Получи документы

Карты Проппа как средство развития речевого творчества

Юлия Жирнова
Карты Проппа как средство развития речевого творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Карты Проппа как средство развития речевого творчества.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем детстве. Знакомство со сказкой помогает ребёнку легче понять и принять окружающую действительность.

Язык сказок понятен малышу. Жизненно важная информация усваивается сама по себе, без наставлений, незаметно. Через сказку легче всего объяснить ребё нку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Понятия о доброте предстаёт в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых героев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. Задача взрослых, попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и, конечно же, запомнить это. Помогут нам в этом карты Проппа.

Публикация «Карты Проппа как средство развития речевого творчества» размещена в разделах

Актуальность

Одним из главных направлений в соответствии ФГОС дошкольного образования является речевое развитие дошкольников. Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, овладение родным языком, как средством общения.

Полноценное владение родным языком, развитие всех сторон речи является одним из наиболее важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое творчество является одной из основных задач реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствие с ФГОС ДО.

У детей в результате развития речевого творчества происходит расширение общего кругозора, дети активны в разнообразных словесных играх направленных на обогащение активного словаря, самостоятельны в творческом выражении своих мыслей.

Проблема:

В настоящее время у детей дошкольного возраста не достаточно развита связная речь. Ребенок не может найти точные слова и словосочетания, правильно построить предложения, логически не связывает их друг с другом, не соблюдает нормы звуко- и слово-произношения. Дети не знают, как начать и как закончить описание. Большинство рассказов не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все».

Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка.

Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Выделяют следующие виды речевого творчества :

1. Пересказ.

2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.

3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.

4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Интенсивное техническое развитие привело к тому, что в современном обществе речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше общаются, меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное межличностное общение общением, опосредованным техническими средствами.

По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей, можно отметить следующие недостатки:

- высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;

-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности очень низкий.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. По итогам проведённого опроса среди родителей воспитанников около 70% родителей считают, что к моменту поступления ребёнка в школу всё будет хорошо и обращаться к кому- нибудь за помощью они не будут.

Пояснительная записка

У детей дошкольного возраста формируются вкусы, интересы, определённое отношение к окружающему миру, поэтому для детей очень важны положительные примеры. Огромная доля таких примеров отображается в сказках. Развитие речевого творчества требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, во-левых усилий, участия положительных эмоций.

Развить творчество ребенка можно посредством фантазии, развития воображения, посредством работы над сочинением сказки. Сказка - произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение.

Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Джанни Родари сократил число этих функций до 20:

1. запрет или предписание;

2. нарушение;

3. вредительство;

4. отъезд героя;

5. задача;

6. встреча с дарителем;

7. волшебные дары;

8. появление героя;

9. сверхъестественные свойства антигероя;

10. борьба;

11. победа;

12. возвращение домой;

13. прибытие домой;

14. ложный герой;

15. трудные испытания;

16. ликвидация беды;

17. узнавание героя;

18. изобличение ложного героя;

19. наказание ложного героя;

20. Свадьба или счастливый конец.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Одна карта - это определённое событие сказки. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.

Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь. Карты Проппа обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Пример использования карт Проппа

Здесь мы приводим список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом :

1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

2. Особое обстоятельство («умер отец», «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

3. Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т. п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее «симпатичные» персонажи).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).

14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).

15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе).

21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

Представленные в сказках функции (запрет, появление героя, победа, возвращение домой) являются обобщенными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а, следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление. Карты оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т. к. они воздействуют на все органы чувств.

Цель - обучать творческому рассказыванию детей дошкольного возраста с помощью карт Проппа.

Задачи:

развивать образное мышление, творческое воображение, память; развивать монологическую и связную речь, речевое творчество;

совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему;

развивать интерес к художественной культуре путем приобщение детей к русским народным сказкам через карты Проппа.

обогащать и расширять словарный запас детей, использую символы (карты Проппа);

формирование умения продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев, выделять основное содержание сказки. Запоминать последовательность событий.

воспитание положительного отношения к литературным произведениям.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Как работать с картами

Для начала вам необходимо разъяснить общие принципы сказок:

• присказка, зачин (приглашение в сказку,

• повествование (развитие действия)

• концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Совместное прочтение и разбор нескольких русских народных сказок помогут ребенку быстро разобраться в этом, учитывая, что большинство произведений устного народного творчества идентичны в структуре.

Далее вам необходимо подготовить карточки Проппа. Вы можете их распечатать. Теперь, при следующем прочтении сказки сопровождайте его выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После чего, покажите ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.

Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.

На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, придумывайте главных героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Работа с картами Проппа состоит из 3 этапов :

1 этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:

— присказка, зачин (приглашение в сказку);

— повествование;

— концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

Уже сама присказка настраивает детей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и иногда даже не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать. Можно начать так:

1. "В тридесятом царстве. ".

2. "За горами, за лесами, За широкими морями. "

3. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.

4. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…

5. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Основная часть сказки.

Обычно она насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т. д. :

1. Сивка-бурка;

2. Добрый молодец;

3. Красна девица;

4. Кащей Бессмертный;

5. Змей Горыныч и Баба-Яга;

6. Иван-царевич;

7. Иван – дурак;

8. Иван – крестьянский сын;

9. Василиса-прекрасная;

10. Царь начал пиры пировать, гостей созывать;

11. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом;

12. Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать;

13. Конь бежит, земля дрожит.

Концовка

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает детей к реальной действительности. Варианты концовок:

1. И стали они жить – поживать и добра наживать.

2. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.

3. Вот вам сказка, а мне кринка масла.

4. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое рассказчик включает повествование.

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

Можно использовать в работе следующие карточки – функции :

1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…;

2. Чрезвычайная ситуация (гуси унесли Ванечку, лиса занимает зайкину избушку, рожь кто-то топчет каждую ночь. ;

3. Не соблюдение правил. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не открывайте дверь, не выглядывай в оконце…;

4. Герой покидает дом. Варианты (отправляется на поиски добровольно, получает задание, выгоняют из дома и т. д.);

5. Появление друга-помощника (серый волк, сивка – бурка, яблоня, печь, золотая рыбка, и т. д.);

6. Способ достижения цели. Вернуть, выполнить условие, получить в награду;

7. Отрицательный герой (таких карточек может быть несколько);

8. Действия отрицательного героя;

9. Одержание победы;

10. Погоня. Преследование;

11. Спасение от преследования;

12. Получение волшебного средства : предметов или слов;

13. Отсутствие дарителя;

14. Герой вступает в битву с врагом;

15. Победа над врагом;

16. Герою дают сложное задание;

17. Герой выполняет задание;

18. Изменение облика героя;

19. Герой возвращается домой;

20. Появление ложного героя;

21. Разоблачение ложного героя;

22. Узнавание героя;

23. Счастливый конец;

24. Мораль.

С помощью этих карточек-функций дети могут рассказать не одну, а несколько изучивших раннее сказок

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

«Чудеса в решете» - выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

«Что в дороге пригодится» – основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек).

«Узнай героя» – выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.

«Четвертый лишний» – определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач».

«Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д.

«Сказочный словарь»придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

Последовательность обучения творческому рассказыванию с использованием карт Проппа.

1. Выкладываем, с использованием карт Проппа, в процессе чтения с педагогом, сказки, полюбившиеся детям, например, «Морозко», «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Василиса - прекрасная», используя наводящие вопросы по содержанию сказки (какими словами начинается сказка, какой картой обозначим : («жили-были», что нарушили, какой картой обозначим : «не соблюдение правил», кто помогал – обозначаем картой «появление друга – помощника» и чем закончилась сказка, какова её мораль). Лучше всего начинать обучение с самых простых сказок: «Курочка-ряба», «Колобок» и т. д.).

Таким способом мы вместе с детьми выкладываем несколько сказок по выбору детей картами Проппа, закрепляя тем самым названия карт.

2. Детям по ходу чтения знакомой сказки предлагается самостоятельно выбирать карты для обозначения происходящего. Предварительно им необходимо напомнить структуру сказки: у неё есть начало или зачин (с каких слов начинается любая сказка, завязка (основное содержание сюжета, концовка (счастливый конец) и мораль.

3. Прослушав сказку от начала и до конца, самостоятельно выкладывают карты Проппа, подкрепляя таким образом свой пересказ.

По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

- найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

- найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

- определить отсутствие знакомой карты

- отделить лишнюю карту

4 этап: на этом этапе дети могут попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Результат работы с картами Проппа :

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки ;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами.

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игрыИспользование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Карты Проппа как средство развития речевого творчества
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 16:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Карты Проппа как средство развития речевого творчества» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Жирнова (УИ 363444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД