Дарья Шевлягина
Каталог игр для всестороннего развития
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день. Хочу представить вам каталог игр для всестороннего развития наших детей. Я разделила его на группы игр по задачам, которые решает та или иная игра. Ведь необходимо точно знать - для чего мы играем с ребенком в данную игру, какую задачу преследуем, чего хотим добиться. Среди представленных игр много авторских. Надеюсь вам пригодится мой опыт.
Виды памяти и способы запоминания
Развивающие игры
Способ «повтора»
Публикация «Каталог игр для всестороннего развития» размещена в разделах
• Выполни поручение
• Запомни предметы
• Стихи и небылицы
Способ «группировки»
• Какой группы не стало?
• Уменьшилось или добавилось?
Способ «соотношение содержания»
• Пары картинок
• Слово и картинка
• Картинка помогает картинке
• Картинка помогает слову
Образная память
• Запомни картинки
• Запомни предметы
• Что изменилось?
Оперативная память
• Каких картинок больше?
• Прибавляй и запоминай.
• Самолеты
Кратковременная память
• Запомни цифры
• Запомни картинки
Словесно-логическая память
• Стихи и небылицы
• Запомни слова
• Запомни рассказ
Долговременная память
• Стихи и небылицы
• Запомни рассказ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.
Выполни поручение.
Материал: 10-15 знакомых ребенку предметов.
Ход игры.
Расположить предметы «на прилавке». Предложить ребенку пойти в магазин и купить несколько предметов. Например, 6-8 предметов: маленькая кастрюлька, тарелка, ложка, спички, щетка для обуви, крем для обуви, полотенце и т. д.
Выигрывает тот, кто принес наибольшее количество предметов и не ошибся.
Запомни предметы.
Материал: 6-8 знакомых ребенку предметов небольшого размера.
Ход игры.
Разложите предметы на столе и предложите детям в течение 2-3 минут внимательно запомнить их. Предметы можно трогать при запоминании. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает предметы и просит ребенка вспомнить их.
Для усложнения задания можно увеличить количество предметов или сократить время запоминания.
Стихи и небылицы.
Материал: стихи и небылицы от 4-х до 8-ми строк.
Ход игры.
• Взрослый читает стих (4 строки) без последнего слова. Дети должны угадать, какое слово пропущено. Затем читается тот же стих без последних 2-х слов, потом 3-х слов и т. д.
• Разыграть стихотворение в виде спектакля. Чем интереснее сценка, тем быстрее ребенок запомнит стихотворение.
• Соревнование «Кто быстрее выучит стихотворение из 4-6 строк». Скорость будет измеряться количеством повторений. Выигрывает тот, кто запомнил быстрее. Для разнообразия можно использовать небылицы.
Какой группы не стало?
Материал: картинки с изображение предметов нескольких групп, например велосипед, автомобиль, самолет, яблоко, груша, слива, носки, платье, шорты.
Ход игры.
• Расположить картинки так, чтобы было 3 ряда по 3 картинки. Предложить ребенку назвать одним словом и запомнить группу. После того, как он отвернется, убрать одну группу картинок и предложить вспомнить, какая группа исчезла.
• Расположить картинки в случайном порядке. Затем предложить ребенку определить группы и назвать их обобщающим словом. После того, как ребенок отвернулся взрослый убирает 2-3 картинки одной группы. Ребенок должен определить, какая группа исчезла.
Усложнение: увеличить количество групп и количество картинок в каждой группе.
Уменьшилось или добавилось?
Материал: картинки с изображением предметов разных групп.
Ход игры.
• Разложить картинки в случайном порядке. Ребенок в течение 1-2 минут запоминает и отворачивается. Взрослый забирает 4-5 картинок из различных групп. Ребенок определяет каких картинок не стало.
• Можно не только забирать, но и добавлять картинки к разным группам. Можно одновременно добавлять и убирать картинки.
Пары картинок
Материал: 5-6 пар картинок с изображением предметов, связанных смыслом.
Ход игры.
Разложить картинки перед ребенком попарно. Предложить запомнить все картинки. Обратить внимание на смысловую взаимосвязь картинок. Затем один ряд картинок закрывается. Ребенок должен вспомнить картинки второго ряда, используя смысловую связь.
Слово и картинка.
Материал: слова и картинки к этим словам, связанные по смыслу. (например, слова – чайник, свет, кирпич, дерево, шкаф, картинки – кран, настольная лампа, дом, кленовый лист, книга)
Ход игры.
К каждому слову ребенок выбирает картинку, после чего закрыть все картинки и вновь прочитать все слова по порядку. Ребенок должен отгадать какую картинку он подобрал к каждому слову.
Игру можно усложнить количеством слов и картинок, а также выбирая пары, где смысловая связь прослеживается не столь очевидно.
Картинка помогает картинке
Материал: два комплекта по 8-9 картинок в каждом: первый – основной, второй – дополнительный.
Ход игры.
Разложить на столе основной комплект и сообщить ребенку, что нужно будет запомнить эти картинки, а для того, чтобы легче выполнить задание, можно использовать второй комплект картинок: выбрать к каждой основной картинке дополнительную. Ребенок располагает картинки попарно и запоминает их 1-2 минуты. Взрослый прячет основные картинки. Ребенок по дополнительным должен вспомнить основные картинки.
Картинка помогает слову.
Материал: 10 слов и 10 картинок, связанных по смыслу со словами.
Ход игры.
• Взрослый последовательно зачитывает слова, а ребенок к каждому слову выбирает картинку, затем через 1-2 минуты нужно вспомнить все слова, связанные с этими картинками по смыслу.
• Во втором способе игры перед воспроизведением слов взрослый забирает картинки. И тогда ребенок вынужден ориентироваться не на реальные картинки, а на представления.
Запомни картинки.
Материал: 8-10 картинок с изображением разнообразных предметов.
Ход игры.
Дети внимательно смотрят и запоминают картинки. Через 2-3 минуты взрослый убирает картинки, а дети должны воспроизвести их /назвать/. Если дети называют не все картинки то можно их предъявить вновь и предложить определить те, которые не были названы.
Что изменилось?
Материал: 10-15 знакомых ребенку предметов или картинок.
Ход игры.
• Разложите на столе 10 предметов или картинок, не связанных смыслом и которые нельзя сгруппировать. Предложить детям запомнить картинки и их расположение. Когда ребенок отвернется, нужно поменять 2-3 картинки местами и спросить: «Что изменилось?»
Выигрывает тот, кто допустил меньше всего ошибок.
• В игре можно использовать рисунки.
Запомни слова.
Материал: 10-12 не связанных по смыслу слов /стол, море, груша, окно, самолет, помидор, тарелка, дым, чемодан, голова/.
Ход игры.
Ребенок должен запомнить и сразу же их воспроизвести.
Выигрывает тот, кто запомнил быстрее /учитывается количество повторов/.
Запомни рассказ.
Материал: рассказ или сказка /1-2 страницы текста/.
Ход игры.
Прочитать, не спеша рассказ или сказку, начиная с его названия. Потом предложить ребенку рассказать подробно, о чем идет речь и как называется. Засчитываются баллы:
• Точно указано название4
• Правильно передана основная идея;
• Правильно названы отдельные детали (имена, особенности внешнего вида, место событий и т. д.)
Игру следует проводить в виде соревнования между двумя детьми.
Каких картинок больше.
Материал: таблица с изображением нескольких видов объектов.
Ход игры.
Задание ребенку – определить каких животных на картинке больше, а каких меньше всех. Для этого нужно про себя посчитать всех животных, подумать и сравнить их количество.
Игру можно усложнить, если добавить задание типа: «Каких животных больше, чем зебр, но меньше, чем коров?».
Прибавляй и запоминай.
Материал: таблица 5х6, где чередуются три рисунка: цветок, бабочка, грибок.
Ход игры.
Ребенок смотрит последовательно на горизонтальные ряды, называя каждый предмет и считая количество одинаковых предметов.
Выигрывает тот, кто допустил меньшее количество ошибок.
Самолеты.
Материал: таблица с изображением самолетов и неба.
Ход игры.
В квадратах А4, Б1 и В2 находятся самолеты. Передвигаются самолеты по правилам: только по горизонтали, слева направо, каждый раз на одну клетку. Если самолет достиг числа 10, то он снова возвращается на 1. все передвижения ребенок выполняет мысленно.
Взрослый называет марку самолета, который начал движение, а ребенку необходимо назвать квадрат, в который этот самолет попадет.
Запомни цифры
Материал: наборы цифр.
Ход игры.
Показать ребенку набор цифр. Через 2-3 минуты убрать цифры, а ребенок должен воспроизвести их по памяти. Начинать лучше с 3-х цифр, и далее постепенно увеличивать их количество.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Особенности внимания
Развивающие игры
Устойчивость и концентрация
• Муха
• Круги
• Числа по порядку
• Селектор
Переключение
• Веселое многоборье
• Утренняя гимнастика
• Буква-число
• Параллельный счет предметов
• Отметь фигурки
Произвольность
• Запрещенное слово
• Запрещенное движение
• Канон
• Рюкзачок бежит по кругу
Устойчивость и произвольность
• Шерлок Холмс
• Пантомима для внимательных
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Рюкзачок бежит по кругу.
Материал: рюкзачок.
Ход игры.
Дети стоят в круге. Педагог подает сигнал по которому игроки начинают передавать рюкзачок друг другу по кругу. По второму сигналу движение рюкзачка прекращается. Тот, у кого оказался рюкзачок, должен его быстро надеть. Дети ведут счет до тех пор, пока ребенок не наденет рюкзачок. Игра продолжается.
Отмечаются дети, затратившие на надевание рюкзачка меньшее количество времени.
Канон.
Материал: фортепиано или аудиозапись.
Ход игры.
Под музыку с четко выделенным ритмом дети шагают друг за другом. На первый такт правую руку понимает первый ребенок, на второй такт – второй ребенок и т. д. когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.
Муха.
Материал: небольшое квадратное поле, разделенное на 9 и более квадратов, модель мухи.
Ход игры.
По клеткам игрового поля нужно двигать воображаемую муху. Передвижение происходит по командам «вверх», «Вниз», «Влево», «вправо». Начальная позиция мухи указывается перед началом игры. Ведущий говорит 7 команд, по которым игрок должен внимательно проследить (без помощи пальца или указки, после чего сделать 3 передвижения по собственным командам. Выходить за пределы поля запрещено, засчитывается как ошибка. Выигрывает тот, кто сделал наименьшее количество ошибок.
Круги.
Материал: таблица с изображением кругов.
Ход игры.
Предложить найти все пустые круги от самого малого до самого большого. Двойные и тройные круги не считать. Можно устроить соревнование, кто быстрее и точнее выполнит задание.
Числа по порядку
Материал: таблица с числами.
Ход игры.
Числа расположены в таблице хаотично. Дети должны находить и называть числа в порядке возрастания, указывая на них указкой. Можно изменить условие, например, называть числа в порядке уменьшения.
Селектор.
Материал: картинки.
Ход игры.
Необходимо, как минимум 3 игрока. Один игрок выпоняет роль «приемника» /он принимает сигналы/, остальные - «передатчики» /передают сигналы/каждый «передатчик» передает свою информацию:
1) Считает вслух от 5 до 12;
2) Называет в определенной последовательности предметы, изображенные на картинке;
3) Называет цвета радуги и т. д.
Все они говорят одновременно, приблизительно одинаково громко и непрерывно.
«Приемник» держит в руке жезл и слушает молча. Он должен постепенно настроится на каждого «передатчика». Если ему невозможно это сделать, он может условным жестом настроить «передатчик» погромче, также с помощью жезла можно уменьшить громкость другого «передатчика».
Когда «приемник» может угадать, что говорил каждый «передатчик», он жезлом останавливает игру.
Игру можно усложнить, увеличив количество «передатчиков» или увеличив количество передаваемой информации.
Веселое троеборство.
Материал: кубики, контуры, словесный материал.
Ход игры.
Можно выбрать 3 вида «спорта»: например, конструирование из кубиков дома, рисование контуров животных и проговаривание какой-либо считалки или скороговорки.
Каждое задание нужно делать быстро и точно. Для контроля можно использовать секундомер. В соревновании побеждает быстрейший и точнейший.
Игру можно усложнить, увеличив количество заданий.
Утренняя гимнастика.
Материал: набор физических упражнений.
Ход игры.
Ведущий выполняет упражнения, а дети должны повторить их одновременно с ним. Например, приседание, стойка на одной ноге и поворот на 180 градусов. Упражнения выполняются в разной последовательности, по 2 раза каждое, быстро переходя от одного упражнения к другому. Потом можно выбрать другие упражнения.
Буква-число.
Материал: таблица с хаотично расположенными числами от 1 до 10 и буквами от А до И.
Ход игры.
Задание может быть 2-х типов.
1. последовательно найти и показать все буквы и числа по следующим правилам: числа называть в порядке возрастания, а буквы по алфавиту либо числа и буквы называть поочередно.
2. последовательно найти и показать числа в порядке уменьшения, а буквы по алфавиту.
В этой игре важно фиксировать время выполнения задания и количество ошибок.
Параллельный счет предметов.
Материал: таблица с изображением трех предметов: цветок, мяч, груша.
Ход игры.
Ребенок должен последовательно двигаться от предмета к предмету и считать таким образом: 1 цветок, 1 мяч, 1 груша, 2 цветка, 2 мяча, 2 груши и т. д.
Для усложнения можно увеличить количество предметов.
Отметь фигурки.
Материал: таблица с различными фигурами.
Ход игры.
Ребенок должен просмотреть каждый рядок последовательно и как можно быстрее отметить карандашом 2 (позже – 3, 4) разные виды фигурок. Например – круг – точка в центре, квадрат – крестиком. На выполнение задания отводится не более 5 минут. После этого проверяется качество выполнения задания. Для игры можно использовать газету с текстом вместо таблицы.
Запрещенное слово.
Материал: вопросы.
Ход игры.
Ведущий задает вопросы, игроки отвечают. Ответы могут быть разными, но нельзя говорить условное слово, например: «да», «нет» и называть любой цвет.
Примеры вопросов:
• ты спишь в ванной?
• Снег белый?
• Ты умеешь летать?
• Ты был на Марсе? Ты любишь сладости?
• Ты умеешь ремонтировать холодильник? И т. д.
Выигрывает тот, кто допустил наименьшее число ошибок.
Запрещенное движение.
Ход игры.
Во время выполнения задания нужно ориентироваться только на словесную инструкцию взрослого, независимо от того, что он демонстрирует.
Взрослый последовательно дает одну из двух команд: «ухо» или «нос». По этой команде дети должны дотронуться либо к уху, либо к носу. Взрослый также выполняет команду, при этом специально ошибается: дает одну команду, а показывает другую. Команды нужно подавать разные и в различном темпе.
Выигрывает тот, кто сделает наименьшее число ошибок.
Второй вариант такой игры «карлики» и «великаны». Дети должны по этим командам приседать или вставать.
Шерлок Холмс.
Ход игры.
Игрок, который исполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает своего партнера, отворачивается или выходит из комнаты. Партнер изменяет некоторые детали своей внешности (элементы одежды, прическу, аксессуары). «Детектив» должен найти изменения.
Предметом игры может быть обстановка в комнате, мелкие детали в рисунке и др.
Лучше начинать с 3-4 изменений, постепенно увеличивая их количество.
Пантомима для внимательных.
Ход игры.
Ведущий демонстрирует пантомиму, а ребенок должен угадать, что каждое движение обозначает. Для начала можно брать простые действия (причесаться, умываться, чистить зубы, есть фрукты, налить чаю, читать книгу, карабкаться по лестнице, играть в футбол). Потом можно демонстрировать действие посложнее (накрывать на стол, прогулка по пляжу, уборка в квартире и т. д.).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Способности
Развивающие игры
Преобразование образа мысли
• Головоломка с палочками
• Шахматная доска
Ориентация в пространстве по схеме
• Где сидит попугай?
• Нарисуй план-схему
Чтение и образование схемы объекта
• Прогноз погоды
• Созвездия
• Собери по схеме
• Нарисуй схему
• Зашифруй сказку
Планирование действия мысли
• Найди все тропки
• Переставлялки
• Шахматная доска
• Головоломка с палочками
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Головоломка с палочками.
Материал: счетные палочки.
Ход игры.
Возьмите счетные палочки и сложите из них схематическое изображение какого-либо предмета. После этого предложите ребенку переложить несколько палочек, чтобы получилось другое изображение.
По правилам игры перекладывать палочки запрещается. Но если ребенок не может выполнить задание мысленно, можно прдложить сделать это на практике.
Усложнить можно, увеличив количество палочек, которые нужно переложить.
Где сидит попугай?
Материал: макет игровой комнаты из спичечных коробков, расположенных на ограниченной плоскости (стол или пол, огражденный веревкой. Можно нарисовать на бумаге план-схему комнаты.
Ход игры.
Предложите детям представить, что в этой комнате живут медвежонок Мишка и попугай Кеша. Один раз, когда медвежонок пошел в лес за ягодами, попугай придумал новую игру и решил поиграть в нее с медвежонком. Кеша спрятался в комнате и обозначил на схеме место, где его можно найти. Предложите ребенку помочь медвежонку найти попугая.
Можно организовать соревнование «Кто быстрей найдет попугая».
Сложность игры зависит от размера комнаты, в которой прячется попугай и количества объектов. Чтобы разнообразить игру, можно изменить интерьер комнаты или выбрать другое место (площадку и т. д.)
Нарисуй план-схему.
Материал: бумага, карандаш.
Ход игры.
Предложить детям создать план-схему знакомого пространства. Потом можно предложить сделать план-схему своей комнаты. Перед началом работы обсудить, что находится в квартире и особенности ее планировки.
Выигрывает тот, кто наиболее точно изобразил помещение.
Прогноз погоды.
Материал: бумага, карандаш, схемы.
Ход игры.
Синоптики условились изображать погоду при помощи условных обозначений. Такие рисунки метеорологи используют для составления карт погоды. Такими картами пользуются моряки и летчики.
Спросить, каким знаком можно изобразить ясный солнечный день, дождливый день, снегопад, пасмурный день, дождь с грозой, ветер, шторм, дождь со снегом и т. д.
Нарисовать разные варианты схематичных изображений.
Затем при помощи «рации» ведущий говорит, какая будет погода, а дети должны найти соответствующую карточку.
Можно предложить рассказать о погоде при помощи схематических изображений.
Созвездия.
Материал: схемы созвездий, рисунки животных и мифических героев.
Ход игры.
Задание: найти рисунок, который соответствует определенному созвездию.
Можно рассказать легенды и мифы (о богине Афродите, о созвездии Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея)
Собери по схеме.
Материал: строительный конструктор, схематические изображения конструкций.
Ход игры.
Ведущий показывает ребенку схематическое изображение одной из конструкций, а он должен собрать ее из деталей, которые есть в его распоряжении.
Перед началом можно проанализировать изображение, выделить основные части и формы.
Чтобы усложнить игру, можно увеличить количество деталей либо показывать схему в течение короткого времени и предложить собрать ее по памяти.
Нарисуй схему.
Материал: строительный конструктор, бумага, карандаш.
Ход игры.
Предложите ребенку собрать какую-либо конструкцию или соберите ее самостоятельно. Затем предложите изобразить эту конструкцию в виде 3-х схем – вид спереди, вид сбоку, вид сверху.
Можно помочь ребенку проанализировать конструкцию, выделив основные детали и формы.
Зашифруй сказку.
Материал: небольшие сказки или рассказы.
Ход игры.
Пример истории:
«Однажды черепаха решила полакомиться бананами. Она подползла к пальме, но достать бананы не смогла. Пробовала раскачать пальму – не удалось. Пробовала залезть на дерево – сил не хватило. И когда она потеряла надежду – появился жираф. Жираф легко сорвал несколько бананов и отдал их черепахе».
Затем последовательно зарисовать рассказ, используя схематические изображения.
Затем предложить ребенку рассказать при помощи схемы эту историю.
Найди все тропки.
Материал: игровое поле, где каждая клеточка имеет свой номер.
Ход игры.
Еж попросил Черепаху принести ему несколько яблок на обед. Но Черепаха не знала дороги, чтобы ей помочь, Ежик записал все возможные пути к нему при помощи чисел. Отгадай, какие это могут быть дорожки, если каждая из них имеет длину 4 квадрата, а двигаться по диагонали нельзя.
Размер игрового поля можно увеличить, вместо цифр можно использовать буквы, знаки или геометрические фигуры.
Переставлялки.
Материал: рабочие листы с заданиями.
Ход игры.
Сначала нужно определить, чем верхняя карточка отличается от нижней.
Задание игры: с помощью определенного количества ходов нужно разместить фигуры верхней карточки на такие же места, которые они занимают на нижней. При этом одним ходом можно переставлять лишь 1 фигуру и только на свободное поле. Количество ходов указано справа от пары карточек.
Шахматная доска.
Материал: маленькая шахматная доска (3х3 или 4х4 клеточки). разрезать это поле на 3-4 части.
Ход игры.
Предложить ребенку собрать из частей целое поле, но так, чтобы черные и белые клетки чередовались друг с другом.
Можно устроить соревнование, кто быстрей соберет поле.
Постепенно можно увеличивать количество клеток.