Мария Метелица
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия
▼ Скачать
Игры с мячом
1. Игра “Прыгучий мячик”
Цель: развитие фонематического слуха, закрепление знания гласных звуков.
Оборудование: мяч.
Инструкция: “Когда услышишь звук [о], ударь мячом о пол. А когда поймаешь мяч обратно, повтори этот звук”
Ход игры. Логопед называет гласные звуки в разном порядке и просит ребенка бросить мяч об пол, если он услышит звук о. Поймав мяч, ребенок должен повторить этот звук. Предъявляемые звуки: у, о, э, а, о, и, о, ы, у, о, а, о.
Публикация «Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия» размещена в разделах
2. Игра “Стучим и повторяем”
Цель: развитие фонематического восприятия, развитие четкого произношения гласных звуков.
Оборудование: мячи.
Инструкция: “Я буду называть звуки и отстукивать их по мячу. Сначала повторяем по очереди, затем все вместе. ”
Ход игры. Дети и логопед сидят в кругу. У каждого между коленями зажат мяч. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Предъявляемые звуки: А Э У
АА ЭЭ УУ
ААА ЭЭЭ УУУ
3. Игра “Цепочка”
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Оборудование: мяч.
Инструкция: “Я назову слово и передам мяч следующему игроку. Этот игрок назовет свое слово, которое будет начинаться на последний звук моего слова. Далее передаем мяч и называет слова таким же способом”.
Ход игры. Дети стоят рядом друг с другом в ряд. Первым в ряду стоит логопед и начинает игру: называет слово и передаёт мяч ребёнку. Друг за другом дети передают мяч и называют слова. Правило: последний звук предыдущего слова - начало следующего (первое слово “зима”).
4. Игра “Вопрос-ответ”
Цель: развитие фонематических представлений, воображения.
Оборудование: мяч.
Инструкция: “Я буду кидать тебе мяч и задавать вопрос. Ты кидай мяч обратно и отвечай на него одним словом. Все слова должны начинаться на звук [а]”.
Ход игры. Логопед кидает мяч ребенку и задает вопросы. Ответы ребенка должны состоять из одного слова и начинаться на заданный звук ([а]). Вопросы: Как тебя зовут? Где ты живешь? Куда ходишь развлекаться? Что любишь есть?
Дидактические игры
5. Игра “Рыбалка”
Цель: развитие фонематических представлений.
Оборудование: набор “магнитная рыбалка”, тазик с водой, ламинированные картинки со звуком [с] с магнитиками.
Инструкция: “Лови удочкой картинки, в которых есть звук [с] и называй их”.
Ход игры. Логопед раскладывает в воде картинки со звуком [с] и без этого звука. Просит ребенка удочкой поймать все картинки со звуком [с] и назвать их.
6. Игра “Животные в домиках”
Цель: дифференциация аппозиционных звуков, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинки животных и птиц (собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок, домики с названиями “Ц” и “Ш”.
Инструкция: “Перед тобой два домика. Я буду давать тебе картинку с животным или птицей и называть ее. Ты внимательно слушай. Если в слове будет звук [ц], то эту картинку ты кладешь в домик с названием “Ц”. Если в слове будет звук [ш], то ты кладешь эту картинку в домик с названием “Ш” ”.
Ход игры. Перед ребенком лежат два домика с названиями “Ш” и “Ц”. Логопед поочередно кладет перед ребенком картинки с животными и называет их. Ребенку необходимо распределить картинки по домикам, учитывая наличие в них звука [ш] или “[ц].
7. Игра “Незнайка”
Цель: развитие фонематического восприятия, звукобуквенного и слогового синтеза.
Оборудование: картинка Незнайки, карточки со звуками для кармашка Незнайки (С, Л, Ш, В, карточка с рядом гласных звуков (А, О, У, Ы, Э)
Инструкция: “Помоги Незнайке составить слоги. Смотри на его кармашек, там будет звук. Затем плавно соединяй этот звук с гласными звуками на доске”.
Ход игры. Логопед вешает на доску картинку Незнайки. По очереди вставляет в его карман разные согласные звуки. Рядом вешает ряд гласных звуков и просит ребенка соединить согласный звук с гласными звуками.
8. Игра “Бусы для мамы”
Цель: развитие фонематического слуха.
Оборудование: лист бумаги, гелевые ручки разных цветов (зеленая, золотая, голубой, розовая, красная, черная, оранжевая, синяя).
Инструкция: “Давай нарисуем маме бусы. Я буду называть цвета, ты рисуй бусинки только тех цветов, где услышишь звук [р]”.
Ход игры. Логопед называет ребенку цвета в разном порядке и просит рисовать бусинки тех цветов, в которых слышится звук [р].
9. Игра “Волшебные часы”
Цель: развитие фонематического слуха, фонематических представлений.
Оборудование: часы с одной стрелкой, вместо цифр картинки (коза, уточка, мышка, усы).
Инструкция: “Я буду называть слова, а ты двигай стрелочку на ту картинку, которая отличается от моего слова одним звуком”
Ход игры. Логопед называет слова (коса, удочка, мишка, уши) и просит ребенка двигать стрелочку часов на те картинки, которые отличаются от его слов одним звуком.
10. Игра “Математика”
Цель: развитие фонематического восприятия, слогового синтеза.
Оборудование: карточки со слогами (ку, ри, ца; па, ро, ход + ла, фа, са, ко, ри, му, шо).
Инструкция: “Я буду называть слоги, а ты ищи их среди перемешанных и выкладывай перед собой друг за другом. Затем тебе нужно их сложить, чтобы получилось целое слово”
Ход игры. Логопед называет слоги и просит ребенка найти их из тех, что смешаны. Далее ребенку необходимо сделать слово из услышанных звуков.
Дифференциация фонем
11. Игра “Повтори за мной”
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.
Оборудование:-
Инструкция: “Повторяй слоги за мной”
Ход игры. Логопед называет слоги и просит ребенка повторить. Слоги: су-зу, зу-су, су-за, зу-са, са-зи, за-си, зас-саз, соз-зос, суз- зус, соз-зус, зис-саз.
12. Игра “Поменяй звук”
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [п] и [б].
Оборудование:-
Инструкция: “Я буду называть слоги, а ты меняй в них звук [п] на [б] и наоборот [б] на [п] и называй”.
Ход игры. Логопед произносит слоги со звуками п и б и просит ребенка назвать эти слоги, но поменяв звук [б] на [п] и [п] на [б]. Слоги: па, ба, бо, по, пу, бу, пи, бэ, ап, об, ип, уб, пус, бам, пит, бэш.
13. Игра “Узнай звук”
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [ш] и [ж].
Оборудование:-
Инструкция: “Я буду называть слово, а ты говори, какой звук в нем есть: [ш] или [ж]”
Ход игры. Логопед называет ребенку слова и просит определить, какой звук в них есть: [ш] или [ж]. Слова: шапка, жар, шар, море, уши, уж, сова, куры, шуба, жакет, каштан, ласты, лужа.
14. Игра “Диктант”
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического анализа, дифференциация звуков [к] и [г]
Оборудование: тетрадь и ручка.
Инструкция: “Я буду называть слова, а ты пиши в тетрадь букву К или Г, если услышишь ее в слове”
Ход игры. Логопед называет ребенку слова и просит его записывать буквы К или Г в тетрадь, если он услышит их в словах.