детской деятельности;
• Упражнять детей в умении координировать движения рук (пальцев);
• Стимулировать речевую активность в процесс игровых технологий;
• Создать условия по формированию графических навыков для подготовки к овладению письмом;
• Совершенствование процесса развития мелкой моторики путём включения комплексов нетрадиционных приемов и упражнений на развитие мелкой моторики рук с другими видами деятельности.
2. Воспитывающие задачи:
• Воспитывать волевые качества (усидчивость, терпение).
• Воспитывать умение работать в коллективе;
• Формировать положительные эмоции.
3. Развивающие задачи :
• Развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
• Способствовать развитию творческих способностей;
• Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);
• Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
Планируемые результаты:
Дети:
Умеют управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни;
Развиты важнейшие психические процессы: память, восприятие окружающего мира, мышление, логика, внимание и речь;
Повысится уровень развития мелкой моторики - один из главных показателей готовности к обучению ребенка в школе;
Развиты графические навыки и подготовка руки ребенка к овладению письмом;
Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость;
Развита эмоциональная сторона ребенка;
Сформированы волевые навыки;
Воспитано умение работать в коллективе.
В разработанной педагогическим коллективом КЦП работу предлагаем осуществлять поэтапно:
1 этап: 2018 – 2019 учебный год - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий.
•Изучение методической литературы по данному вопросу.
•Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук.
•Создание развивающей предметно-пространственной среды (насыщение наглядным, практическим, художественным материалом).
•Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
2 этап:2019 – 2020 учебный год – развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность.
•Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
• Накопление материала по КЦП: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, творческих альбомов.
•Смотр – оснащение уголков изодеятельности.
•Взаимодействие с родителями по привлечению к совместной деятельности.
•Оформление выставок.
3 этап 2020 – 2021 учебный год – развитие мелкой моторики рук через конструктивно – модельную деятельность.
•Подведение итогов по реализации КЦП.
•Представление педагогического опыта.
•Публикация материалов.
•Участие в конкурсах.
•Выступление на методических мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Разделы программы
Цель
1. Методическое обеспечение Стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов.
2. Работа с педагогическими кадрами Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
3. Взаимодействие с детьми Способствовать развитию у дошкольников мелкой моторики рук в процессе использования разных видов деятельности.
4. Взаимодействие с родителями Ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ.
5. Контроль, анализ, регулирование программы Отслеживание результативности проводимой работы, и на ее основе планирование дальнейшей работы.
6. Финансовое, материально – техническое обеспечение программы Создание, развитие и эффективное использование учебно – материальных ресурсов для реализации программы
2018 – 2019 учебный год
1 этап - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Методическое обеспечение программы :
Стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов 1. Знакомство с КЦП.
Разработка плана реализации программы КЦП.
2. Приобретение методической литературы, подбор статей периодической печати по развитию мелкой моторики рук
1. Заседание творческой группы по разработке рекомендаций, приобретение и изготовление дидактических игр и пособий по развитию ммр 1. Выявление положительного педагогического опыта работы по развитию мелкой моторики рук 1. Обобщение положительного педагогического опыта по влиянию дидактических игр на сенсорное развитие детей
второй группы раннего возраста.
Работа с педагогическими кадрами
Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме 1. Консультация «Развитие мелкой моторики рук : виды обучающих средств для дошкольников»
2. Консультация «Игровые технологии»
3. Консультация «Использование
пальчиковой гимнастики для развития мелкой
моторики рук детей дошкольного возраста»
1. Семинар «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи»
1. Педагогический совет «Развитие игровых технологий как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 1. Презентация дидактической игры на развитие мелкой моторики рук.
Взаимодействие с дошкольниками
Цель: развитие у дошкольников мелкой моторики рук через игровую деятельность Педагогическая диагностика детей по образовательным областям. Участие в проектной деятельности. Оформление фото выставки «Играем вместе на прогулке» Выставка совместных работ взрослых и детей «Мы любим играть»
Взаимодействие с родителями
Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ 1. Консультация «Использование нетрадиционных приемов в работе с детьми по развитию мелкой моторики». Педагогические беседы, практикумы по организации игровой деятельности в процессе развития мелкой моторики рук. Оформление наглядной информации в родительских уголках Групповые родительские собрания по проблеме. Привлечь родителей к оснащению развивающей среды по развитию игровой деятельности
Контроль, анализ, регулирование программы
Цель: отслеживание результативности проводимой работы и на ее основе планирование дальнейшей работы 1. Подбор диагностического материала по проблеме. 1. Самоанализ воспитателей по теме КЦП. 1. Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по развитию мелкой моторики рук через игровую деятельность». 1. Наблюдение свободной деятельности детей
Финансовое, материально – техническое обеспечение программы
Цель: создание, развитие и эффективное использование учебно – материальных ресурсов для реализации программы 1. Инвентаризация имеющегося игрового оборудования.
2. Приобретение и изготовление нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук. 1. Пополнение оборудования для развития мелкой моторики рук в свободной деятельности детей. 1. Оформление стенда «Мир глазами ребенка» 1. Определение выносного оборудования на прогулку для игр.
2019 – 2020 учебный год
2 этап – развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Методическое обеспечение программы :
Стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов 1. Приобретение методической литературы, подбор статей периодической печати по художественно – эстетическому развитию дошкольников. 1. Заседание творческой группы:
-разработка перспективного планирования с учетом задач;
- разработка условий смотра уголка по изобразительной деятельности. 1. Выставка новинок методической литературы. 1. Оформление рекомендаций для педагогов по проблеме.
Работа с педагогическими кадрами
Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме 1. Консультация «Нетрадиционные художественные
техники»
2. Консультация «Создание педагогических условий для развития изобразительного творчества в разных возрастных группах». 1. Семинар – практикум «Творчество дошкольников по созданию игрушек и предметов игрового пространства»
2. Мастер – класс «Мастерская добрых дел»
1. Педагогический совет «Использование игровых приемов в работе с детьми на занятиях по рисованию». 1. Консультация для молодых педагогов по теме КЦП.
2. Смотр уголка изодеятельности.
Взаимодействие с дошкольниками
Цель: развитие у дошкольников мелкой моторики рук через продуктивную деятельность 1. Педагогическая диагностика технических умений и навыков детей.
2. Участие в проектной деятельности 1. Выставка совместных работ взрослых с детьми «Осенний калейдоскоп»
2. Конкурс «Новогодняя открытка» 1. Оформление стенда «Рисуем вместе» 1. Изготовление дидактических игр, пособий по развитию творчества детей.
Взаимодействие с родителями
Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ 1. Анкетирование родителей «Выявить знания родителей по развитию технических навыков рисования».
2. Памятки по проблеме.
1. Оформление наглядной информации в родительских уголках «Что можно рисовать с ребенком». 1. Групповые родительские собрания по теме «Значение
Художественно – эстетического развития в
жизни ребенка»
2. Выставка «Игрушка своими руками» 1. Индивидуальные встречи с родителями по данной теме.
Контроль, анализ, регулирование программы
Цель: отслеживание результативности проводимой работы и на ее основе планирование дальнейшей работы 1. Педагогическая диагностика коллектива по проблеме. 1. Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по формированию художественных
навыков у детей в процессе развития ММР» 1. Наблюдение и анализ совместной деятельности педагога с детьми. 1. Административ-ное совещание по итогам работы за год.
Финансовое, материально – техническое обеспечение программы
Цель: создание, развитие и эффективное использование учебно – материальных ресурсов для реализации программы 1. Оказание родителями благотворительной помощи на приобретение пособий по продуктивным видам деятельности. 1. Оформление стендов по проблеме. 1. Совместная организация предметно – развивающей среды в группах (уголки по продуктивным видам деятельности) 1. Привлечь родителей в изготовлении лепбука.
2. Оборудование на участках (веранды) уголков для развития творчества детей.
2020 – 2021 учебный год
3 этап – развитие мелкой моторики рук через конструктивно - модельную деятельность.
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Методическое обеспечение программы :
Стимулирование и повышение педагогического мастерства педагогов 1. Заседание творческой группы: разработка критериев к диагностике.
2. Обзор статей журналов, методической литературы по проблеме. 1. Заседание творческой группы: разработка системы работы по проблеме.
2. Выставка пед. и метод. литературы по проблеме 1. Заседание творческой группы: разработка положения смотра-конкурса «Мастерская лесных чудес». 1. Заседание творческой группы: планирование по взаимодействию с родителями.
Работа с педагогическими кадрами
Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по проблеме 1. Консультация «Виды конструирования в детском саду».
2. Консультация «Конструирование из бумаги»
1. Консультация «Конструирование на прогулке».
2. Открытые просмотры НОД по конструктивно-модельной деятельности (старший дошкольный возраст). 1. Семинар «Организация конструирования из природного материала в ДОУ».
2. Смотр – конкурс «Мастерская лесных чудес». 1. Педагогический совет «Конструктивно-модельная деятельность как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».
Взаимодействие с дошкольниками
Цель: развитие у дошкольников мелкой моторики рук через познавательно – исследовательскую деятельность 1. Мониторинг детского развития по разделу конструктивно – модельная деятельность. 1. Выставка совместных работ взрослых с детьми. 1. Участие в конструктивно-модельной деятельности 1. Выставка совместных работ взрослых с детьми.
Взаимодействие с родителями
Цель: ознакомление родителей с новыми задачами педагогического поиска, формирование на этой основе педагогического сотрудничества с ДОУ 1. Консультация для родителей «Конструирование из природного материала».
2. Рекомендации по конструктивной деятельности. 1. Оформление наглядной информации в родительских уголках по теме КЦП.
2. Анкетирование с целью выявления условий для развития конструктивной деятельности в семье. 1. Групповые родительские собрания по проблеме. 1. Индивидуальные встречи с родителями по данной теме.
Контроль, анализ, регулирование программы
Цель: отслеживание результативности проводимой работы и на ее основе планирование дальнейшей работы 1. Диагностирова-ние педагогичес-кого коллектива по проблеме.
1. Использование педагогами природного материала в продуктивных видах деятельности с детьми. 1. Наблюдение и анализ совместной деятельности педагога с детьми. 1. Тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через конструирование из крупного и мелкого строительного материала»
Финансовое, материально – техническое обеспечение программы
Цель: создание, развитие и эффективное использование учебно – материальных ресурсов для реализации программы 1. Оказвние родителями благотворительной помощи на приобретение пособий. 1. Оформление стендов по проблеме. 1. Изготовле-ние дидактических игр для развития мелкой моторики рук из бросового материала. 1. Смотр групп – оснащение уголков по конструктивно-модельной деятельности.