Получи документы

Каталог игр по синквейну для детей с ОНР: первый год обучения

Наталья Леонова
Каталог игр по синквейну для детей с ОНР: первый год обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Зимние развлечения»

«Смысловые ряды» Задачи: формировать умение подбирать слова по смыслу; активизировать словарь детей; развивать мышление. Ход: Ведущий строит смысловой ряд и предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово. Например: карандаш — бумага, мел —. (доска, то есть карандаш пишет по бумаге, а мел пишет по доске.

Смысловые ряды:

1. Дом — крыша, книга—. (обложка).

2. Птица — яйцо, растение —. (семя).

3. Квадрат — куб, круг —. (шар).

4. Хорошо — лучше, медленно —. (медленнее).

Публикация «Каталог игр по синквейну для детей с ОНР: первый год обучения» размещена в разделах

5. Электричество — выключатель, вода —. (кран).

6. Одежда — голый, обувь —. (босой).

1. Школа — обучение, больница —. (лечение).

8. Человек — ребенок, собака —. (щенок).

9. Птица — гнездо, человек—. (дом).

10. Пальто — пуговицы, ботинок —. (шнурок).

«Опиши рисунок»

Задачи: формировать умения детей правильно называть предметы, обогащая словарный запас, развивать память и внимание.

Ход:

Ребенок должен описать предмет по схеме: что это за предмет? К какой категории он относится? Какой его цвет? Каков его размер? Из чего он сделан? Для чего он нужен?

«Что бывает. ?»

Задачи: расширять словарь детей за счет прилагательных; развивать воображение, память, ловкость.

Ход:

В игре надо подобрать к определению предмет. Например, что может быть теплым: теплая одежда, теплая погода, теплый чай и т. д.

Тема: «Зимующие птицы»

«Скажи, одним словом»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход:

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).

У дятла красная голова, поэтому его называют …).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).

У дятла острый клюв, поэтому его называют …).

У совы большая голова, поэтому ее называют …).

У свиристели звонкий голос, поэтому ее называют …).

У дятла длинный клюв, поэтому его называют …).

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют …).

У совы большие крылья, поэтому ее называют …).

«Что делают птицы»

Задачи: учить называть слова – действия, с помощью которых можно описать жизнь птиц.

Ход:

-Птицы что делают? – летают, клюют зернышки, прилетают на кормушку, прыгают, чистят перышки, поют песенки.

Тема: «Домашние птицы»

«Что за птица»

Задачи : формировать умения описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их.

Ход:

Описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам».

Тема: «Домашние животные»

«У кого – кто»

Задачи: активизировать словарь детей по теме.

Ход:

У кошки – котенок, котята

У собаки – щенок, щенята

У свиньи – поросенок, поросята

«Чей хвост»

Задачи: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход:

Корова – коровий

Заяц – заячий

Овца – овечий

Лошадь – лошадиный

«Кому что дадим»

Задачи: обогащать словарь детей существительными по теме.

Ход:

Мясо – дадим волку

Малину – …медведю

Морковку – …зайцу

Яблоко – …ежу

Орехи – …белке

Тема: «Дикие животные»

«Подбери соответствующих животных к следующим словам»

Задачи: формировать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать мышление.

Ход:

Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

- лохматый, косолапый…;

- маленький, звенящий, длинноносый…;

- голодный, серый, зубастый, злой…;

- большой, рогатый…;

- злой, зубастый, зеленый…;

- маленькая, ловкая, проворная…;

- зеленая, пучеглазая…;

- хищный, сильный, полосатый…;

- ловкая, шумная, хвостатая…;

- яркое, теплое…;

- большой, серый, большеухий, толстоногий…;

- маленький, черный, трудолюбивый…;

- длиннохвостая, стрекочущая…;

- серый, колючий….

«Назови семью»

Задачи: активизировать словарь детей по теме.

Ход:

Медведь – папа медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Волк – папа волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – папа тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – папа еж – мама ежиха – сын ежонок;

Лиса – папа лис – мама лиса – сын лисенок;

«Кто где живет»

Задачи: обогащать словарь детей существительными, обозначающими место обитания животных.

Ход:

Лиса живет в норе.

Медведь зимует в …берлоге.

Волк живет в … логове.

Белка живет в …дупле.

«Чьи глаза»

Задачи: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход:

Корова – коровьи

Заяц – заячьи

Овца – овечьи

Лошадь – лошадиные

Кошка – кошачьи

Тема: «Предметы гигиены. Наше тело»

«Отвечай быстро»

Задачи : закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т. д., быстро отвечать.

Ход:

Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» - «Стол», «Каменный» - «Дом».

«Кому что нужно для работы»

Задачи: упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход:

Каждый ребенок выбирает карточку с изображением человека какой-то профессии и называет необходимые для его работы орудия труда.

Тема: «Наша Армия»

«Скажи по – другому»

Задачи: формировать умения подбирать синонимы.

Ход:

Большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Мокрый – сырой, влажный.

«Кем будешь?»

Задачи: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить.).

Ход:

Я буду строителем, построю дом.

Я буду … .

«Скажи, одним словом»

Задачи: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Тема: Профессия парикмахер, продавец, швея»

«Кому что нужно для работы»

Задачи: упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход:

Повару – кастрюля, поварешка…

Врачу – шприц, вата…

Учителю – книга, ручка…

Почтальону – письма, газеты…

Продавцу – весы, продукты…

Строителю – кирпич, цемент…

«Магазин»

Задачи: обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

Ход:

Дети сидят полукругом, на столе полочка с предметами. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас…. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые».

«Кто больше»

Задачи: формировать умения детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход:

Соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

Тема: «Ранняя весна»

«Каким бывает»

Задачи: формировать умения подбирать признаки.

Ход:

В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.

«Когда это бывает» Задачи: уточнить и углубить знания о временах года. Ход: - «Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т. д.

Тема: «Перелетные птицы»

«Четыре слова»

Задачи: расширять активный словарь словами – существительными.

Ход:

Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо животное. На слово «вода» играющий отвечает названием рыбы, на слово «небо» — названием птицы. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

«Что могут птицы?»

Задачи: активизировать в речи глаголы: птицы летают, поют, клюют, порхают, кружатся, садятся, улетают.

Ход:

Птицы могут: летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых

Тема: «Зимующие/Перелетные птицы»

«Что это за птица»

Задачи: расширять активный словарь детей.

Ход:

Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой — должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

«Сложные слова»

Задачи: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Ход:

Длинный хвост - длиннохвостый

Черная голова - черноголовый

Красная грудь - красногрудый и т. д.

Тема: «Наш город»

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Задачи: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

-лапы, туловище, шерсть, когти ….)

-ноги, копыта, туловище, рога ….)

-корни, ствол, ветки, листья (дерево)

«Запоминай-ка»

Задачи: активизировать словарный запас по лексической теме; развивать навыки понятийного обобщения; развивать слуховую память.

Ход:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.

Тема: «Транспорт»

«Веселые автомобили»

Задачи: активировать в речи глаголы движения.

Ход:

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (например, выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т. д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т. д.).

«Сложные слова»

Задачи: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Везде ходит – вездеход

Сам летает – самолет

Сам валит – самосвал и т. д.

«Кто чем управляет»

Задачи: закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

Ход:

Кто управляет самолетом? – Самолетом управляет летчик.

Кто управляет вертолетом? – Вертолетом управляет вертолетчик.

Кто управляет теплоходом? – Теплоходом управляет капитан.

Кто управляет поездом? – Поездом управляет машинист.

Кто управляет трамваем? – Трамваем управляет вагоновожатый.

Кто управляет грузовой машиной? – Грузовой машиной управляет шофер.

«Назови части предмета»

Задачи: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Ход:

У машины – кузов, кабина, колеса;

У самолета – кабина, салон, крылья, шасси и т. д.

Тема: «Стройка»

«Кто что делает»

Задачи: формировать умения подбирать слова-действия к выбранному слову.

Ход:

Что делает: строитель, крановщик, каменщик, водитель, плотник, тракторист, экскаваторщик, стекольщик, сварщик, слесарь, электрик, маляр, архитектор?

«Назови профессию»

Задачи: развивать словарь детей существительными, обозначающими профессию.

Ход:

А сейчас поиграем в игру, я буду говорить материал или технику, а вы профессию человека, который с этим работает:

Камень-каменщик, кровля-…., кран-….,электричество-,штукатурка-….,экскаватор-….

«Кто чем работает»

Задачи: закреплять формы существительных творительного падежа.

Ход:

По предложенной картинке ребёнок определяет профессию данного человека, выбирает инструменты и материалы, необходимые для труда представителя этой профессии (Экскаваторщику для работы нужен экскаватор.)

Тема: «Наша Родина»

«Похожие слова»

Задачи: расширять словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.

Ход:

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;

еда —очистки —пища;

труд —завод —работа;

«Подбери признак»

Задачи: формировать умения согласовывать прилагательные с существительными.

Ход:

Кукла (какая) -, мяч (какой) - … .

Тема: «Насекомые»

«Четыре слова»

Задачи: расширять активный словарь словами – существительными.

Ход:

Играющие стоят полукругом. Ведущий бросает по очереди каждому из них мяч и говорит одно из четырех слов: «земля», «вода», «небо», «огонь». Тот, кому брошен мяч и сказано слово «земля», должен назвать какое-либо насекомое, живущее в земле или на земле. На слово «вода» играющий отвечает названием, которое живет около воды, на слово «небо» — названием летающих насекомых. При слове «огонь» все должны быстро повернуться кругом на месте. При каждом ответе мяч возвращается к ведущему. Ответивший неправильно выбывает на один тур из игры.

«Летает, а не птица» Задачи: дифференцировать понятия «птицы» и «насекомые». Ход:

Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, когти, крылья, вьют гнёзда и высиживают птенцов, умеют петь, они большие. Насекомые же маленькие, имеют шесть ног, не высиживают птенцов, у них нет перьев.

Тема: «Весна майская»

«Угадай, в какое время года это происходит»

Задачи: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход:

Когда возвращается в рощу кукушка

И гром-барабанщик гремит над опушкой. (Весной.)

Когда осыпаются листья с деревьев

И тополь стоит, словно птица без перьев. (Осенью.)

Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами. (Зимой.)

Когда все от зноя сверкает лазурью

И можно на камне зажарить глазунью. (Лето)

«Когда это бывает» Задачи: уточнить представления о признаках предметов; расширять объема словаря. Ход: - «Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т. д.

Тема: «День победы»

«Запоминай-ка»

Задачи: активизировать словарный запас по лексической теме; развивать навыки понятийного обобщения; развивать слуховую память.

Ход:

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

«Слова-родственники» Задачи: упражнять в подборе однокоренных слов. Ход: Вариант 1. Игрокам раздаются карточки- основы, ведущий поочерёдно демонстрирует картинки и уточняет, какое слово является родственным для данного предмета. Вариант 2. На столе выкладывается ряд картинок, в который включаются «лишние» слова. Дети определяют, какое слово или слова не являются однокоренными для остальных.

Тема: «Цветы»

«Лови да бросай, цвета называй»

Задачи: упражнять в подборе существительных к прилагательным, обозначающем цвет.

Ход:

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

«Назови цвет» Задачи: обогащать словарь детей словами-признаками, обозначающими цвет.

Ход:

Ромашка (какая) –белая, колокольчик (какой) -

Тема: «Лес. Ягоды. Грибы»

«В мире растений» Задачи: закреплять в речи слова-обобщения: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды. Ход: Лото состоит из шести больших карт, в середине которых дана сюжетная картинка, изображающая данную группу растений в природе. По краям расположены предметные картинки, относящиеся к какому-нибудь одному родовому понятию, например, цветы или деревья. Кроме больших карт есть маленькие карточки с такими же предметными картинками. Игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов - названий растений.

«Что приготовим?»

Задачи: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход:

Кисель из вишни, какой? — Вишнёвый.

Пирог с малиной? — Малиновый.

Сок из смородины? — Смородиновый.

«Скажи, какая ягода» Задачи: обогащать словарь детей прилагательными. Ход: Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

Тема: «Лето»

«Каким бывает»

Задачи: формировать умения подбирать определения к выбранному слову

Ход:

В этой словесной игре надо по очереди подбирать определения к выбранному слову.) Кто больше не сможет придумать определений – проиграл.

«Отгадай предмет» Задачи: расширять активный словарь словами – существительными. Ход:

Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому предмету они принадлежат.

- кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

- обложка, листы, картинки, буквы (книга);

- ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);

- ручки, зубья, (пила);

- дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Фото отчёт по рисованию «Скворечник» — первый опыт дистанционного обученияФото отчёт по рисованию «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Доброго времени суток, уважаемые коллеги! В публикации "Рисование "Скворечник" - первый опыт дистанционного обучения" я рассказала Вам.

Каталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возрастаКаталог построек из настольного деревянного строительного материала для детей младшего дошкольного возраста Конструирование во второй младшей группе тесно связано с игрой. Используя игрушки и игровые ситуации, дети учатся применять строительные.

Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Первый — первый, я — второй. Кто готов лететь со мной»Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Первый — первый, я — второй. Кто готов лететь со мной» Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Первый – первый, я – второй! Кто готов лететь со мной?» Задачи: Оздоровительные:.

Консультация для родителей «Первый раз в первый класс»Консультация для родителей «Первый раз в первый класс» Вот и наступил долгожданный учебный год,отзвучал первый звонок на урок!Ваш ребенок первоклассник,каждого родителя волнует вопрос,как.

Лэпбук «Первый раз в первый класс» — изготовление по материалам из МAAM. RU — библиотекиЛэпбук «Первый раз в первый класс» — изготовление по материалам из МAAM. RU — библиотеки В МААМ. RU – библиотеке образовательных материалов есть картинки, предоставляющие возможность изготовить лэпбук по готовым шаблонам. Для.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Каталог игр по синквейну для детей с ОНР: первый год обучения
Опубликовано: 7 августа 2024 в 12:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Каталог игр по синквейну для детей с ОНР: первый год обучения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонова (УИ 2085782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД