Александра Шляпникова
Картотека прогулок на декабрь. Подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Декабрь (Подготовительная группа)
Прогулка 1
Наблюдение за небом
Понаблюдать за цветом неба, как он меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Попросить детей охарактеризовать небо: какое оно, что на нем видно (тучи, облака). Сравнить зимнее небо с летним, осенним.
Приметы: если зимой тепло, летом холодно; зима морозная – лето жаркое.
Поговорки и пословицы: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается»; «Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет».
Стихотворение С. Михалкова «Облака».
Дидактическая игра «Назови три предмета».
Подвижная игра «Стоп!».
Публикация «Картотека прогулок на декабрь, Подготовительная группа» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Планирование зимних прогулок
- Подготовительная группа
- Прогулки. Декабрь
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Прогулка 2
Наблюдение за погодой
Цели: уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни, самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д.); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.
Предложить детям полюбоваться красотой зимнего пейзажа.
Приметы: в начале зимы шел сильный снег – в начале лета пойдет сильный дождь; зима холодная – лето теплое; дым от трубы идет вверх – к морозу; если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко.
Поговорки и пословицы: «Зима лето пугает, да все равно тает»; «Зима без снегу – не быть хлебу»; «Зима лето строит».
Прогулка 3
Наблюдение за долготой дня
Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Обратить внимание детей на положение солнца, на то, что дни становятся короче, а ночь длиннее. Вместе с детьми сделать вывод, что чем короче день, тем меньше светит и греет солнце, тем температура воздуха ниже и тем становится холоднее. Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяет сделать вывод, что день зимой короткий, ночь длинная.
Приметы: зимой солнце садится в облака – к снегопаду; солнце всходит красное – на метель.
Поговорки и пословицы: «Зимнее солнце плохо греет».
Стихотворение "ЗИМА"
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо…
Я. Купала
Дидактическая игра «Природа и человек».
Подвижная игра «Мороз, Красный нос».
Цель: развивать ловкость, быстроту движений.
Прогулка 4
Цели: продолжать знакомить с природными явлениями; формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
Свежевыпавший снег придает всему окружающему праздничность: белые дорожки, обсыпанные первым снегом кустарники, припорошенные скамейки. Предложить детям послушать, как скрипит снежок под ногами. Это ломаются лучики миллионов снежинок под нашими ногами. Снег падает из снеговых туч, которыми покрыто все небо.
Рассказать детям, какие интересные игры и занятия ожидают их зимой, говорит, что все люди любят русскую зиму и радостно ее встречают.
Приметы: первый прочный снег падает с ночи.
Поговорки и пословицы: «Зима все найдет, что лето отложило»; «Зима бредет понурив голову – лето бежит вприпрыжку».
Прогулка 5[/b]
Наблюдение за снежинками
Цели: знакомить детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне.
Вынести темную бумагу и вместе с детьми рассматривает падающие снежинки. Они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать. Разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы.
Предложить детям самостоятельно придумать загадки о снежинках.
Приметы: снежные хлопья стали крупными – значит жди оттепели; первый сухой снег обещает хорошее лето; много снега – много хлеба; зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
Поговорки и пословицы: «Снег глубок – хлеб хорош»; «Снега надует – хлеба прибудет»; «Снег на полях – хлеб в закромах».
Стихотворение: СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
З. Александрова
Дидактическая игра «Добавь слог».
Подвижная игра «Мороз, Красный нос».
Дидактическая игра «Добавь слог».
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
Прогулка 6
Наблюдение за снегопадом
Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; продолжать формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру.
Предложить детям понаблюдать за снегопадом из окон группы. Как красиво падает снег, снежинки носятся под воздействием ветра. Какие снежинки? (Отдельные, хлопьями, крупой.) Выйдя на прогулку полюбоваться красотой этого зимнего явления.
Полюбоваться красотой падающего снега под светом фонарей выходят и во второй половине дня. В свете хорошо виден круговорот снежинок и их структура (хлопья, одиночные, крупа).
Приметы: лег снег на морозную голую землю – хлеб будет, а на сырую – нет.
Поговорки и пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит»; «Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос».
Дидактическая игра «Кто больше знает».
Подвижная игра «Не оставайся на полу».
Труд на участке. Обратить внимание детей, что во время снегопада дворник не убирает снег, спросить детей почему.
Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Зимняя забава «Снайперы».
Цель: развивать меткость, глазомер.
Прогулка 7
Наблюдение за следами птиц на снегу
Цели: расширять знания о зимующих птицах (вороне, галке, воробье); учить видеть особенности их поведения зимой; развивать у детей желание помогать птицам в зимний период (для птиц зима – самое трудное время года); учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле.
Обратить внимание детей на следы птиц на свежевыпавшем снегу в уголке леса. Следы различны по размеру и по форме цепочек (ворона крупнее воробья, она ходит большими шагами, у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ногах; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста).Предложить детям понаблюдать за поведением птиц у кормушки и сравнить правильность своих заключений по поводу цепочек и крестиков птичьих следов на свежевыпавшем снегу.
Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся – зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе – это к снегу; вороны каркают – к оттепели.
Стихотворение: ПТИЦЫ ЗИМОЙ
Зима-зимушка, чародейка,
Наших птичек пожалей-ка,
Ведь птичкам зимой холодно, голодно,
Насыпьте в кормушки им крошки да зернышки.
Пусть не голодают птицы зимой –
Вниманьем согреем их, добротой.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не погибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц, друзья!
Загадки: Грудка ярче, чем заря, у кого? У … (снегиря).
Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода, прямо с севера сюда.
(Снегирь.)
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Прогулка 8
Наблюдение за погодой
Цели: обобщать представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (установление связей между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды); продолжать развивать поисковую деятельность детей.
Обратить внимание детей на то, что снег подтаял, появились лужицы, которые ночью подмерзли и покрылись льдом.
Опыт «Взаимосвязь температуры и замерзания воды».
Приметы: сухой декабрь – значит быть сухими весне и лету; утро красное – быть декабрю ясным; зима снежная – лето дождливое; если в морозный день с ночи теплее – к долгой стуже.
Поговорки и пословицы: «Зимний тулуп всякому люб»; «В зимний холод всякий молод»; «В зимней шубке и морозы шутка»; «Не велик мороз, да краснеет нос».
Загадки про зимние месяцы.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Подвижная игра «Не оставайся на полу».
Цель: развивать умение правильно спрыгивать с возвышения двумя ногами, мягко приземляясь, сгибая колени.
Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Прогулка 9[/b]
Наблюдение за снежинками
Цели: конкретизировать и углублять представления о зимних явлениях; продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Обратить внимание детей на красоту падающего снега, на снежинки, летящие с неба. Легкие кристаллы, которые образуются из поднявшего высоко вверх и быстро охлаждаемого там водяного пара. Они похожи на шестиконечные звезды и очень разнообразны. Величина и форма их зависит от влажности и температуры воздуха. В более теплых слоях воздуха они подтаивают, сплетаются друг с другом в снежные хлопья. При сильном ветре лучи снежинок обламываются, и на землю падает снежная пыль. При сильных восходящих токах воздуха и небольшом морозе, когда низкие облака застилают все небо, снег медленно падает в виде шариков – крупы. В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. В сильный мороз снег хрустит под ногами. Это ломаются твердые лучи снежинок.
Приметы: снежный буран днем предвещает мороз ночью; снежная зима предвещает хороший рост трав.
Поговорки и пословицы: «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет»; «Снег земле кормилец, что теплый кожух».
Стихотворение:
С неба звезды падают,
Много-много звездочек
Лягут на поля,
Тонких, как стекло!
Пусть под ними скроется
Звездочки холодные,
Черная земля. А земле тепло.
Загадки:
Вот так загадка! Глянешь – летает,
На нос присядет – сразу растает.
(Снежинка.)
Из-под облачных высот быстрый ветер их несет.
Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая. (Снежинки.)
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Дидактическая игра «Скажи по-другому».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Цель: развивать умение бросать и ловить мяч.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки».
Цель: развивать ловкость.
Зимняя забава «Кто дальше».
Цель: развивать силу, ловкость.
Прогулка 10[/b]
Рассматривание розеток подорожника и одуванчика
Цель: расширять знания о приспособлении растений к холодному времени года.
Раскопать с детьми место в уголке сада, где осенью рос подорожник или одуванчик. Под снегом дети увидят прикорневую розетку. Многие растения образуют на почве зимующую розетку листьев с нежной зеленой почкой в центре. Поднимающиеся над землей части растения погибают, а почка возобновления надежно укрыта снегом до весны. Растение нужно закопать обратно, чтобы оно не замерзло.
Показать детям, что растение не погибло, а переживает зиму под мягким, теплым, пушистым снежным одеялом.
Опыт «Защитные свойства снега».
Цель: познакомить детей со свойствами снега.
Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Вывод. Чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Приметы: декабрь теплый и сырой – к затяжной зиме и поздней и холодной весне; если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю; зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно; воздух над лесом посинел – будет тепло.
Поговорки и пословицы: «Растение – земли украшение»; «Спасибо, мороз, что снегу принес».
Стихотворения:
Все злее, злее, злее на улице мороз.
И каждый потеплее закутывает нос.
И людям, и машинам сейчас не до красы.
И люди, и машины закутали носы. В. Орлов
ЗИМА
Не трещите, морозы, в заповедном бору.
У сосны и березы не грызите кору.
Полно вам воронье замораживать
Человечье жилье выхолаживать!
С. Маршак
Загадки: Шагаешь берегом реки или лесной дорожкой,
Везде встречаешь ты в пути растенье… (подорожник).
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник.)
Дидактическая игра «Найдите, что опишу».
Подвижная игра «Мяч водящему».
Прогулка 11
Наблюдение за воронами и галками
Цели: развивать интерес к природе; расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания; обогащать словарный запас; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Перед прогулкой провести с детьми беседу о зимующих птицах. Где птиц можно увидеть? Что они делают возле домов? Почему зимой птицы живут вблизи жилищ?
На улице дети находят ворону и галку, сравнивают, ищут отличия, наблюдают, как передвигаются (на снегу рассматривают следы птиц).
Приметы: если воробьи прячутся под крышу, будет мороз и метель; воробьи тихо сидят на деревьях – пойдет снег без ветра; если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу; вороны и галки садятся головой к югу – к теплу, на север – к холоду.
Стихотворения:
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не погибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц, друзья!
Загадки про птиц.
Дидактическая игра «Что это за птица?».
Подвижная игра «Не попадись!».
Зимняя забава «Снежная карусель».
Цель: развивать двигательную активность.
Подвижная игра «Два Мороза».
Прогулка 12[/b]
Рассматривание коры деревьев
Цели: конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые); воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.
Понаблюдать с детьми за деревьями. Спросить, не замерзают ли деревья. Предложить вспомнить, что происходит с ними весной, летом, осенью.
Деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань – пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть еще защита – пушистое снежное одеяло. Показать детям как утеплить снегом деревья на участке.
Приметы: снег прилипает к деревьям – тепло будет; если зимой шумят деревья, ожидай оттепели.
Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает».
Стихотворения: ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ
Деревья зимою, деревья зимою
Пронизаны ветром и стужей самою.
И старые сосны, и острые ели
Встают, как солдаты, навстречу метели.
В пургу по колени буранами гнутся,
Вершинами машут…
Сдают? Не сдаются!
М. Дудин
Варежки на ветках
Как птица в оперенье ледяном,
Бушует ветер злой в краю лесном.
Мерзнут у сосны и елки
Пальчики-иголки…
Удалой снежок примчал,
Всем им варежки связал,
Вы не видели, ребята,
Этих варежек мохнатых?
К. Назыров
Загадки:
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели.
(Дерево зимой.)
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший, –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек.
(Дерево.)
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Подвижная игра «Волк во рву».
Подвижная игра «Горелки».
Прогулка 13
Наблюдение за птицами
Цели: в наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; выяснить особенности взаимоотношений птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т. д.); обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.
Выяснить, какие птицы постоянно прилетают, а какие редко, какой корм больше любят. Попросить детей сделать выводы о форме, о зависимости вида корма от формы клюва.
– Почему птиц надо кормить два раза в день? (Птицы не могут сами найти корм, а зимой, в холодную погоду, птицам требуется больше корма, чтобы выжить.) Какие птицы садятся сразу, какие подождав?
Приметы: если на ночлег зимой ворона сидит на верхушке дерева в сторону ветра, то на другой день будет тихая погода; когда ворона сидит в нижней части дерева и прячется между ветвей, то следует ожидать ночью или на другой день ненастья.
Стихотворение «Птицы зимой».
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Зимняя забава «Снежная карусель».
Русская народная игра «Волк».
Труд на участке. Вместе с воспитателем расчистить дорожки от снега.
Прогулка 14[/b]
Наблюдение за птицами
Понаблюдать вместе с детьми за синицами, воробьями, галками, воронами. Найти сходство, различия, характерные признаки. Обратить внимание детей на перьевой покров (он более пушистый,установить взаимосвязь с холодным периодом года.
Опыт «Таяние и замерзание воды».
Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать; анализировать; обобщать; устанавливать причинно-следственные зависимости.
Двум детям (один из них в рукавицах) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед – кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.
Вывод. Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.
Приметы: птица хохлится – к непогоде; если птицы спустились и садятся на землю, будет оттепель.
Поговорки и пословицы: «Покорми птиц зимою – послужат тебе весною».
Стихотворения:
ПТИЦЫ ЗИМОЙ
У еле приметной дорожки
Насыпаны зерна и крошки,
Слетайтесь, слетайтесь, пичуги.
Теперь не страшны вам холодные вьюги,
Ведь в зимние лютые вьюги
Должны мы помнить друг о друге.
Загадки про птиц и снег.
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Дидактическая игра «Летает – не летает».
Подвижная игра «Два Мороза».
Прогулка 15
Наблюдение за поведением птиц у кормушки
Поговорить о том, какой корм какой птице нужен (отгадать по форме клюва, чем питается птица – насекомыми или зерном). У насекомоядных клюв тонкий, узкий, а у зерноядных и всеядных – более тупой и толстый. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглаживает – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Птицы первыми реагируют на прибавление света. Птиц надо кормить обязательно в определенное время, тогда к этому времени они будут прилетать.
Приметы: сорока лезет под крышу – будет метель.
Стихотворения:
КОРМУШКИ
Сделаем кормушки, насыплем зернышки –
Пусть не голодают зимой воробышки.
Пусть прилетают птицы:
Голуби, снегири, синицы,
Галки, вороны, воробьи.
Зимою птичек накорми.
Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)».
Подвижная игра «Угадай, что поймал».
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Труд на участке. Убрать участок от снега. Напомнить детям, для чего надо сгребать снег в лунки деревьев, кустарников и цветников. Учить детей работать слаженно, доводить начатое дело до конца, радоваться выполненной работе.
Прогулка 16[/b]
Наблюдение за голубем
Цели: обобщить знания о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.
Предложить детям понаблюдать за голубями. Голуби быстро летают, у них необыкновенная память на места гнездования и привязанность к выбранному жилью. Самца можно отличить по особому воркованию, по распущенному веером хвосту, по поклонам перед самкой. Самочки мельче, окрас перьев блеклый. Все голуби отличаются друг от друга по окрасу, цветовая гамма очень разнообразна.
Поговорки и пословицы: «Глупа птица, которой свое гнездо не мило».
Стихотворения: ГОЛУБИ
Гули, гули, голубки,
Прилетайте, сизари.
В зимний день среди ветвей
Стол накроем для гостей.
Прилетайте, милые пичужки,
Готовы для вас столы-кормушки.
Семена и крошки
Птицам насыплем на дорожке.
Загадки про птиц.
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Ловушка».
Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Прогулка 17
Наблюдение за продолжительностью дня
Цели: обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно); воспитывать интерес к зимним явлениям природы (дети замечают заметное прибавление светового дня).
Обратить внимание детей на долготу дня. Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяет им сделать вывод, что зимой день короткий, ночь длинная.
Приметы: зимой день темен, да ночь светла; когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю.
Поговорки и пословицы: «Зимний денек с воробьиный скок»; «В декабре мороз нарастает, зато день прибывает»; «В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается».
Стихотворения: ДЕКАБРЬ
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Загадки:
На крышу избушки легли белые подушки.
Только солнце припечет, пух водою потечет.
(Снег.)
Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Цели: учить предметному счету; развивать количественные представления; понимать и называть числительные.
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Найди себе пару».
Подвижная игра «Охотники и зайцы».