Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Белка».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Белка цокает вот так:
Ц-ц-ц. Ц-ц-ц. Ц-ц-ц.
Белка цокает вот так:
Ц-ц-ц. Ц-ц-ц. Ц-ц-ц.
Язычок мы приподняли,
цокать язычком мы стали.
— Дети, в белок вас превращаю, цокать предлагаю.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звук [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагог взмахивает волшебной палочкой.
— Белки, цокать начинайте, ритм соблюдайте.
Дети все вместе цокают.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! Белки по одному выступают, звонко-звонко напевают. Палочкой волшебной кручу, вот тебя цокать прошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе, дети! В белок играли, чётко цокот повторяли.
Игровое упражнение «Песенка белочки».
Задача. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, белочка грибок нашла, тихо цокать начала: "ца-цо-цы, ца-цо-цы". Необычна песенка зверька: "ца-цо-цы, ца-цо-цы". Далёко она слышна: "ца-цо-цы, ца-цо-цы". Дети, песенку белочки повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Обворожительно, дети! Песенку белочки повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "Ц"».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "ц". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами.
Упражнение.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова состоят из звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим.
Педагог показывает на ухо, затем на рот.
— Дети, я буду говорить разные слова. Когда вы услышите слова, в котором есть песенка: "ц-ц-ц", вы поднимите руки вверх и поймаете слово, хлопните в ладоши, затем отпустите руки вниз. Правило игры понятны?
— Внимание! Тишина! Начинается игра! Уши напрягаем, звуки различаем!
Педагог чётко, медленно произносит слова. Между словами пауза 3 секунды, педагог ждёт, когда дети опустят руки вниз. Дети выполняют задание.
— Котята, цыплята, мышата, цветок, цветёт, воробей, цапля, цирк, бусы, цепочка, царь, царица, король, королева, мишень, цель, стрела, цыган, цокать, белочка.
Педагог мысленно отмечает детей, которые не слышат звук, чтобы провести с ними индивидуальную работу.
— Отлично, дети! Песенку "ц-ц-ц" в слове узнали, слово поймали. Это слова: цыплята, цветок, цветёт, цапля, цирк, цепочка, царь, царица, цель, цыган, цокать.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "ц"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память детей.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "ц" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Ц-ц-цветы – колодец-ц-ц – ц-ц-цыплята.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звук "ц" в словах, выделяя его голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Боец – удалец - молодец.
2. Цепь – цапля – цыганка.
3. Цель – отец – полиция.
4. Овца – цветок – теплицы.
5. Яйцо – курица – цыплёнок.
6. Певец – леденец – продавец.
7. Цапля – синица – певица.
8. Танец – м лодец – д вица.
Игровая ситуация «Овца».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ц". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Закреплять умение детей согласовывать движения с текстом.
Игра.
— Дети, овца – это кто?
— Овца – домашнее животное. Хлев – это дом, где живёт овца. Дети, помогите мне, пожалуйста, сочинить чистоговорку. Чистоговорку сочиняем, слово «Овца» правильно изменяем.
Педагог читает чистоговорку по строчкам. Дети хором или по одному повторяют предложение, добавляя нужное слово.
1. Ца-ца-ца – в хлеву спит …
2. Це-це-це – тепло в хлеву …
3. Цу-цу-цу – накормлю сеном …
4. Ца-ца-ца – домашняя …
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ц".
— Дети, чистоговорку повторяем, вместе читаем.
Дети и педагог хором повторяют чистоговорку, затем педагог просит повторить индивидуально отдельные предложения
— Прекрасно! Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Овца».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом и повторяют чистоговорку.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Хлопки в ладоши.
в хлеву спит овца. Присесть, руки под щёку, «спим».
Це-це-це, це-це-це – Хлопки в ладоши.
тепло в хлеву овце. Руки в стороны
Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Хлопки в ладоши.
накормлю сеном овцу. Руки вперёд, ладонями вверх.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Хлопки в ладоши.
домашняя овца. Обнять себя руками.
— Замечательно, дети! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "ц"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "ц" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем, радостно повторяем. М лодец молод ц? – М лодец молод ц!
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Скворцы и синицы весёлые птицы? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "ц" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Цапля танец танцевала?
2. В колодце вкусная водица?
3. У цветочницы цветут цветы?
4. М лодец и д вица танцевали?
5. Возле больницы зацвела акация?
6. Наш отец – кузнец, он молодец?
7. Девицы от колодца несли водицы?
8. Курица с цыплятами искали гусениц?
9. Гусеница цепко цеплялась за цветок?
10. У орлицы два птенца вылупились из яйца?
— Очаровательно, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.