Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Домашние птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Домашние птицы»
Задания
• Уточнить понятие – домашние птицы.
Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Домашние птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Прилагательные: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Грамматические категории:
• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Согласование числительных с существительными.
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
• Подбор родственных слов к существительным.
Артикуляционная гимнастика:
Пальчиковая гимнастика
Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
«Пи-пи-пи!»-
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Физкультминутка
Наши уточки с утра -
Кря -кря -кря! Кря - кря - кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке
уток.)
Наши гуси у пруда -
Га - га - га! Га - га - га! (Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки –
“крылья” назад.)
Наши курочки в окно-
Ко -ко-ко! Ко -ко -ко! (Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по
бокам.)
А как Петя - петушок
Ранним - рано поутру
Нам споет: ку -ка -ре-ку! (Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх,
поднимаются на цыпочки.)
Выполните задания
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/и «Кто как разговаривает?»
Курица – кудахчет, квохчет
Петух – кукарекает
Гуси – гогочут
Утки – крякают…
2. Д/и «Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.
3. Д/и «Чей? Чьё? Чья? Чьи?»
Перо (чье) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей) – куриный, гусиный….
Глаза (чьи) – утиные, индюшачьи…
4. Д/и «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки,
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки.
5. Д/и «Сравни птиц с людьми и животными»
у человека - дети, а у птиц - птенцы.
у человека - нос, а у птицы -. . .
у животных - шерсть, а у птиц -. . .
у кошки - лапы, а у птиц -. . .
6. Д/и «Посчитай»
Один цыплёнок,, два, три, четыре., пять…;
Одна курица,, две, три, четыре, пять…;
Один петух …, два, три, четыре, пять….
(Индюк, гусь, утка и т. д.)
7. Д/и «Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/и «Назови, какой и какая птица»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
Утка, гусь, курица, цыпленок.
2. Д/и «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
короткий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше.
3. Д/и «Кто лишний?»
Курица, снегирь, гусь, петух.
Индюк, утка, клёст, гусыня.
Синица, утка, индюк, петух.
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
4. Д/и «Исправь ошибку»
У утки - гусята,
у индюшки - цыплята,
у курицы - утята,
у гусыни - индюшата.
5. Д/и «Какое слово не подходит?»
Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.
Индюк, индеец, индейка, индюшата.
Утка, утёнок, утиный, утконос.
Курица, цыплёнок, курятник, петух.
6. Д/и «Угадай кто это?»
Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (курица).
Ку-ка-ре-ку - стерегу! (петух).
Пить-пить-пить - воды попить! (цыпленок)
Кря-кря- ищу червя! (утка).
7. Д/и «Какая домашняя птица?»
Кудахчет -. ,
кукарекает-. ,
крякает -. ,
гогочет -.
8. Д/и «Кто как передвигается?»
Утка (что делает) - ходит, плавает, летает.
Индюшка-,
курочка-…
гусь-…
9. Отгадайте загадки.
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня. (цыплёнок).
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
Четверг.
Развитие связной речи
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.
Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.
Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:
- Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!
Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:
- Пи – пи – пи!
Но споткнулся и шлепнулся в лужу.
В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:
- Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!
Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.
Вопросы:
- Про кого была сказка?
- Как звали маму?
- Какого цвета был кот?
- Кого потом увидел цыпленок?
- Что кричал петух?
- А как кричал цыпленок?
- Куда он упал?
- Кто там сидел?
- Что лягушка сказала?
Кто пожалел цыпленка?
Рекомендуемые тексты для чтения: А. Барто «На птичьем дворе», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме :
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Где живёт?
Какую пользу приносит?
Кто ухаживает?