Марина Зименок
Презентация «Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пространственные представлений у детей с ЗПР»
Цель: формировать пространственные представления у детей.
Задачи:
Уточнять пространственные ориентировки в собственном телесном пространстве (правая-левая сторона, предлоги «над», «под», «между», «спереди», «сзади»)
Закреплять пространственные представления, отражающие взаимоотношения внешних объектов и тела («выше-ниже», «впереди-сзади», «справа-слева» от себя, «верх-низ»)
Публикация «Презентация „Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Упражнять в правильном употреблении предлогов (на, под, в, из, с, из-под, из-за, между, познакомить со схемами предлогов.
Учить строить грамматические конструкции, отражающие пространственные отношения на плоскости.
Формировать логико-грамматические конструкции.
Описание слайдов
• Слайды с 1по 9 описаны в презентации
• Слайд № 10
Взрослый кладет карандаш на коробку и предлагает
ребенку определить его положение относительно коробки: «карандаш лежит на коробке, а коробка, а стол …». Затем карандаш перекладывается под коробку, поднимается над коробкой и т. д. Каждый раз ребенка просят составить предложение про коробку и карандаш, обращая внимание на то, что в
предложении меняется предлог. Когда ребенок освоит задание, его повторяют снова, но предлагают назвать только предлог.
• Слайд №11
Взрослый предъявляет ребенку задание : «Стоит в поле теремок в 4 этажа: лиса живет над волком, медведь под волком, а выше всех – заяц. Кто где живет?» Ребенок расселяет жильцов, а потом называет местоположение каждого героя.
• Слайд №12
1. Ребенку предлагают маленькую машинку и постройку из кубиков– мостик. Предлагается сделать так, чтобы машинка заехала на мостик; съехала с него; заехала под него; выехала из-под него. Потом взрослый выполняет те же действия и просит ребенка составить предложение для каждого случая.
2. Ребенку предлагают выполнить действия с машинкой: сделать так,
чтобы машинка стала перед мостиком; за; близко, далеко от мостика; выехала из-за него; подъехала к; отъехала от мостика. Затем взрослый выполняет те же
действия и просит ребенка составить предложение для каждого случая.
• Слайд №13
Взрослый – фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр.
Его помощнику – ребенку надо рассадить их: льва справа от бегемота, мишку – слева от щенка и т. д. Фотограф все время недоволен, просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем ребенок рассказывает: «Я посадил льва справа от бегемота» и т. д.
• Слайд №14
Потренируйтесь в выполнении действий по указанию ведущего, уточняя "маленькие слова" - предлоги.
Перед ребёнком или группой детей выкладываются карточки -схемы. Ведущий говорит предложение, например: "В сумке лежит блокнот. " Дети должны определить, к какой схеме подходит "маленькое слово" - предлог.
Кто больше придумает предложений с карточками - схемами.
• Слайд №15
Ребенку предлагается поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем углу и т. д. ; определить, какие углы еще не заняты. Ребенок заполняет их с комментарием: «Нарисую солнышко в правом верхнем углу».
• Слайд №16
«Проведи линию»
По инструкции взрослого ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги: «из центра» листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, «затем прямую линию в левый нижний угол» и т. д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клетку – «Графические
диктанты». (Для всех заданий исходные точки в начале отмечает взрослый).
Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клетку от края
тетради и от предыдущей работы; пропуская нужное количество клеток по
указанию взрослого.
Взрослый диктует: «Начиная с 3-ей клетки одну клетку вправо, 2 клетки вниз, 1 клетку влево» и т. д. Сначала ребенок выполняет
инструкцию правой рукой, а затем – левой.
• Слайд №17
Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет кубик, второй – машинка, третьей – пирамидка (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались предметы. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого – либо из изображений и «после» него.
«Пронумеруем ряд»
Взрослый нумерует ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком находит число «перед» указанным и число «после», «за» указанным. При этом акцент делается на то, что определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо, мы движемся по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» - справа.
• Слайд №18
«Что сначала, что потом?»
Ребенок определяет, какое событие произошло раньше, какое позже.
«Закончи предложение, ответь на вопросы»
Ребенку предлагают закончить предложения типа : «Перед тем как идти гулять, я…», «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял…». Ребенок отвечает на вопросы типа : «Какое время года бывает перед осенью?», «После какого дня недели наступает пятница?» и т. п.
• Слайд №19
«Сравни и объясни»
Ребенок должен объяснить, (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как «моя рука – в моей руке - моей рукой», «хозяйка куклы – кукла хозяйки», «мамина дочка – дочкина мама»