Марина Шматко
Картотека прогулок в средней группе «Осень»
▼ Скачать +Заказ
К 1 Сентябрь.
Наблюдение за голубем.
Цель: знакомить с сезонными изменениями в жизни птиц в осенний период; формировать знания о повадках голубя; прививать желания заботиться о птицах; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
-Как выглядит голубь?
-Чем он питается?
-Зимующая или перелётная птица?
-Как кричит голубь?
Публикация «Картотека прогулок в средней группе „Осень“» размещена в разделах
Голубь – крупная птица. Чаще всего голубь тёмно-серого цвета. Спина светло-серая. Крылья серые с двумя широкими чёрными полосками. Поясница белая. Концы перьев хвоста образуют почти чёрную поперечную полосу. Перья шеи с металлическим зелёным и фиолетовым блеском. Самцы и самки почти одинакового цвета. Оперение плотное и густое, дающее возможность пережить сильные морозы. Голуби воркуют.
Трудовая деятельность: сбор семян цветов.
Цель: развивать желание выполнять работу дружно.
Подвижные игры: «Найди свой цвет»
Цель: учить детей действовать по сигналу.
«Найди свою пару»
Цель: развивать слуховое внимание.
Индивидуальная работа: «Собери игрушки»
Цель: развивать внимательность.
К 2 Сентябрь.
Наблюдение «Насекомые» за бабочкой.
Цель: расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять характерные особенности бабочки; её строение; формировать желание наблюдать за бабочкой.
Ход наблюдения:
-Как выглядит бабочка?
-Как меняется жизнь бабочки осенью?
-Какую пользу или вред может приносить бабочка?
Осенью насекомых становится меньше, жизнь насекомых замирает, они прячутся, чтобы перезимовать. У бабочки есть голова, грудь, брюшко, шесть конечностей, крылья. Бабочка может летать. В природе все насекомые нужны.
Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать стремление к труду.
Подвижные игры: «Цветные автомобили»
Цель: развивать пространственную ориентировку.
«У медведя во бору»
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа: «Поймай мяч»
Цель: развивать ловкость.
К 3 Сентябрь.
Наблюдение «Деревья» за яблоней.
Цель: учить узнавать плодовое дерево – яблоню. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения:
-Какой высоты яблоня?
-Какой ствол? Ветви?
-Меняется ли окрас листьев?
-Как называется явление, когда опадают листья?
-Есть ли плоды на яблоне?
Осенью идёт сбор урожая фруктов (яблок). На деревьях меняется цвет листьев. У яблони цвет листьев меняется на красный, желтый. Становится холодно и листья опадают. Это явление называется -листопад. На ветвях висят плоды – яблочки. Яблочки имеют разную окраску, есть зелёные, жёлтые, красные, Желтые или зелёные с красным бочком.
Трудовая деятельность: коллективный труд по сбору урожая на огороде детского сада.
Цель: учить работать сообща.
Подвижные игры: «Трамвай»
Цель: учить быстро двигаться по сигналу, менять направление.
«Лошадки»
Цель: учить выполнять движения в паре.
Индивидуальная работа: «Развитие движений»
Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге.
К 4 Сентябрь.
Наблюдение «Кустарники» за сиренью.
Цель: учить различать деревья и кустарники по внешнему виду; учить узнавать сирень; воспитывать бережное отношение к кустарнику.
Ход наблюдения:
-Какой высоты сирень?
-Что выше сирень или яблоня?
-Есть ли ствол у сирени?
-Меняется ли цвет листьев на сирене осенью?
Сирень - многоствольный кустарник. Кустарнике по высоте гораздо ниже деревьев. Осенью на сирене листья не желтеют, а опадают зелёными. Осенью можно посадить новые кустики сирени.
Трудовая деятельность: сбор листьев.
Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.
Подвижные игры: «Зайцы и волк»
Цель: приучать к самостоятельному выполнению правил.
«Перепрыгнем через ручеёк»
Цель: продолжать развивать двигательную активность детей.
Индивидуальная работа: «Самый быстрый»
Цель: упражнять в беге, выполняя задания на ориентировку в пространстве.
К 5 Сентябрь.
Наблюдение «Травянистые растения» за астрами.
Цель: формировать представления детей о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения:
Как называются эти цветы?
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что нужно сделать, чтобы цветы весной снова выросли?
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых весной могут появиться новые растения.
Трудовая деятельность: сбор цветов в коробочки.
Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…»
Цель: закреплять прыжки на двух ногах.
«Лиса в курятнике»
Цель: воспитывать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа: «Кто дальше бросит»
Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.
К 6 Сентябрь.
Наблюдение «Овощи» на огороде.
Цель: расширять представления детей об овощах. Учить различать и называть по внешнему виду. Формировать умение находить умение находить в огороде овощные культуры.
Ход наблюдения:
Как изменились погода, природа?
Что растёт в огороде?
Что изменилось в огороде?
Как можно все это назвать одним словом?
Когда наступают холода, как вы одеваетесь?
Как вы думаете, что будет с овощами на огороде с наступлением холодов, замёрзнут ли они?
Овощи осенью собирают на огороде; морковь, свёклу, морковь укладывают на хранение в погреб, огурцы, помидоры солят, капусту квасят.
Трудовая деятельность: засыпка грядок опилками.
Цель: воспитывать работать парами.
Подвижные игры: «Охотник и зайцы»
Цель: учить быстро действовать по сигналу.
«Накинь кольцо»
Цель: развивать глазомер.
Индивидуальная работа: «Догони меня»
Цель: учить бегать в нужном направлении.
К 7 Сентябрь.
Наблюдение за цветником.
Цель: продолжать формировать представления детей о цветах, как живых существах, рассказать, как ухаживают за розами в осенний период.
Ход наблюдения:
Осень наступила, высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Какими стали розы?
Почему они завяли?
Кто видел как ваши мамы ухаживают за розами на вашем дачном участке?
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают. И чтобы розы на следующий год тоже нас радовали своим цветением, за ними нужен уход. Осенью надо провести срезку стеблей, и оставшуюся часть куста хорошо укрыть ветками, листьями и накрыть укрывным материалом.
Трудовая деятельность: расчистка дорожек от листьев.
Цель: прививать любовь к труду в коллективе.
Подвижные игры: «Из-за леса, из за гор…»
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, резко тормозить.
«Где купался, Иванушка?»
Цель: приучать к самостоятельному выполнению правил.
Индивидуальная работа: ходьба по короткой и длинной дорожке.
Цель: закреплять представление о длине.
К 8 Сентябрь.
Наблюдение «Ветер»
Цель: расширять представления детей о ветре. Учить правилам поведения в ветренную погоду.
Ход наблюдения: в ветренную погоду качаются деревья, быстро плывут по небу облака. Ветер срывает листья с деревьев. Иногда ветер срывает с людей шапки. Осенью часто дуют холодные ветры, люди одеваются теплее. В сильный ветер опасно стоять под деревьями, так как ветки могут обломиться и упасть.
Трудовая деятельность: сгребание опавших листьев граблями.
Цель: приучать доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры: «Теремок»
Цель: учить менять направление во время движения по кругу.
«Сидит, сидит зайка…»
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
К 9 Сентябрь.
Наблюдение «Вода и осадки» за дождём.
Цель: показать особенности осеннего дождя.
Ход наблюдения:
В сентябре, в сентябре
Частый дождик во дворе!
Загадка: нахмурится, насупится, в слёзы ударится ничего не останется. (туча)
Какое стало небо?
Как часто светит солнце?
Идёт ли дождь?
Осенью часто идут дожди. В начале осени дожди бывают теплее, а в конце холоднее. Когда идёт дождь можно набрать в ведро дождевую воду. Этой водой полезно поливать растения. Во время дождя люди ходят под зонтами. После дождя всё становится мокрым.
Трудовая деятельность: уборка территории.
Цель: приучать работать сообща.
Подвижные игры: «Лиса и гуси»
Цель: учить быстро действовать по сигналу.
«Догонялки»
Цель: совершенствовать умение бегать.
Индивидуальная работа: «Изобрази настроение»
Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения.
К 10 Сентябрь.
Наблюдение «Небо»
Цель: учить замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятиями облака и тучи.
Ход наблюдения:
Какая форма у облаков?
Какого цвета облака?
Как и куда движутся облака?
Почему туи серые?
Что может принести туча?
Осенью погода часто меняется. В солнечную погоду небо голубое, медленно плывут белые облака. В ветренную погоду небо может быть хмурым и серым. Ветер может нагнать большие дождевые или снеговые тучи. Когда дует ветер, облака быстро двигаются по небу.
Трудовая деятельность: сбор крупного мусора на участке.
Цель: формировать умение трудиться подгруппой.
Подвижные игры: «Перегонки»
Цель: добиваться улучшения техники бега.
«Пирожки»
Цель: развивать ловкость.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: улучшать технику ходьбы.
К 11 Сентябрь.
Наблюдение «Птицы» за вороной.
Цель: знакомить с сезонными изменениями в жизни птиц в осенний период; формировать знания о повадках вороны; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения:
Как выглядит ворона?
Чем она питается?
Зимующая или перелётная эта птица?
Как ворона кричит?
Ворона крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны чёрные, а всё остальное серое. Ворона хитрая, ловкая и находчивая птица. Зимует и живёт она рядом с человеком. Ворона обычно сидит на контейнерах для мусора и свалках, где всегда есть чем поживиться, ведь ворона птица всеядная. Кричит она кар-кар.
Трудовая деятельность: подметание дорожек.
Цель: приучать к чистоте и порядку.
Подвижные игры: «Уголки»
Цель: развивать быстроту и ловкость.
«Теремок»
Цель: учить менять направление во время движения по кругу.
Индивидуальная работа: прыжки с места на двух ногах.
Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.
К 12 Октябрь.
Наблюдение «Почва» песок.
Цель: расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные представления о песке.
Ход наблюдения:
Какого цвета песок?
Какой бывает песок?
Что станет с песком, если его намочить?
Логическая задание: в песке играли дети, вдруг подул сильный ветер! Что могло произойти?
Песок может быть мелким и крупным; разных оттенков. Сухой песок рассыпается. В ветренную погоду песок разлетается. На мокром песке можно рисовать. Влажный песок лепится, из него можно делать куличики.
Трудовая деятельность: уборка территории.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры: «Найди свой цвет»
Цель: учить детей действовать по сигналу.
«Найди свою пару»
Цель: развивать слуховое внимание.
Индивидуальная работа: «С кочки на кочку»
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах.
К 13 Октябрь.
Наблюдение «Почва» глина.
Цель: расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные представления о глине.
Ход наблюдения:
Какого цвета глина?
Какой бывает глина?
Что станет с глиной, если её намочить?
Глина может быть разных цветов и степени водонепроницаемости. Из влажной глины можно лепить. Народные мастера лепят из глины посуду, игрушки и украшения. Потом их обжигают в муфельной печи.
Трудовая деятельность: уборка осенних листьев.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры: «Цветные автомобили»
Цель: развивать пространственную ориентировку.
«У медведя во бору»
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа: «Догони меня»
Цель: учить бегать в нужном направлении.
К 14 Октябрь
Наблюдение «Почва» камни.
Цель: расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные представления о камнях.
Ход наблюдения:
Какой величины бывают камни?
Какой формы бывают камни?
Какие они на ощупь?
Камни бывают разной величины, формы и происхождения. Камни твёрдые, бывают гладкие и шероховатые.
Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща.
Подвижные игры: «Трамвай»
Цель: учить быстро двигаться по сигналу, менять направление.
«Лошадки»
Цель: учить выполнять движения в паре.
Индивидуальная работа: «Изобрази настроение»
Цель: учить пластичными движениями изображать настроение.
К 15 Октябрь
Наблюдение «Насекомые» за мухами.
Цель: расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять характерные особенности мухи; её строение; формировать желание наблюдать за мухами.
Ход наблюдения:
-Как выглядит муха?
-Как меняется жизнь мухи осенью?
-Какую пользу или вред может приносить муха?
Осенью насекомых становится меньше, жизнь насекомых замирает, они прячутся, чтобы перезимовать. У мухи есть голова, грудь, брюшко, шесть конечностей, крылья. Муха может летать. В природе все насекомые нужны, но некоторые насекомые приносят вред человеку, поэтому он их уничтожает. Мухи могут быть разносчиками различных заболеваний.
Трудовая деятельность: предложить детям собрать песок в песочницу.
Цель: прививать любовь к труду в коллективе.
Подвижные игры: «Трамвай»
Цель: учить быстро двигаться по сигналу, менять направление.
«Лошадки»
Цель: учить выполнять движения в паре.
Индивидуальная работа: «Кто дальше бросит?»
Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.
К 16 Октябрь
Наблюдение «Насекомые» за жуками.
Цель: расширять представления детей о многообразии насекомых; учить выделять характерные особенности жуков; ех строение; формировать желание наблюдать за жуками.
Ход наблюдения:
-Как выглядят жуки?
-Как меняется жизнь жуков осенью?
-Какую пользу или вред может приносить жук?
Осенью насекомых становится меньше, жизнь насекомых замирает, они прячутся, чтобы перезимовать. У жуков есть голова, грудь, брюшко, шесть конечностей, крылья. Жук может летать. В природе все насекомые нужны.
Трудовая деятельность: сбор крупного мусора на участке, подметание дорожек.
Цель: формировать умение трудиться подгруппой.
Подвижные игры: «Зайцы и волк»
Цель: приучать к самостоятельному выполнению правил.
«Перепрыгнем через ручеёк»
Цель: продолжать развивать двигательную активность детей.
Индивидуальная работа: «Кто быстрее добежит до флажка?»
Цель: развивать глазомер, быстроту бега.
К 17 Октябрь
Наблюдение «Птицы» за воробьём.
Цель: расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность.
Ход наблюдения:
Чем все воробьи похожи друг на друга?
В чём их различия?
Чем питаются воробьи.
Воробей бойкая маленькая птичка. Цвета в оперении – белый, серый, чёрный и коричневый. Если слетается много воробьёв, они шумно и громко чирикают. Осенью воробьи летают на поля и клюют там оставшиеся зёрна.
Трудовая деятельность: сбор осенних листьев для гербария.
Цель: учить выполнять трудовые поручения с желанием.
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик…»
Цель: закреплять прыжки на двух ногах.
«Лиса в курятнике»
Цель: воспитывать ловкость, быстроту.
Индивидуальная работа: «Брось дальше»
Цель: учить выполнять упражнения с мячом.
К 18 Октябрь
Наблюдение «Перелётные птицы»
Цель: расширять представления о перелётных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения: Какие птицы улетают в тёплые края?
Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землёй. Это значит, что скоро они улетают в тёплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоёмы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Трудовая деятельность: уборка мусора на участке.
Цель: учить выполнять поручения.
Подвижные игры: «Охотник и зайцы»
Цель: учить быстро действовать по сигналу.
«Накинь кольцо»
Цель: развивать глазомер.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: закреплять умение в бросании мяча друг другу снизу.
К 19 Октябрь
Наблюдение «Листопад»
Цель: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием «листопад»; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения:
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики.
Поля опустели и ливни рекою.
А это, скажите мне, время какое? (осень)
Почему осень называют золотой?
Какое явление называют листопадом?
Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Становится холодно, и с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Не все листья на деревьях осыпаются одновременно, поэтому листопад можно наблюдать довольно длительное время.
Трудовая деятельность: сгребание в кучи сухих опавших листьев.
Цель: приучать оказывать помощь взрослым.
Подвижные игры: «Из-за леса, из-за гор…»
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, резко тормозить.
«Где купался, Иванушка?»
Цель: приучать к самостоятельному выполнению правил.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: учить сохранять равновесие, стоя на одной ноге, руки на поясе.
К 20 Октябрь
Наблюдение «Вода и осадки» за лужами.
Цель: расширять представления детей о свойствах воды. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе.
Ход наблюдения:
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе!
Идёт ли дождь?
Что остаётся после дождя на земле? На асфальте?
Что происходит, когда после дождя случаются заморозки?
Осенью часто идут дожди. В начале осени дожди бывают теплее, а в конце холоднее. Когда идёт дождь на почве и асфальте остаются лужи. После дождя всё становится мокрым. Когда становится холодно вода замерзает, на лужах образуется лёд.
Трудовая деятельность: сбор крупного мусора на участке.
Подвижные игры: «Теремок»
Цель: учить менять направление во время движения по кругу.
«Сидит, сидит зайка…»
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.
К 21 Октябрь
Наблюдение «Осадки» за первым снегом.
Цель: расширять представления детей о свойствах воды. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе. Уточнить, почему тает первый снег.
Ход наблюдения:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы в холодное стекло.
Как кружатся белые снежинки?
Что происходит с лужицами?
Почему тает первый снег?
Какой он на ощупь?
Лужицы затягиваются очень непрочной ледяной коркой. Первый снег тает, потому что ещё недостаточно холодно, и земля ещё не промёрзла.
Трудовая деятельность: подвешивание кормушек для птиц.
Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.
Подвижные игры: «Лиса и гуси»
Цель: учить быстро действовать по сигналу.
«Догонялки»
Цель: совершенствовать умение бегать.
Индивидуальная работа: «Летят снежинки»
Цель: развивать пластику движений.
К 22 Октябрь
Наблюдение «Птицы» за синицей.
Цель: расширять знания о внешнем виде и повадках синицы; воспитывать внимание и наблюдательность.
Ход наблюдения:
Что это за птица?
Как она выглядит?
Какого она цвета?
Чем питаются синицы?
Как люди заботятся о них?
Какую пользу они приносят?
У синицы черная голова и шея, щёки белого цвета, ярко жёлтое брюшко, голубоватый оттенок крыльев. Летом синицы питаются насекомыми, выклёвывают подсолнухи, ягодами. А зимой синичкам трудно прокормиться. Они клюют замёрзшие ягоды, замёрзших насекомых. Очень любят синички сало. Синички санитары леса., они поедают паразитов под корой деревьев.
Трудовая деятельность: сбор камешков на участке.
Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.
Подвижные игры: «Перегонки»
Цель: добиваться улучшения техники бега.
«Пирожки»
Цель: развивать ловкость.
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цель: улучшать технику ходьбы.
К 23 Ноябрь
Наблюдение «Деревья» за берёзой.
Цель: учить отличать берёзу по внешнему виду, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.
Ход наблюдения:
Какое это дерево?
Покажите ствол берёзы. Какой он- толстый или тонкий?
Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? Какого цвета?
Погладьте ствол берёзы. Какой он у нее? (гладкий, шелковистый)
Какой по цвету? (уточнить, что только у берёзы такой чёрно-белый ствол)
Какие изменения произошли с берёзой?
Куда подевались листочки с дерева?
Что происходит с деревом осенью? (оно засыпает, готовится к зиме)
Трудовая деятельность: уборка территории.
Цель: продолжать приучать детей работать сообща.
Подвижные игры: «Уголки»
Цель: развивать быстроту и ловкость.
«Теремок»
Цель: учить менять направление во время движения по кругу.
Индивидуальная работа: «Попади в корзину»
Цель: развивать меткость, глазомер.