Валентина Войтун
Формирование пространственных представлений на плоскости. Карты путешественников, или виртуальный квест
▼ Скачать + Заказать документы
Основная работа по формированию ориентировки на плоскости проводится в старшей группе с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, для дальнейшего успешного обучения в школе. Формировать пространственные представления на плоскости я решила начать со средней группы.
Для этого были придуманы такие карты,
их изготовили родители вместе детьми дома. Параллельно решалась еще одна задача: развивать мыслительные операции путем сравнения, обобщения.
Публикация «Формирование пространственных представлений на плоскости, Карты путешественников, или виртуальный квест» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Квест-игры в поисках Здоровья
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2017
-найдите предмет посуды, поставьте фишку (игрушку, назовите, у кого какая посуда (у каждого ребенка разные предметы посуды, что общего, для чего нужна;
- что находится справа (слева, снизу, сверху)
Работая с детьми старшего возраста, я стала думать, как сделать так, чтобы это занятие стало не только полезным, но и интересным для детей. Так появились карты путешественников, опять пришли на помощь родители и дети. Первоначально карты выглядели так
Благодаря интернетрессурсам наши карты теперь выглядят так:
Следуя заданным маршрутом, дети путешествуют во времени, по сказкам, на разном транспорте, решают проблемные ситуации. Например, как выбраться из болота, перейти через речку, если мост разрушен и т. д. Используем метод мозгового штурма, ребенок предлагает свой вариант решения проблемы. Начинаем двигаться от дома. Знак вопроса означает, что нужно ответить на вопрос (решить задачу, чтобы двигаться дальше. Знак «музыкальная пауза» позволяет расслабиться, отдохнуть, а можно угадать знакомую мелодию. Когда проходим клетки «девочка», «мальчик», придумываем им имена, а может быть и такие вопросы: - Как можно познакомиться? Спросить, как пройти к лабиринту? И т. д. Мальчишки интересуются флагами, поэтому для них остановка «флаг». Цифры 1 и 10 ничего не значат, это просто свободные клетки, которые можно заменить на придуманные новые препятствия, хотя цифры тоже можно использовать, например, назвать десять названий деревьев (посуды, мебели ит. д.). Есть сюрпризная остановка, это «конфетка», балуем сладеньким. Не ожидала, что карты путешественников очень понравятся детям, использовала их и на занятии (см. конспект занятия «Спешим на помощь смешарикам», и в свободное время.
Примерные маршруты: от домика 5 клеток вправо (на каком транспорте дальше путешествуем? вид транспорта, одна клетка вниз, одна клетка влево (в каких сказках говорится о дворце, кто там живет, две клетки вверх (правила безопасности во время грозы, одна клетка влево, стоп! Куда попали? Какие овощи растут на огороде? И обязательно после каждого путешествия вопрос: как вернуться домой (кратчайший путь).
Усложненный маршрут для опытных путешественников (вторая половина учебного года в подготовительной группе): от домика две клетки вниз (вид транспорта, четыре клетки наискосок вверх направо (как пройти через речку, если мост разрушен, метод мозгового штурма; как вариант - можно выйти и построить мост, одна клетка наискосок вниз направо (на усмотрение педагога, четыре клетки наискосок вниз налево (в какую сказку попали или помоги герою вернуться в сказку, одна клетка вправо (детям выдаются лабиринты, одна клетка наискосок вверх направо, две клетки вправо (физкультминутка, две клетки наискосок вверх налево (вопрос: на каком дереве сидела птица во время дождя, одна клетка наискосок вниз налево, стоп (дети находят угощение). И опять – как вернутся домой? Педагог строит маршрут на основании темы занятия, в зависимости от поставленных задач.
Получился вот такой виртуальный квест, а по сути это подготовка к знакомому нам графическому диктанту, только по пути мы решаем много задач.
Очень важно научить ребенка самостоятельно думать, развивать логическое мышление, ориентироваться во времени, в пространстве, что способствует быстрой и успешной социализации в современном мире.
Уважаемые коллеги, буду рада, если моя разработка пригодиться в вашей работе.