Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Дикие животные». Часть 2
▼ Скачать +Заказ
Развитие грамматического строя речи
Речевая игра «У кого кто».
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия детёнышей диких животных. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
Публикация «Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме „Дикие животные“, Часть 2» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
— Дети, о диких животных многое мы знаем, у кого кто, вспоминаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
Цветок даю, дикое животное назову.
Детёнышей называй, один, два, много считай.
Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя животных, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
У медведей – … (один медвежонок, два медвежонка, много медвежат).
У волков – … (один волчонок, два волчонка, много волчат).
У лисиц – … (один лисёнок, два лисёнка, много лисят).
У зайцев – … (один зайчонок, два зайчонка, много зайчат).
У белок – … (один бельчонок, два бельчонка, много бельчат).
У лосей – … (один лосёнок, два лосёнка, много лосят).
У ежей – … (один ежонок, два ежонка, много ежат).
У оленей – … (один оленёнок, два оленёнка, много оленят).
У бобров – … (один бобрёнок, два бобрёнка, много бобрят).
У барсуков – … (один барсучонок, два барсучонка, много барсучат).
У тигров – … (один тигрёнок, два тигрёнка, много тигрят).
У рысей – … (один рысёнок, два рысёнка, много рысят).
— Чудесно, дети! Детёнышей диких животных считали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Десять бурых медведей».
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к диким животным
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу.
Спит медведь в своей берлоге,
Не будите по тревоге,
Коль проснётся рано он,
Будет очень, очень зол.
Ведь зимой привык он спать,
Лапу тёплую сосать,
Лишь когда придёт весна,
Мишке будет не до сна.
Антонина Тесленко
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лес посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять бурых медведей». Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
число со словами называй, флажок товарищу передай;
счёт продолжай, следующее число называй;
когда «десять бурых медведей» посчитаем, присели, засыпаем.
— Дети, игру начинаем, бурых медведей считаем.
Педагог начинает счёт: «Один бурый медведь». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два бурых медведя», и так далее до слов «Десять бурых медведей». Всё дети вместе с педагогом приседают, ладошки под щёку, спять, затем встают.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Бурых медведей считали, числа не пропускали.
Занимательная игра с детьми 6-7 лет «Секреты русского языка».
«Собираем детёнышей диких животных».
Задачи. Закрепить представления детей о собирательных числительных. Помочь детям правильно употреблять собирательные числительные. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Разговор.
— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Секрет открываю, запомнить предлагаю. О взрослых животных мы скажем: «семь медведей», «шесть волков», «пять лис». О детёнышах животных можно сказать и семь, и семеро. Дети, детёнышей животных собираем, по-разному их считаем.
Педагог контролирует, чтобы дети в ответе использовали собирательное числительное. Если ребёнок, называет количественное числительное, то педагог уточняет: «А как можно по-другому сказать?»
Лексический материал.
Жили-были волчица и два волчонка. Сколько у волчицы волчат? (Двое волчат).
Медведица и три медвежонка. Сколько у медведицы медвежат? (Трое медвежат).
Лиса и четыре лисёнка. Сколько у лисы лисят? (Четверо лисят).
Белка и пять бельчат. Сколько у белки бельчат? (Пятеро бельчат).
Зайчиха и шесть зайчат. Сколько у зайчихи зайчат? (Шестеро зайчат).
Ежиха и семь ежат. Сколько у ежихи ежат? (Семеро ежат).
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными.
— Потрясающе, дети! Детёнышей диких животных собрали, слова правильно назвали.
Ситуация общения «Чьё жилище?»
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— Дети, кто строит дома, жилища для животных в лесу?
— Животные сами строят себе жилища, кто как умеет. И жилища у них называются по-разному. Дети в путешествие приглашаю, жилища животных изучить предлагаю. На вопрос отвечаем, слова правильно изменяем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.
Лексический материал.
Чей след ведёт к берлоге? … медвежий след.
Чья берлога? … медвежья берлога.
Чей рыжий хвост виден из-за куста? … лисий хвост.
Чей след ведёт к норе? … лисий след.
Чья нора? … лисья нора.
Чей след ведёт к логову? … волчий след.
Чьё логово? … волчье логово.
Чей рыжий хвост мелькнул на верхушке дерева? … беличий хвост.
Чьё дупло? … беличье дупло.
Чьи длинные уши видны из-за куста? … заячьи уши.
Чей след ведёт к кустам? … заячий след.
— Дети, у зайца нет своего жилища, он спит под любым кустом.
— Восхитительно, дети! О жилищах животных рассказали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Лесная семья».
Задачи. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Обогащать природоведческий словарь детей. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, у диких животных есть семьи, мамы и папы и их дети, детёныши. Лесные семьи перечисляем, кого как зовут вспоминаем. Самец – папа, самка – мама, один детёныш и много детёнышей. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
цветок даю, семью назову;
самец, самка, один детёныш, много детёнышей назови,
цветок ведущему верни
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя семью, дети перечисляют животных. Педагог контролирует, чтобы дети назвали все слова. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.
Лексический материал.
Медвежья семья – это … медведь, медведица, медвежонок, медвежата.
Волчья семья – это. волк, волчица, волчонок, волчата.
Лисья семья – это … лис, лисица, лисёнок, лисята.
Заячья семья – это … заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Семья ежей – это … ёж, ежиха, ежонок, ежата.
Барсучья семья – это … барсук, барсучиха, барсучонок, барсучата.
Семья лосей – это … лось, лосиха, лосёнок, лосята.
Тигриная семья – это … тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята.
— Потрясающе, дети! Лесную семью назвали, всех зверей в семью собрали.
Речевая ситуация «В лесу».
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Разговор.
— Дети, по лесу гуляем, как животные разговаривают замечаем.
Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети правильно произносили наречия.
Лексический материал.
— В лесу слышны…
Нежное мурлыкание тигрицы. Тигрица мурлыкала как? –. нежно.
Тихое мяуканье рысят. Рысята мяукали как? –. тихо.
Сердитое хрюканье кабана. Кабан хрюкал как? –. сердито.
Пронзительное верещание зайца. Заяц верещал как? – … пронзительно.
Задорное мычание оленей. Олени мычали как? –. задорно.
Громкое цоканье белки. Белка цокала как? –. громко.
Грозное рычание медведя. Медведь рычал как? –. грозно.
Тоскливый вой волка. Волк выл как? –. тоскливо.
Тихое фырчанье ежа. Ёж фырчал как? –. тихо.
Звонкое тявканье лисицы. Лисица тявкала как? –. звонко.
Весёлое пение птиц. Птицы пели как? –. весело.
— Чудесно, дети! По лесу гуляли, слова правильно подбирали.
Речевая ситуация «Волшебный звук "у"».
Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Развивать мышление.
Разговор.
— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встают. Дети, играем с приставкой у–. Приставку к слову добавляем, новое слово получаем.
Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.
Лексический материал.
шёл —. (ушёл)
лететь —. (улететь)
бежать —. (убежать)
плыть —. (уплыть)
ползти —. (уползти)
мчаться —. (умчаться)
— Великолепно, дети! Звук «у» добавляли, новые слова сочиняли.
Речевая ситуация «Назови животное ласково».
Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в народе говорят: «Ласковое слово и животное понимает». Мы с вами диких животных вспоминаем, ласково называем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетаниями, при необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют словосочетание.
Лексический материал.
Хитрая лиса – … Хитренькая лисонька.
Рыжая белка – … Рыженькая белочка.
Серый заяц – … Серенький зайчик.
Глупая мышь – … Глупенькая мышка.
Умный ёж – … Умненький ёжик.
Пушистая белка – … Пушистенькая белочка.
— Волшебно, дети! Слова изменяли, животных ласково назвали.
Ситуация общения «Расскажем о животных».
Задачи. Формировать умение образовывать сравнительную степень имён прилагательных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети о животных рассказать мне, пожалуйста, помогите, предложение повторите, последнее слово немного измените.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, начиная предложение, дети заканчивают предложение. Педагог контролирует, чтобы дети повтори всё предложение, подобрали нужное слово, чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение полностью.
Лексический материал.
Волк сильный, а медведь. (сильнее).
Волчий хвост длинный, а лисий. (длиннее).
Мышка быстрая, а заяц. (быстрее).
Олень высокий, а лось…(выше).
Лисья нора глубокая, а барсучья. (глубже).
Лисий хвост пушистый, а беличий… (пушистее).
Лиса красивая, а олень … (красивее).
Беличьи зубки острые, а волчьи…(острее).
— Замечательно, дети! О животных рассказали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Спор лисиц».
Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, поспорили как-то раз две лисицы. Одна кричит: «Я добрая». Другая отвечает: «Я ещё добрее». В игру играем, спор лисиц изображаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры.
Слово назову, цветок даю.
Слово измени, ещё лучше скажи.
Лисицу восхваляй, цветок мне возвращай.
— Внимание! Игра начинается.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал:
смелая —. (ещё смелее,
рыжая —. (ещё рыжее,
пушистая —. (ещё пушистее,
лохматая —. (ещё лохматее,
красивая —. (ещё красивее,
умная —. (ещё умнее,
ласковая —. (ещё ласковее,
весёлая —. (ещё веселее,
резвая —. (ещё резвее,
игривая —. (ещё игривее,
смирная —. (ещё смирнее,
сильная —. (ещё сильнее,
быстрая —. (ещё быстрее,
чудесная —. (ещё чудеснее,
— Замечательно, дети! Лисицам помогали, слова правильно сказали.
Ситуация общения «Маленькие слова в лесу».
Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Обогащать речь детей существительными, названиями животных. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игровой материал: волшебная палочка.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия диких животных.
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькое слово в подсказывает, что животное находится внутри чего-то. Дети, я назову два слова, а вы составите предложение, соединив слова маленьким словом в. Кто где? На кого волшебной палочкой покажу, от того ответ услышать я хочу.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в предложение.
Лексический материал.
Белка – дупло. (Белка в дупле).
Лиса – нора. (Лиса в норе).
Волк – логово. (Волк в логове).
Медведь – берлога. (Медведь в берлоге).
Бобр – хатка. (Бобр в хатке).
Птица – гнездо. (Птица в гнезде).
— Отлично, дети! О животных рассказали, маленькие слова нам помогали.